пятница, 28 ноября 2008 г.

Барталоме Эстебан Перес Мурильо (1618-1682) - «Дети, играющие в кости»

Художник Барталоме Эстебан Перес Мурильо (1618-1682). Испанская школа. «Дети, играющие в кости». Холст, масло. 146х108 см. Старая Пинакотека. Мюнхен.

Барталоме Эстебан Перес Мурильо (1618-1682) - «Продавщица фруктов»

Художник Барталоме Эстебан Перес Мурильо (1618-1682). Испанская школа. «Продавщица фруктов». Холст, масло. 76х61 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Кроме картин на распространённые в его время религиозные и мифилогические сюжеты Мурильо создал ряд произведений на сюжеты из жизни простого народа.

четверг, 27 ноября 2008 г.

Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875) в Эрмитаже

Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. В лесу. Холст, масло. 47,5х35. Государственный Эрмитаж
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Деревья среди болота. Холст, масло. 25,5х38. Государственный Эрмитаж

Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875) - "В лесу"

Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Заброшенная крепость.1874 г. Автолитография. Дрезденская картинная галерея
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. В лесу. Из музеев ГДР

Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875) в музее изобразительных искусств имени Пушкина

Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Итальянская крепость. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Колокольня в Аржантейле. Конец 1860-х гг. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Холмы с вереском у Вимутье. 1830 г. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Бурная погода. Берег Па де Кале. Начало 1870-х гг. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Характерной особенностью Коро, одного из крупнейших западноевропейских пейзажистов XIX века, является индивидуальное поэтическое восприятие природы. Картины его, написанные в сдержанной серебристой гамме, проникнуты настроением задумчивости и тихой мечтательности. Некоторые из них полны бурного движения.
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Порыв ветра. Конец 1864 г. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Воз сена. Конец 1860-х - 1870-х гг. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Опушка леса. Холст, масло. 46х37. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Купание Дианы. Около 1870 г. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Замок Пьерфон. Дерево, масло. 35х27. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Замок Пьерфон (имение Портоса из Дюма?), сооружён в 1390 г. и реставрирован Виолле ля Дюконом в 1862 г. Находится севернее Парижа, в 15 км от Компьена.
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. пруд в Вилль д`Авре. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Художник Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Французская школа. Вечер. 1860-е гг. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

среда, 26 ноября 2008 г.

Оганес Карапетович Татевосьян (род 1889)

Оганес Карапетович Татевосьян—один из старейших художников Узбекистана. Он приехал первый раз в Среднюю Азию в 1915 году, еще будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Древний Самарканд, его величественные памятники и особенно заполненные народом улицы и базары, произвели на молодого живописца неизгладимое впечатление. Ученик замечательных русских художников Константина Коровина, Абрама Архипова, Сергея Иванова и Николая Касаткина, сам щедро одаренный талантом колориста — Татевосьян увидел в Средней Азии необычайные краски, по красоте и силе подобные драгоценным камням. Это ощущение он воплотил в своих первых работах, посвященных Самарканду: «Старые лавчонки» (1915), «Полдень» (1915) и др.
Именно в этот город он вернулся после Великой Октябрьской социалистической революции, окончив в 1917 году Московское училище. Художник полюбил узбекский народ, его гостеприимство, приветливый характер, его тягу к новой жизни. В 1919—1920 годах родилась первая сюита произведений, посвященных старому и новому Узбекистану. Стремясь сделать свои картины понятными широкой массе трудящихся, художник выполнил их в манере, близкой узбекскому народу, росписи и старинной миниатюры. Это была интересная попытка придать новому для Узбекистана искусству живописи национальную форму, опираясь на местные художественные традиции. Написанные в условной плоскостной манере эти произведения Татевосьяна красивы, их линии и краски поэтичны, проникнуты музыкальным ритмом. В зависимости от темы они имеют разное эмоциональное звучание: одно в «Писце талисманов» (1920) —этом символе феодальной отсталости и мракобесия, другое — в яркой и радостной «Коммуне учащихся» (1919).
В том же стиле написал Татевосьян в 1921 году несколько произведений, посвященных Еревану: «Сбор тута», «Старый Ереван» и др. И в дальнейшем художник не оставляет поисков национального своеобразия в слегка стилизованных по форме, иногда написанных с оттенком юмора поэтичных композициях: «Старый Самарканд» (1929), «МЮД» (1928), «Комсомольская бригада на окучке» (1930).
Вместе с тем, в конце 20-х—начале 30-х годов Татевосьян вновь обратился к объемно-пространственной живописи. Он жадно наблюдает и воплощает в своих произведениях разнообразные характерные сцены труда и быта («Выгрузка хлопка», «Уличный парикмахер» и Др.), пишет оживленные красочные базары и заполненные народом чайханы.
В эти годы реалистическое творчество Татевосьяна наиболее импрессионистично. Исполненные на пленере произведения художника полны света и воздуха... На большой базарной площади в солнечном мареве мерцают желтые пятна дынь, яркие цветные халаты покупателей и продавцов, зеленая листва деревьев, отбрасывающих прохладную и манящую тень («Дынный базар», 1929). Вдаль убегают узкие улочки, сдавленные глинобитными стенами; над блещущими изразцами фасадами старинных медресе сияет безоблачное голубое небо. Художника увлекает богатая игра красок, их сложное взаимодействие, рефлексы, их мощное мажорное звучание. Замечательно переданы Татевосьяном вечерние мотивы: оранжевые краски заката («Последние лучи», 1929), выступающие из темноты освещенные чайханы («Вечер наступил», 1929) и др. В эти же годы художник создал произведения, решенные в более декоративном плане, красочный строй которых построен на сочетании звучного по цвету переднего плана и мягко написанного уходящего вглубь фона («Дорога в сады», 1928 и др.).
С годами в творчестве Татевосьяна возникают все новые и новые живописные задачи. В произведениях 40-х—50-х годов поиски колористической выразительности сочетаются с разнообразными пластическими исканиями. Цвет не только обозначает, но и лепит форму предметов и человеческих фигур. Искания этих лет художник синтезировал в картине «Возвращение стада» (1958), дающей колоритный и поэтичный образ типичной сцены из жизни узбекских колхозников.
Большинство произведений Татевосьяна — это небольшие полотна размером 50 X 70 см, которые, однако, нельзя назвать этюдами, настолько цельны и законченны их композиции. Но кроме этих произведений художником созданы и крупные тематические картины, в которых он стремился воплотить большие идеи нашего времени, обобщал в художественных образах явления новой жизни узбекского народа. Еще в конце 20-х годов Татевосьян написал картину «Красный обоз». В середине 30-х годов художник создал впечатляющие большие полотна «Сбор винограда» и «Колхозный той», в которых отразил черты новой колхозной жизни тружеников Узбекистана.
Самым значительным тематическим произведением Татевосьяна является картина «Строительство Катта-Курганского водохранилища» (1940), написанная в результате большой творческой работы, проведенной художником в гуще строителей, создавших это огромное ирригационное сооружение. В своей картине Татевосьян воплотил образы героев народной стройки, дал почувствовать масштабы и размах их работы.
В годы Великой Отечественной войны художник свои произведения посвящал героизму советских воинов («Кавалерийская атака» и др.). В последующее время наряду с тематическими картинами Татевосьян пишет превосходные натюрморты, красивые по живописи, прославляющие богатства природы Узбекистана.
На глазах Татевосьяна в корне изменилась жизнь узбекского народа. Из отсталой окраины царской России Узбекистан превратился в передовую, цветущую социалистическую республику, а затем вместе с братскими народами СССР приступил к развернутому строительству коммунизма. Новые и новые задачи вставали перед советским изобразительным искусством. Менялось, развиваясь часто не без противоречий и трудностей, творчество художника, накапливался опыт, росло мастерство. И лишь одно оставалось постоянным в искусстве Татевосьяна — его патриотизм, любовь к своей Родине. Героем произведений Татевосьяна всегда был и остался народ Узбекистана, в труде и жизни которого художник неизменно находит красоту и поэзию для своих образов.
За пятьдесят с лишним лет, отдавая все свои силы, весь свой талант народу, Татевосьян сделал немалый вклад в искусство социалистического реализма. Ему присвоено высокое звание народного художника Узбекистана. Его творчество давно уже приобрело всесоюзную известность.
И сейчас маститый художник не опустил свою кисть, остался активным борцом на фронте искусства. За последние годы им написаны, отмеченные печатью современности, поэтичные, изящные по живописи новые картины о Советском Узбекистане: «Весна. Уголок в Ташкенте» (1961), «Пенсионеры» (1963), натюрморт «Наши гранаты» (1963) и др. Художник, недавно отметивший свое 75-летие, полон новых больших творческих замыслов.

Б. Веймарн

Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Натюрморт». 1953 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Горные тюльпаны». 1955 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Полдень». 1915 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Караван-сарай». 1917 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Коммуна учащихся». 1919 г.

Оганес Карапетович Татевосьян (род 1889)

Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Весна. Уголок в Ташкенте». 1961 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Дынный базар». 1929 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Старый Самарканд». 1929 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Везут дыни». 1918 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Узбекский дворик». 1958 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Писец талисманов». 1920 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Фруктовая палатка». 1928 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Дорога в сады». 1928 г.
Художник О.К. Татевосьян (род 1889). Узбекистан. «Сбор тута. Ереван». 1921 г.

вторник, 25 ноября 2008 г.

Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675) - «Мастерская художника»

ЯН ВЕРМЕЕР ДЕЛЬФТСКИЙ (1632—1675). Голландская школа. «Мастерская художника (Аллегория живописи)». Ок. 1665. Холст, масло. 120х100 см.. Вена. Музей истории искусства
«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392. 2121281

Вермеер владел сложнейшей живописной техникой, с непревзойденным мастерством добиваясь передачи интенсивного солнечного освещения и мощного звучания чистых пятен света. Его жанровые сцены не увлекают оригинальностью сюжетной ситуации, но всегда захватывают совершенством цветовой гармонии, классической чистотой и ясностью образов.
Картину «Мастерская художника» называют аллегорией живописи. Очевидно, Вермеер писал собственное ателье и самого себя. Мы узнаем, что художник работал сидя за мольбертом и писал на холсте прямо с натуры, сделав на нем рисунок кистью. На картине видно, как художник пишет листья лаврового венка, не прикоснувшись еще к лицу, тщательно отделывая эту деталь. Его моделью служит простая некрасивая девушка, которая неловко и смущенно держит в руках трубу и книгу, атрибуты музы истории Клио. Фоном для нее служит карта семнадцати нидерландских провинций. На столе лежат предметы, символизирующие вспомогательный аппарат художника,— альбом набросков, маска, толстая книга и разноцветные ткани. В картине можно видеть некоторую двойственность общего и образного решения — с одной стороны, художник убеждает в реальности, с другой — в идеальности изображенной жизни. Оттенок избранности этого особого мира творчества ощущается в том, как Вермеер построил композицию. Он словно разрешил немного заглянуть в мастерскую, отогнув тяжелый занавес и закрепив его стулом. В позе художника чувствуется полная самоотдача, напряженный процесс работы. Судя по тому, что картина осталась в семье умершего художника, Вермеер высоко ценил ее и с ней единственной не пожелал расстаться до самой смерти.