среда, 22 октября 2008 г.
И.С. Остроухов (1858—1929), Русская школа
И.С. Остроухов (1858—1929)
И.С. Остроухов (1858—1929), Русская школа
И.С. Остроухов (1858—1929)
I.S. Ostrokhov (1858-1929)
Early spring. 1891
Yaroslavl-Rostov State Museum of History Architecture and Arts
вторник, 21 октября 2008 г.
Г. Г. Мясоедов (1835—1911)
Учился в петербургской Академии художеств у А. Г. Маркова и Т. А. Неффа (1858-62), а также в качестве пенсионера — в Западной Европе (Германии, Италии, Франции и др.; 1863-68); с 1893 действительный член Академии художеств. Один из создателей Товарищества передвижников. Деятельно участвовал во всех выставках товарищества, постоянно заботился о его независимости и жизенности. Правдиво изображал крестьянскую жизнь («Земство обедает», 1872, Третьяковская галерея; «Косцы», 1887, Русский музей), обращался к историческим («Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», 1873; «Самосжигатели», 1884; обе в Третьяковской галерее) и литературным темам. Писал много пейзажей, преимущественно крымских. Бытовые и пейзажный сюжеты довольно разнообразны. Изредка писал и портреты (Н. Н. Бекетова, И. И. Шишкина и др.). Занимался также и гравированием.
Мясоедов Григорий Григорьевич (1835-1911)
Художник Г. Г. Мясоедов (1835—1911), Русская школа. "Дедушка русского флота". 1871 г. Холст, масло. 100X155 см. Ташкентский музей искусств Узбекской ССР. Из подборки открыток «Художники-передвижники». Выпуск I
Именно этому художнику принадлежала непосредственная идея создания Товарищества передвижных выставок. Он высказал ее еще в 1868 году, а затем в 1869 году своим энтузиазмом сумел увлечь московских мастеров, которые в содружестве с петербуржцами довели дело до успешного завершения.
Мясоедов окончил Академию художеств по классу исторической живописи, но тяготел к бытовому жанру. На первой передвижной выставке живописец показал помимо «Дедушки русского флота» жанровые произведения «По ягоду», «Девочка в лесу» и «Семейное счастье». Его историческое полотно решено, собственно, тоже в бытовом плане: на нем изображен юный Петр, осматривающий английский ботик, случайно обнаруженный в одном из сараев села Измайлова. Суденышку выпала честь стать началом начал будущего могучего российского флота.
Наличие в общей экспозиции первой передвижной выставки двух исторических картин, посвященных личности Петра I, объясняется приближавшимся 200-летием его рождения. Мясоедов, даже рассказывая о мальчике Петре, противопоставляет его пытливость и любознательность, активность формирующегося характера косности и лени окружающих бояр, один из которых, равнодушно позевывая, суеверно крестит рот — дабы «ненароком туда не заскочил черт».
В условиях требований переустройства жизни пореформенной России, передвижники почитали своей обязанностью всемерно пропагандировать преобразовательную деятельность Петра.
М.И. Козловский (1753-1802)
Татьяна Алексеевна Маврина (1902-1996)
Родилась в семье учителя и литератора А. И. Лебедева. В 1921 переехала в Москву. В 1922-29 гг. училась в Высших художественно-технических мастерских — Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас – Вхутеин), где одним из ее учителей был Р. Р. Фальк. В 1928-1929 гг. была членом общества «Рост», в 1929-1931 гг. вместе с мужем Н. В. Кузьминым входила в группу «Тринадцать», культивировавшую т. н. темповое рисование, направленное на динамичное отражение в картинах ритмов современной жизни.
Начиная с 1930 работала под псевдонимом «Маврина». Популярность художнице принесли иллюстрации к русским сказкам. Наиболее известно ее оформление сказок А. С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1960), «Руслан и Людмила» (1960), «Сказки»; оформляла также сборники «По щучьему велению» (1958), «У Лукоморья» (1961), «Русские сказки» (1963), «За тридевять земель» (1975). Иллюстрировала собственные книжки-картинки: «Сказочные звери» (1965), «Пряники пекутся, коту в лапы не даются» (1967), «Сказочная азбука» (1969).
В 1980 увидела свет книга-альбом «Пути-дороги», ставшая результатом многолетних путешествий Мавриной по разным уголкам России и включавшая в себя акварели и гуаши с видами Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов.
Среди других работ художницы: иллюстрации к книгам «Судьба Шарля Лонсевиля» К. Г. Паустовского (1933) и «Боги жаждут» А. Франса (1937), очерковые книги «Загорск» (1968), «Городецкая живопись» (1970), «Между Волгой и Двиной» (1977), эстампы.
Т. А. Маврина — лауреат премии Х. К. Андерсена (1965) и Государственной премии СССР (1975).
T. Mavrina (1902-1996).
The Ruza River. 1958
Water-colour on paper. 39,5x59 cm
The Russian Museum, Leningrad
Художник Т.А. Маврина (1902-1996), Русская школа. "Суздаль. Базар". 1957 г. Акварель, темпера, бумага. 38х50,5. Государственный Русский музей
T. Mavrina (1902-1996).
Suzdal. Market. 1957
Water-colour & tempera on paper. 38x50,5 cm
The Russian Museum, Leningrad