пятница, 21 ноября 2008 г.
С.Н. Шильников
Художник С.Н. Шильников, Русская школа. «На отдыхе».
Художник С.Н. Шильников, Русская школа. «Студенты».
четверг, 20 ноября 2008 г.
Антонис ван Дейк (1599-1641) - «Портрет кардинала де Ришелье в трёх ракурсах»
В конце 1620 г. Ван Дейк отправляется в Англию, где некоторое время работает при дворе короля Якова I. Король назначает ему «ежегодный пенсион», однако остаться в Лондоне Ван Дейк не захотел. Ознакомившись с королевским собранием картин прославленных итальянских мастеров, художник в 1621 г. уезжает в Италию — для завершения своего художественного образования.
Более шести лет понадобилось Ван Дейку для изучения итальянского искусства. Он побывал в Риме, Неаполе, Турине, Палермо, Флоренции, Венеции, Генуе и даже на Сицилии. В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека («Портрет кардинала Г. Бентивольо»). Долгое время художник жил и работал в Генуе, где создал галерею блестящих парадных портретов городской знати (парные портреты: старого генуэзца и его жены, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно). В то же время Ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости («Портрет скульптора Ф. Дюкенуа»). В общей сложности в Италии Ван Дейком было написано свыше ста картин.
В 1627—32 гг. Ван Дейк вновь живет в Антверпене, занимая должность придворного живописца эрцгерцогини Изабеллы. Эти годы явились для художника периодом наивысшего творческого расцвета. Он продолжает работать в жанре портрета («Портрет Марии Луизы де Тассис», «Портрет живописца Ф. Снейдерса»), создает религиозные и мифологические композиции («Отдых на пути в Египет»), осуществляет уникальное издание серии гравюр «Иконография Ван Дейка», состоящей из ста портретов выдающихся современников.
В 1634 г. Ван Дейк был избран деканом гильдии художников города Антверпена, что явилось неоспоримым признанием его блестящего таланта. Однако сам художник в это время был уже далеко от родных пенатов. В 1632 г. он уехал в Англию, где получил место главного живописца при дворе английского короля Карла I. Король окружил Ван Дейка небывалым почетом и даже пожаловал ему рыцарское звание. В Лондоне Ван Дейк жил в необыкновенной роскоши: держал слуг, кареты, лошадей, музыкантов, певцов и клоунов, которые забавляли его титулованных посетителей, приходивших позировать для портретов.
В 1639 г. Ван Дейк женился на фрейлине королевы Мэри Ратвен. В 1641 г. у них родилась дочь Юстиниана.
Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. За это время им было создано около четырехсот полотен, в том числе более 35 портретов Карла I («Портрет Карла I верхом», «Карл I на охоте», «Карл I в трех ракурсах»), 20 портретов королевы и их детей. Среди лучших последних произведений Ван Дейка — «Автопортрет с Эндимионом Портером», «Портрет Дж. Стюарта», «Портрет Ф. Уортона», «Портрет Т. Чалонера».
Напряженная работа, а также светская жизнь, отнимающая слишком много времени и сил, привели Ван Дейка, хрупкого от природы, к тяжелой болезни. 9 декабря 1641 г. художник скончался и был похоронен с великолепием и пышностью в старинной церкви Св. Павла в Лондоне.
Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Портрет кардинала де Ришелье в трёх ракурсах». 1642 г. Холст, масло. 58,4х72,4 см. |
Антонис ван Дейк (1599-1641) - «Святой Мартин»
Знаменитый фламандский живописец Антонис Ван Дейк известен как выдающийся портретист. Он оставил блестящую галерею портретов незаурядных людей своего времени: полководцев, ученых, художников, музыкантов, правителей, знатных особ и прославленных красавиц. Кроме того, он оставил много картин на мифологические и религиозные темы.
Картина «Святой Мартин» написана Ван Дейком для церкви небольшого местечка Савентем, где находится по сей день. Сюжетом произведения взят один из эпизодов легенды о святом Мартине, который однажды в юности, увидев полуголого нищего, преисполнился сострадания и отрезал для него часть своего плаща.
Несмотря на то, что картина создана девятнадцатилетним художником, она поражает высоким мастерством живописного выполнения и своеобразием личной манеры. Правда, двое бродяг взяты с одной из картин Рубенса, но их великолепный рисунок, моделировка объемов сделаны с уверенной смелостью настоящего мастера. Особенно обращает на себя внимание прекрасная компоновка фигур в пределах небольшого пространства. Композиция уравновешена объемами и массами по диагонали и объединена умело найденными ритмами. Красивое пятно красного цвета придает звучность всему колориту. Выразительность сцены построена на контрасте образов. Прекрасный юный рыцарь с нежной отзывчивой душой представляет собой образец благородства, грации, изящества. Ему противопоставлены нищие-калеки.
Уже в ранней работе Ван Дейк раскрывает свой идеал человека, наделенного тонкой духовной культурой, изысканностью манер и благородством.
Антонис ван Дейк (1599-1641) в Эрмитаже
Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Автопортрет». Конец 1620-х - начало 1630-х гг. Холст, масло. 117х94. Государственный Эрмитаж |
Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Отдых на пути в Египет» (так называемая "Мадонна с куропатками"). Ок. 1622г. Холст, масло.215х285,5. Государственный Эрмитаж |
Художник Антонис ван Дейк (1599-1641), Фламандская школа. «Семейный портрет». 1618-1621 гг. Холст, масло. 113,5х93,5. Государственный Эрмитаж |