среда, 25 ноября 2009 г.

Жан Батист Сантерр (1651-1717), . «Портрет двух актрис»

Жан-Батист (Santerre, 1651-1717) - французский живописец. Посредственный живописец Франсуа Лемэр был его первым учителем. Позже другой наставник, Булонь Старший, внушил ему любовь к искусству и приучил его работать только с натуры. Сначала С. занимался портретной живописью, но вскоре стал писать головки и поясные фигуры женщин, причем пользовался как натурщицами своими многочисленными ученицами. Одна из них, Женевьева Бланшо по прозванью Годок, достигла некоторой известности как художница. В 1704 г. С. был избран в члены Парижск. академии. Он работал очень медленно, а потому и число его картин крайне незначительно. Они свидетельствуют, что он прекрасно знал анатомию и перспективу, рисовал с уверенностью и обладал приятным, прозрачным колоритом, но не имел тонкого вкуса и грешил манерностью. В сравнении с ними рисунки С. отличаются большими достоинствами; к сожалению, они встречаются весьма редко, так как художник, рисовавший преимущественно нагих женщин, и притом в очень рискованных позах, незадолго до смерти уничтожил большую часть таких этюдов в надежде спасти свою душу. Одна из лучших его картин - "Св. Тереза" - написана по заказу Людовика XIV, вообще очень высоко ценившего талант С. Из прочих произведений этого художника достаточно будет указать на "Сусанну в купальне" (1704, находится в Луврском музее в Париже), на "Снятие со Креста" (в церкви в С.-Мало), на "Адама и Еву", "Портрет молодой женщины" (в Луврском музее) и "Певицу" (в руанском музее). В Имп. Эрмитаже имеется одна из работ С .: "Портрет молодой женщины" (1671).

 Художник Жан Батист Сантерр (1651-1717), Французская школа. «Портрет двух актрис». 1699 г. Холст, масло. 146х114.  Государственный Эрмитаж

И.Г. Давыдов (1826-1856) - «Вид га острове Валаам»

Давыдов Иван Григорьевич (1826 - 06.12.1856).
Прошел начальный путь молодого российского художественного дарования. После обучения у К.И. Рабуса в Московском училище живописи и ваяния (1843—1848) он становится вольноприходящим учеником Академии художеств в Петербурге (с 1850). Под руководством профессора М.Н. Воробьева его талант быстро реализуется в высокое мастерство: в 1851 году И. Давыдов получает большую серебряную медаль, в 1852 за картину «Вид из окрестностей Нарвы» — малую золотую медаль, в 1853 — большую золотую медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме», а также звание классного художника первой степени и право на зарубежную пенсионерскую поездку.

Жизнь И.Г. Давыдова оборвалась рано: после посещения Женевы в 1854 году он останавливается в Риме, откуда посылает в Россию несколько полотен. На родину художник уже не возвращается. Его последние работы демонстрировались на академических выставках: в 1855 году — Вид из окрестностей г. Триента, в 1857 году — Вид озера Неми близ Рима и два Вида в местечке Альбано близ Рима. Всего лишь несколько картин И.Г. Давыдова хранятся в главных музеях страны — в Русском музее и Третьяковке. С картиной «Пейзаж с мельницей» можно познакомиться в художественном музее Ярославля.

Художник И.Г. Давыдов (1826-1856), Русская школа. «Вид га острове Валаам». 1853 г.  Государственный Русский музей

С.В. Чехонин (1878-1937) - «Розы»

Чехонин Сергей Васильевич (14.02.1878 - 23.02.1936). График, художник прикладного и монументально-декор. иск-ва. Род. на ст. Валдайка Валдайского у. Новгородской губ. (ныне ст. Лыкошино Бологовского р-на Твер. обл.). Учился в Петербурге в Рисовальной школе Об-ва поощрения художников (1896-97) и школе М. К. Тенишевой у И. Е. Репина (1897-1900). В 1902-07 занимался керамикой на Художественном гончарном з-де С. И. Мамонтова в Москве под рук. П. К. Ваулина, в 1907-14 - в мастерской "Гольдвейн и Ваулин" под Петербургом; в 1913-17 руководил уч-показательными мастерскими по финифтяному пр-ву в Ростове Ярославской губ. и Торжке. Ч. участвовал в оформлении гостинцы "Метрополь" в Москве (1902-07), исполнил майоликовые панно для церкви к 300-летию дома Романовых в Москве и лейб-гвардии Московского полка в Петербурге (1912-15), в 1905-07 публиковал сатирич. рисунки в ж. "Зритель", "Маска" и др. В 1917-20-е гг. - преподаватель Центрального уч-ща техн. рисования А. Л. Штиглица в Петрограде, в 1918-23 и 1925-27 - худ. рук. Гос. фарфорового з-да в Ленинграде, в 1923-25 - рук худ. части "Новгубфарфора" (Волховский фарфоро-фаянс. з-д). Ч. - один из создателей изделий из отеч. мат-лов, с новой тематикой и техникой росписи (т. н. агитационный фарфор), автор портретов М. Горького (1921), А. К. Глазунова (1922) и др., первых сов. гербов, печатей, плакатов; занимался книжной и журнальной графикой (ж. "Пламя", "Москва", изд-ва Ленгиз и Госиздат), оформлением спектаклей. Ч. -участник св. 50 рос. и зарубежных выставок (с 1908), в т. ч. в Лейпциге (1914), Берлине и Флоренции (1922), Нью-Йорке (1924), Париже (1925, 2 зол. медали) и др. С 1928 жил в Париже.
Художник С.В. Чехонин (1878-1937), Русская школа. «Розы». 1910-е гг. Бумага, акварель. 35х25. Частное собрание. Ленинград

К.Н. Истомин (1887-1942) - «Вузовки»

Истомин Константин Николаевич (1887 - 1942). Учился в частной студии художника Е. Шрейдера в Харькове, затем в художественной школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906—09). В 1920-х гг. входил в художественные объединения «Маковец» и «Четыре искусства». Преподавал во Вхутемасе — Вхутеине (1923—30), Полиграфическом институте (1930—39), Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (во время эвакуации — в Самарканде, 1941 — 1942). В жанровых сценах, пейзажах и портретах Истомина высокая профессиональная культура слита с проникновенно-лирическим восприятием мира; частым мотивом в его живописи были городские пейзажи старой и современной Москвы 1920—30-х гг. («Зимний пейзаж. Московский переулок», 1926; «В комнате. У окна», 1928; «Вузовки», 1933, — все в ГТГ). Насыщенная, внутренне "сложная простота", цельность художественного видения мира, точные, но мягкие силуэты, цветосветовые контрасты - суть живописного языка Истомина. Произведения Истомина находятся в ГТГ, Москва; ГРМ, С.-Петербург; Саратовском государственном художественном музее и др. собраниях.

Художник К.Н. Истомин (1887-1942), Русская школа. «Вузовки». 1932 г.  Государственная Третьяковская галерея

вторник, 24 ноября 2009 г.

М.И. Зощенко (1857-1907), Русская школа. «В ожидании найма»

Зощенко Михаил Иванович (21.01.1857 - 09.01.1907) художник, мозаичист, график.
С 1877 по 1884 год он учился в Академии художеств, получив за свои успехи звание неклассного художника. По своим творческим устремлениям был близок к Товариществу передвижных художественных выставок, на экспозициях которого и демонстрировал свои картины: "Волостной суд" (1888), "Свой вор" (1889), "В ожидании найма" (1890), "Гадание", "У плетня", "В крестьянской избе" (все - 1890-е), "В тишине" (1908).
Писал М.И. Зощенко акварели, сотрудничал с рядом петербургских журналов. В 1895 году художник перешел в мозаичную мастерскую Академии художеств, где при его участии и под его руководством по картинам художников Н.А. Шабунина и А.Н. Попова выполнены мозаики: "Отъезд Суворова из села Кончанского (Отъезд Суворова в итальянский поход 1799 года)" (1904), "Переход Суворова через Альпы в 1799 году" (1904). В 1905 году М.И. Зощенко возвращается к живописи. Пишет портреты и бытовые композиции. К сожалению, совсем недолго: он умирает в возрасте 51 года, оставляя в бедности семью: вдову и восемь детей, в их числе и двенадцатилетнего Мишу, бущего писателя. В 1908 году в залах Академии художеств в Петербурге состоялась посмертная выставка работ М.И. Зощенко.

Художник М.И. Зощенко (1857-1907), Русская школа. «В ожидании найма». Музей Великой Октябрьской социалистической революции

А.М. Любимов (1879-1956) - «Сёстры Кавос»

Любимов Александр Михайлович (1879. с. Пальцево Курской губернии – 1955, Ленинград)
В 1895 – 1897 годах учился в вечерних классах Центрального училища технического рисования барона А.Л.Штиглица, затем ещё три года в школе Общества поощрения художеств. В 1901 году поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище
при Академии художеств в мастерскую И.Е.Репина.
Одновременно с живописью увлёкся графикой, в первую очередь искусством шаржа.
В 1900 – 1912 годах сотрудничал с журналом «Театр и искусство», создав обширную галерею образов театральных деятелей начала века: Станиславского, Горького, Шаляпина, Собинова, Мейерхольда, Комиссаржевской и многих других.
С 1905 года работал и в революционной печати, делая рисунки, преимущественно политические карикатуры, для многочисленных журналов.
В 1909 году Любимов получил звание художника за картину «Каин» и, продолжая сотрудничество с «Театром и искусством», серьёзно занялся пейзажем и портретом.
В 1912 году по рекомендации Репина был направлен в Харьков, где возглавил художественное училище. Во время Гражданской войны выполнял агитационные панно и плакаты, оформлял агитпоезда, работал в Кавказском и Закавказском отделениях РОСТА.
В 1927 году по приглашению «Красной газеты» вернулся в Ленинград. Сотрудничал
с журналами «Красная панорама» и «Вокруг света», работал в области киноплаката, создал множество портретов деятелей искусств.
С 1934 года был профессором Всероссийской Академии художеств, с 1944 возглавлял кафедру живописи в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной

Художник А.М. Любимов (1879-1956), Русская школа. «Сёстры Кавос». Республиканский художественный музей Северо-Осетинской АССР (г. Орджоникидзе)

В.И. Якоби (1834-1902) - «Разносчик»

Якоби Валерий Иванович (15.05.1834 - 26.05.1902).
Родился в деревне Кудряково (Лаишевский уезд, Казанская губерния) 3 (15) мая 1834 в семье помещика. Поступил в Казанский университет, но вскоре бросил его в связи с началом Крымской войны и в 1854 записался в ополчение. По выходе из ополчения решил посвятить себя искусству; в 1856–1861 учился в петербургской Академии художеств. В качестве «пенсионера» Академии побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Италии, вернувшись в Петербург лишь в 1869. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870), однако в 1872 был исключен оттуда из-за того, что не представил свои произведения на очередную выставку. Жил преимущественно в Петербурге.

Начинал как автор ярких жанровых типажей (Разносчик фруктов, 1858, Третьяковская галерея). Позднее соединил это жанровое чутье с талантом художника-«режиссера», сочиняющего острые, социально-значимые живописные ситуации. От Светлого праздника нищего (1860, Русский музей) к известнейшей картине мастера, беспросветно-мрачному Привалу арестантов (1861) эта острота последовательно возрастала. Одним из первых в русской живописи воплотил тему Французской революции (смерть М.Робеспьера в картине Террористы и умеренные (9-е термидора), 1864, там же). В 1870-е годы написал цикл ярких и драматичных полотен по мотивам эпохи императрицы Анны Ивановны (Шуты при дворе Анны Ивановны, 1872, там же; Свадьба в Ледяном доме, 1878, Русский музей; и др.).

Преподавал в Академии художеств (1878–1889). С 1880 много путешествовал по европейским и африканским странам Средиземноморья, привозя из поездок этюды и картины в духе экзотически-красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям.
Умер Якоби в Ницце.

Художник В.И. Якоби (1834-1902), Русская школа. «Разносчик». 1858 г.  Государственная Третьяковская галерея

Анатолий Михайлович Волков (род. 1.12.1927), . «С красным отрядом»

Художник А.М. Волков (род. 1.12.1927), Русская школа. «С красным отрядом». (дипломная работа)