Истомин Константин Николаевич (1887 - 1942). Учился в частной студии художника Е. Шрейдера в Харькове, затем в художественной школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906—09). В 1920-х гг. входил в художественные объединения «Маковец» и «Четыре искусства». Преподавал во Вхутемасе — Вхутеине (1923—30), Полиграфическом институте (1930—39), Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (во время эвакуации — в Самарканде, 1941 — 1942). В жанровых сценах, пейзажах и портретах Истомина высокая профессиональная культура слита с проникновенно-лирическим восприятием мира; частым мотивом в его живописи были городские пейзажи старой и современной Москвы 1920—30-х гг. («Зимний пейзаж. Московский переулок», 1926; «В комнате. У окна», 1928; «Вузовки», 1933, — все в ГТГ). Насыщенная, внутренне "сложная простота", цельность художественного видения мира, точные, но мягкие силуэты, цветосветовые контрасты - суть живописного языка Истомина. Произведения Истомина находятся в ГТГ, Москва; ГРМ, С.-Петербург; Саратовском государственном художественном музее и др. собраниях.
Художник К.Н. Истомин (1887-1942), Русская школа. «Вузовки». 1932 г. Государственная Третьяковская галерея
среда, 25 ноября 2009 г.
вторник, 24 ноября 2009 г.
М.И. Зощенко (1857-1907), Русская школа. «В ожидании найма»
Зощенко Михаил Иванович (21.01.1857 - 09.01.1907) художник, мозаичист, график.
С 1877 по 1884 год он учился в Академии художеств, получив за свои успехи звание неклассного художника. По своим творческим устремлениям был близок к Товариществу передвижных художественных выставок, на экспозициях которого и демонстрировал свои картины: "Волостной суд" (1888), "Свой вор" (1889), "В ожидании найма" (1890), "Гадание", "У плетня", "В крестьянской избе" (все - 1890-е), "В тишине" (1908).
Писал М.И. Зощенко акварели, сотрудничал с рядом петербургских журналов. В 1895 году художник перешел в мозаичную мастерскую Академии художеств, где при его участии и под его руководством по картинам художников Н.А. Шабунина и А.Н. Попова выполнены мозаики: "Отъезд Суворова из села Кончанского (Отъезд Суворова в итальянский поход 1799 года)" (1904), "Переход Суворова через Альпы в 1799 году" (1904). В 1905 году М.И. Зощенко возвращается к живописи. Пишет портреты и бытовые композиции. К сожалению, совсем недолго: он умирает в возрасте 51 года, оставляя в бедности семью: вдову и восемь детей, в их числе и двенадцатилетнего Мишу, бущего писателя. В 1908 году в залах Академии художеств в Петербурге состоялась посмертная выставка работ М.И. Зощенко.
Художник М.И. Зощенко (1857-1907), Русская школа. «В ожидании найма». Музей Великой Октябрьской социалистической революции
Ярлыки:
Музей Революции,
русская школа
А.М. Любимов (1879-1956) - «Сёстры Кавос»
Любимов Александр Михайлович (1879. с. Пальцево Курской губернии – 1955, Ленинград)
В 1895 – 1897 годах учился в вечерних классах Центрального училища технического рисования барона А.Л.Штиглица, затем ещё три года в школе Общества поощрения художеств. В 1901 году поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище
при Академии художеств в мастерскую И.Е.Репина.
Одновременно с живописью увлёкся графикой, в первую очередь искусством шаржа.
В 1900 – 1912 годах сотрудничал с журналом «Театр и искусство», создав обширную галерею образов театральных деятелей начала века: Станиславского, Горького, Шаляпина, Собинова, Мейерхольда, Комиссаржевской и многих других.
С 1905 года работал и в революционной печати, делая рисунки, преимущественно политические карикатуры, для многочисленных журналов.
В 1909 году Любимов получил звание художника за картину «Каин» и, продолжая сотрудничество с «Театром и искусством», серьёзно занялся пейзажем и портретом.
В 1912 году по рекомендации Репина был направлен в Харьков, где возглавил художественное училище. Во время Гражданской войны выполнял агитационные панно и плакаты, оформлял агитпоезда, работал в Кавказском и Закавказском отделениях РОСТА.
В 1927 году по приглашению «Красной газеты» вернулся в Ленинград. Сотрудничал
с журналами «Красная панорама» и «Вокруг света», работал в области киноплаката, создал множество портретов деятелей искусств.
С 1934 года был профессором Всероссийской Академии художеств, с 1944 возглавлял кафедру живописи в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной
Художник А.М. Любимов (1879-1956), Русская школа. «Сёстры Кавос». Республиканский художественный музей Северо-Осетинской АССР (г. Орджоникидзе)
Ярлыки:
Орджоникидзе,
русская школа
В.И. Якоби (1834-1902) - «Разносчик»
Якоби Валерий Иванович (15.05.1834 - 26.05.1902).
Родился в деревне Кудряково (Лаишевский уезд, Казанская губерния) 3 (15) мая 1834 в семье помещика. Поступил в Казанский университет, но вскоре бросил его в связи с началом Крымской войны и в 1854 записался в ополчение. По выходе из ополчения решил посвятить себя искусству; в 1856–1861 учился в петербургской Академии художеств. В качестве «пенсионера» Академии побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Италии, вернувшись в Петербург лишь в 1869. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870), однако в 1872 был исключен оттуда из-за того, что не представил свои произведения на очередную выставку. Жил преимущественно в Петербурге.
Начинал как автор ярких жанровых типажей (Разносчик фруктов, 1858, Третьяковская галерея). Позднее соединил это жанровое чутье с талантом художника-«режиссера», сочиняющего острые, социально-значимые живописные ситуации. От Светлого праздника нищего (1860, Русский музей) к известнейшей картине мастера, беспросветно-мрачному Привалу арестантов (1861) эта острота последовательно возрастала. Одним из первых в русской живописи воплотил тему Французской революции (смерть М.Робеспьера в картине Террористы и умеренные (9-е термидора), 1864, там же). В 1870-е годы написал цикл ярких и драматичных полотен по мотивам эпохи императрицы Анны Ивановны (Шуты при дворе Анны Ивановны, 1872, там же; Свадьба в Ледяном доме, 1878, Русский музей; и др.).
Преподавал в Академии художеств (1878–1889). С 1880 много путешествовал по европейским и африканским странам Средиземноморья, привозя из поездок этюды и картины в духе экзотически-красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям.
Умер Якоби в Ницце.Художник В.И. Якоби (1834-1902), Русская школа. «Разносчик». 1858 г. Государственная Третьяковская галерея
Ярлыки:
ГТГ,
русская школа
С.К. Зарянко (1818-1870) - «Портрет М.В. Воронцовой»
Зарянко Сергей Константинович (06.10.1818-1871.)Родился в семье крестьянина Могилевской губернии. Учился в Петербурге в гимназии и вольнослушателем мастерской Венецианова в Академии художеств. В 1838 г. Зарянко получил от Академии звание «свободного художника», в 1843 г. — академика в 1850 г. — профессора. С 1846 г. Зарянко преподавал в художественных школах Москвы и Петербурга в должностях старшего профессора живописи, затем инспектора московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Развивая традиции венециановской школы, он перестроил во вверенных ему учебных заведениях систему преподавания в направлении реализма (углубленное изучение натуры, одновременность обучения рисунку и живописи, практическое освоение перспективы). Учениками Зарянко были В.Перов, В. Маковский и другие выдающиеся русские художники. Как живописец Зарянко известен превосходными изображениями интерьеров и портретами А.Венецианова, Ф. Толстого, М.Воронцовой и др.
Художник С.К. Зарянко (1818-1870), Русская школа. «Портрет М.В. Воронцовой». 1851 г. Государственная Третьяковская галерея |
Ярлыки:
ГТГ,
русская школа,
С.К. Зарянко (1818-1870)
понедельник, 23 ноября 2009 г.
Е.С. Зарудная-Кавос (1862-1918) - «Портрет В.Ф. Комиссаржевской»
Зарудная-Кавос Екатерина Сергеевна (1861-1917) - живописец и график. Училась в Академии художеств с 1881 г. у П.П. Чистякова, в 1885-1886 гг. занималась в Париже. На выставках с 1890 г. (Академия художеств, Товарищество передвижных худажественных выставок, Общество русских акварелистов и другие). Автор живописных портретов многих видных современников ("Портрет сенатора В.А. Арцимовича", 1890, ГРМ), жанровых картин. Рисавала для петербургских журналов, была одним их организаторов сатирического журнала "Леший" (1906). Открыла в Петербурге школу живописи (1905), где преподавали Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере и другие. Её работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Екатеринбургсокм музее изобразительных искусств.
Художник Е.С. Зарудная-Кавос (1862-1918), Русская школа. «Портрет В.Ф. Комиссаржевской». Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Ярлыки:
русская школа,
Театральный музей
М.В. Якунчикова-Вебер (1870-1902) - «Окно»
Якунчикова (Вебер) Мария Васильевна М. В. Якунчикова принадлежала к старинной московской купеческой семье. Обучалась в студии Н.А. Мартынова с 1883 года. В 1885 г. будущая художница поступила в МУЖВЗ, но уже в 1889 г. ушла из него из-за болезни. В том же году Якунчикова уехала во Францию и осталась там до конца своей недолгой жизни, лишь изредка приезжая в Россию. В Париже она продолжила учебу в частной академии Р. Жюлиана; с 1894 г. оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в парижском Салоне. В 1890-х гг. она создавала картины-настроения, изображающие мир старинных усадеб: "Окно в Мореве" (1894), "Чехлы", "Из окна старого дома. Введенское" (обе 1897). Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Члены объединения "Мир искусства" пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 г. созданная Якунчиковой обложка. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом "The Studio", оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой. Привлекало Якунчикову и прикладное искусство. С 1895 г. она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и ее ближайшая подруга Е. Д. Поленова, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. Народные, "неорусские" мотивы звучат в ее панно "Городок" (1896). Выполненные по эскизам Якунчиковой резная полочка для игрушек и вышитое панно "Девочка и леший" демонстрировались на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, где были удостоены серебряной медали. Эти последние работы были исполнены в мастерских Абрамцева, где художница сама руководила их изготовлением. Скончалась Якунчикова в местечке Сен-Бужери под Женевой от обострившегося туберкулеза. В Сен-Бужери, у наследников художницы, хранятся многие ее произведения.
Художник М.В. Якунчикова-Вебер (1870-1902), Русская школа. «Окно». 1896 г. Панно. Дерево, выжигание. Государственная Третьяковская галерея
Ярлыки:
ГТГ,
русская школа
Подписаться на:
Сообщения (Atom)