вторник, 24 ноября 2009 г.

М.И. Зощенко (1857-1907), Русская школа. «В ожидании найма»

Зощенко Михаил Иванович (21.01.1857 - 09.01.1907) художник, мозаичист, график.
С 1877 по 1884 год он учился в Академии художеств, получив за свои успехи звание неклассного художника. По своим творческим устремлениям был близок к Товариществу передвижных художественных выставок, на экспозициях которого и демонстрировал свои картины: "Волостной суд" (1888), "Свой вор" (1889), "В ожидании найма" (1890), "Гадание", "У плетня", "В крестьянской избе" (все - 1890-е), "В тишине" (1908).
Писал М.И. Зощенко акварели, сотрудничал с рядом петербургских журналов. В 1895 году художник перешел в мозаичную мастерскую Академии художеств, где при его участии и под его руководством по картинам художников Н.А. Шабунина и А.Н. Попова выполнены мозаики: "Отъезд Суворова из села Кончанского (Отъезд Суворова в итальянский поход 1799 года)" (1904), "Переход Суворова через Альпы в 1799 году" (1904). В 1905 году М.И. Зощенко возвращается к живописи. Пишет портреты и бытовые композиции. К сожалению, совсем недолго: он умирает в возрасте 51 года, оставляя в бедности семью: вдову и восемь детей, в их числе и двенадцатилетнего Мишу, бущего писателя. В 1908 году в залах Академии художеств в Петербурге состоялась посмертная выставка работ М.И. Зощенко.

Художник М.И. Зощенко (1857-1907), Русская школа. «В ожидании найма». Музей Великой Октябрьской социалистической революции

А.М. Любимов (1879-1956) - «Сёстры Кавос»

Любимов Александр Михайлович (1879. с. Пальцево Курской губернии – 1955, Ленинград)
В 1895 – 1897 годах учился в вечерних классах Центрального училища технического рисования барона А.Л.Штиглица, затем ещё три года в школе Общества поощрения художеств. В 1901 году поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище
при Академии художеств в мастерскую И.Е.Репина.
Одновременно с живописью увлёкся графикой, в первую очередь искусством шаржа.
В 1900 – 1912 годах сотрудничал с журналом «Театр и искусство», создав обширную галерею образов театральных деятелей начала века: Станиславского, Горького, Шаляпина, Собинова, Мейерхольда, Комиссаржевской и многих других.
С 1905 года работал и в революционной печати, делая рисунки, преимущественно политические карикатуры, для многочисленных журналов.
В 1909 году Любимов получил звание художника за картину «Каин» и, продолжая сотрудничество с «Театром и искусством», серьёзно занялся пейзажем и портретом.
В 1912 году по рекомендации Репина был направлен в Харьков, где возглавил художественное училище. Во время Гражданской войны выполнял агитационные панно и плакаты, оформлял агитпоезда, работал в Кавказском и Закавказском отделениях РОСТА.
В 1927 году по приглашению «Красной газеты» вернулся в Ленинград. Сотрудничал
с журналами «Красная панорама» и «Вокруг света», работал в области киноплаката, создал множество портретов деятелей искусств.
С 1934 года был профессором Всероссийской Академии художеств, с 1944 возглавлял кафедру живописи в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной

Художник А.М. Любимов (1879-1956), Русская школа. «Сёстры Кавос». Республиканский художественный музей Северо-Осетинской АССР (г. Орджоникидзе)

В.И. Якоби (1834-1902) - «Разносчик»

Якоби Валерий Иванович (15.05.1834 - 26.05.1902).
Родился в деревне Кудряково (Лаишевский уезд, Казанская губерния) 3 (15) мая 1834 в семье помещика. Поступил в Казанский университет, но вскоре бросил его в связи с началом Крымской войны и в 1854 записался в ополчение. По выходе из ополчения решил посвятить себя искусству; в 1856–1861 учился в петербургской Академии художеств. В качестве «пенсионера» Академии побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Италии, вернувшись в Петербург лишь в 1869. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870), однако в 1872 был исключен оттуда из-за того, что не представил свои произведения на очередную выставку. Жил преимущественно в Петербурге.

Начинал как автор ярких жанровых типажей (Разносчик фруктов, 1858, Третьяковская галерея). Позднее соединил это жанровое чутье с талантом художника-«режиссера», сочиняющего острые, социально-значимые живописные ситуации. От Светлого праздника нищего (1860, Русский музей) к известнейшей картине мастера, беспросветно-мрачному Привалу арестантов (1861) эта острота последовательно возрастала. Одним из первых в русской живописи воплотил тему Французской революции (смерть М.Робеспьера в картине Террористы и умеренные (9-е термидора), 1864, там же). В 1870-е годы написал цикл ярких и драматичных полотен по мотивам эпохи императрицы Анны Ивановны (Шуты при дворе Анны Ивановны, 1872, там же; Свадьба в Ледяном доме, 1878, Русский музей; и др.).

Преподавал в Академии художеств (1878–1889). С 1880 много путешествовал по европейским и африканским странам Средиземноморья, привозя из поездок этюды и картины в духе экзотически-красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям.
Умер Якоби в Ницце.

Художник В.И. Якоби (1834-1902), Русская школа. «Разносчик». 1858 г.  Государственная Третьяковская галерея

Анатолий Михайлович Волков (род. 1.12.1927), . «С красным отрядом»

Художник А.М. Волков (род. 1.12.1927), Русская школа. «С красным отрядом». (дипломная работа)

С.К. Зарянко (1818-1870) - «Портрет М.В. Воронцовой»

Зарянко Сергей Константинович (06.10.1818-1871.)Родился в семье крестьянина Могилевской губернии. Учился в Петербурге в гимназии и вольнослушателем мастерской Венецианова в Академии художеств. В 1838 г. Зарянко получил от Академии звание «свободного художника», в 1843 г. — академика в 1850 г. — профессора. С 1846 г. Зарянко преподавал в художественных школах Москвы и Петербурга в должностях старшего профессора живописи, затем инспектора московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Развивая традиции венециановской школы, он перестроил во вверенных ему учебных заведениях систему преподавания в направлении реализма (углубленное изучение натуры, одновременность обучения рисунку и живописи, практическое освоение перспективы). Учениками Зарянко были В.Перов, В. Маковский и другие выдающиеся русские художники. Как живописец Зарянко известен превосходными изображениями интерьеров и портретами А.Венецианова, Ф. Толстого, М.Воронцовой и др.
Художник С.К. Зарянко (1818-1870), Русская школа. «Портрет М.В. Воронцовой». 1851 г. Государственная Третьяковская галерея

понедельник, 23 ноября 2009 г.

Е.С. Зарудная-Кавос (1862-1918) - «Портрет В.Ф. Комиссаржевской»

Зарудная-Кавос Екатерина Сергеевна (1861-1917) - живописец и график. Училась в Академии художеств с 1881 г. у П.П. Чистякова, в 1885-1886 гг. занималась в Париже. На выставках с 1890 г. (Академия художеств, Товарищество передвижных худажественных выставок, Общество русских акварелистов и другие). Автор живописных портретов многих видных современников ("Портрет сенатора В.А. Арцимовича", 1890, ГРМ), жанровых картин. Рисавала для петербургских журналов, была одним их организаторов сатирического журнала "Леший" (1906). Открыла в Петербурге школу живописи (1905), где преподавали Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере и другие. Её работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Екатеринбургсокм музее изобразительных искусств.

Художник Е.С. Зарудная-Кавос (1862-1918), Русская школа. «Портрет В.Ф. Комиссаржевской». Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

М.В. Якунчикова-Вебер (1870-1902) - «Окно»

Якунчикова (Вебер) Мария Васильевна М. В. Якунчикова принадлежала к старинной московской купеческой семье. Обучалась в студии Н.А. Мартынова с 1883 года. В 1885 г. будущая художница поступила в МУЖВЗ, но уже в 1889 г. ушла из него из-за болезни. В том же году Якунчикова уехала во Францию и осталась там до конца своей недолгой жизни, лишь изредка приезжая в Россию. В Париже она продолжила учебу в частной академии Р. Жюлиана; с 1894 г. оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в парижском Салоне. В 1890-х гг. она создавала картины-настроения, изображающие мир старинных усадеб: "Окно в Мореве" (1894), "Чехлы", "Из окна старого дома. Введенское" (обе 1897). Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Члены объединения "Мир искусства" пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 г. созданная Якунчиковой обложка. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом "The Studio", оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой. Привлекало Якунчикову и прикладное искусство. С 1895 г. она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и ее ближайшая подруга Е. Д. Поленова, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. Народные, "неорусские" мотивы звучат в ее панно "Городок" (1896). Выполненные по эскизам Якунчиковой резная полочка для игрушек и вышитое панно "Девочка и леший" демонстрировались на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, где были удостоены серебряной медали. Эти последние работы были исполнены в мастерских Абрамцева, где художница сама руководила их изготовлением. Скончалась Якунчикова в местечке Сен-Бужери под Женевой от обострившегося туберкулеза. В Сен-Бужери, у наследников художницы, хранятся многие ее произведения.

Художник М.В. Якунчикова-Вебер (1870-1902), Русская школа. «Окно». 1896 г. Панно. Дерево, выжигание. Государственная Третьяковская галерея

В.В. Дугладзе (род. 1916 г.) - «На берегу Чёрного моря»

Дугладзе Вахтанг Валерьянович (23.07.1916 г.р.). Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Грузинской ССР. Место проживания Москва

Художник В.В. Дугладзе (род. 1916 г.), Грузинская живопись. «На берегу Чёрного моря». 1957 г.