пятница, 21 ноября 2008 г.

С.Н. Шильников

Художник С.Н. Шильников, Русская школа. «У костра».
Художник С.Н. Шильников, Русская школа. «На отдыхе».
Художник С.Н. Шильников, Русская школа. «Студенты».

четверг, 20 ноября 2008 г.

Антонис ван Дейк (1599-1641) - «Портрет кардинала де Ришелье в трёх ракурсах»

Антонис ван Дейк родился в 1599 г. в Антверпене в благочестивой купеческой семье. Антонис, как и его братья и сестры, получил хорошее образование. Кроме фламандского языка, он владел испанским, итальянским, французским и английским, знал историю, теологию и мировую культуру. Свое художественное образование мальчик начал в 10 лет в мастерской Хендрика Ван Балена, известного антверпенского художника. В 16 лет Ван Дейк уже имел свою мастерскую.
В 1618—20 гг. он работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его сочной, полнокровной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы, Ван Дейк придает героям своих картин более изящный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист»). Однако истинным призванием художника был портретный жанр. Его талант выдающегося портретиста проявился уже в ранних работах («Семейный портрет»).
В конце 1620 г. Ван Дейк отправляется в Англию, где некоторое время работает при дворе короля Якова I. Король назначает ему «ежегодный пенсион», однако остаться в Лондоне Ван Дейк не захотел. Ознакомившись с королевским собранием картин прославленных итальянских мастеров, художник в 1621 г. уезжает в Италию — для завершения своего художественного образования.
Более шести лет понадобилось Ван Дейку для изучения итальянского искусства. Он побывал в Риме, Неаполе, Турине, Палермо, Флоренции, Венеции, Генуе и даже на Сицилии. В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека («Портрет кардинала Г. Бентивольо»). Долгое время художник жил и работал в Генуе, где создал галерею блестящих парадных портретов городской знати (парные портреты: старого генуэзца и его жены, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно). В то же время Ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости («Портрет скульптора Ф. Дюкенуа»). В общей сложности в Италии Ван Дейком было написано свыше ста картин.
В 1627—32 гг. Ван Дейк вновь живет в Антверпене, занимая должность придворного живописца эрцгерцогини Изабеллы. Эти годы явились для художника периодом наивысшего творческого расцвета. Он продолжает работать в жанре портрета («Портрет Марии Луизы де Тассис», «Портрет живописца Ф. Снейдерса»), создает религиозные и мифологические композиции («Отдых на пути в Египет»), осуществляет уникальное издание серии гравюр «Иконография Ван Дейка», состоящей из ста портретов выдающихся современников.
В 1634 г. Ван Дейк был избран деканом гильдии художников города Антверпена, что явилось неоспоримым признанием его блестящего таланта. Однако сам художник в это время был уже далеко от родных пенатов. В 1632 г. он уехал в Англию, где получил место главного живописца при дворе английского короля Карла I. Король окружил Ван Дейка небывалым почетом и даже пожаловал ему рыцарское звание. В Лондоне Ван Дейк жил в необыкновенной роскоши: держал слуг, кареты, лошадей, музыкантов, певцов и клоунов, которые забавляли его титулованных посетителей, приходивших позировать для портретов.
В 1639 г. Ван Дейк женился на фрейлине королевы Мэри Ратвен. В 1641 г. у них родилась дочь Юстиниана.
Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. За это время им было создано около четырехсот полотен, в том числе более 35 портретов Карла I («Портрет Карла I верхом», «Карл I на охоте», «Карл I в трех ракурсах»), 20 портретов королевы и их детей. Среди лучших последних произведений Ван Дейка — «Автопортрет с Эндимионом Портером», «Портрет Дж. Стюарта», «Портрет Ф. Уортона», «Портрет Т. Чалонера».
Напряженная работа, а также светская жизнь, отнимающая слишком много времени и сил, привели Ван Дейка, хрупкого от природы, к тяжелой болезни. 9 декабря 1641 г. художник скончался и был похоронен с великолепием и пышностью в старинной церкви Св. Павла в Лондоне.
Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Портрет кардинала де Ришелье в трёх ракурсах». 1642 г. Холст, масло. 58,4х72,4 см.

Антонис ван Дейк (1599-1641) - «Святой Мартин»

АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599—1641) "Святой Мартин". Ок. 1618. Холст, масло. 170х160 см. Бельгия. Церковь в Савентеме

Знаменитый фламандский живописец Антонис Ван Дейк известен как выдающийся портретист. Он оставил блестящую галерею портретов незаурядных людей своего времени: полководцев, ученых, художников, музыкантов, правителей, знатных особ и прославленных красавиц. Кроме того, он оставил много картин на мифологические и религиозные темы.
Картина «Святой Мартин» написана Ван Дейком для церкви небольшого местечка Савентем, где находится по сей день. Сюжетом произведения взят один из эпизодов легенды о святом Мартине, который однажды в юности, увидев полуголого нищего, преисполнился сострадания и отрезал для него часть своего плаща.
Несмотря на то, что картина создана девятнадцатилетним художником, она поражает высоким мастерством живописного выполнения и своеобразием личной манеры. Правда, двое бродяг взяты с одной из картин Рубенса, но их великолепный рисунок, моделировка объемов сделаны с уверенной смелостью настоящего мастера. Особенно обращает на себя внимание прекрасная компоновка фигур в пределах небольшого пространства. Композиция уравновешена объемами и массами по диагонали и объединена умело найденными ритмами. Красивое пятно красного цвета придает звучность всему колориту. Выразительность сцены построена на контрасте образов. Прекрасный юный рыцарь с нежной отзывчивой душой представляет собой образец благородства, грации, изящества. Ему противопоставлены нищие-калеки.
Уже в ранней работе Ван Дейк раскрывает свой идеал человека, наделенного тонкой духовной культурой, изысканностью манер и благородством.

Антонис ван Дейк (1599-1641) - «Портрет Карла I в трёх ракурсах»

Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Портрет Карла I в трёх ракурсах». 1635-1636 гг. Холст, масло. 84,5х99,7. Виндзор. Королевские коллекции

Антонис ван Дейк (1599-1641) - «Портрет Яна ван ден Ваувера»

Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Портрет Яна ван ден Ваувера». Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Антонис ван Дейк (1599-1641) в Эрмитаже

Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Автопортрет». Конец 1620-х - начало 1630-х гг. Холст, масло. 117х94. Государственный Эрмитаж
Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Мужской портрет» (предположительно портрет врача Лазаря Макаркейзуса или Портрет Вирджинио Чезарини). 1620-е гг. Холст, масло. 124,8х85,5. Государственный Эрмитаж

Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Отдых на пути в Египет» (так называемая "Мадонна с куропатками"). Ок. 1622г. Холст, масло.215х285,5. Государственный Эрмитаж

Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Семейный портрет». 1618-1621 гг. Холст, масло. 113,5х93,5. Государственный Эрмитаж
Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Портрет Филадельфии и Елизаветы Кэри». Филадельфия (р.1631 г.) и Елизавета (р.1632 г.) - дочери Томаса Кэри. (Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон) Конец 1630-х гг. Холст, масло. 162х130. Государственный Эрмитаж

Антонис ван Дейк (1599-1641) в Мадридском Прадо

Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Портрет короля Англии Карла I верхом на коне». Холст, масло. 123х85. Мадрид, Прадо

Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Коронование терновым венцом». Мадрид, Прадо

Антонис ван Дейк (1599-1641) - «Ребёнок Стюарт»

Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Ребёнок Стюарт» (фрагмент). Турин, Пинакотека Anton Van Dyck (1599-164) - The Baby Stuart (Ausschnitt) - Turin, Pinakothek