пятница, 8 января 2010 г.

Д.И. Архангельский (род. 1885) - «Зимний пейзаж. Симбирск»

Архангельский Дмитрий Иванович (22.02.1885 - 1979)
В 1913 сдал экзамен при АХ в СПб. на звание учителя рисования. Член СХ (1933). С 1935 постоянно участвует в научных экспедициях АН СССР в Поволжье (Булгары). Иллюстрирует собственные литературные работы, в числе которых "Чувашские узоры" (1925).

Основные произведения: линогравюры, литографии, офорты, акварели "На родине В.И.Ленина" (1938), "Памятник В.И. Ленину" (1956), "Дом-музей В.И.Ленина в Ульяновске" (1959), "Симбирск" (1919—59).

--"Он учил Любви. Нет, не учил. Сам любил, и рядом с ним по-другому было нельзя. Показывая этюды, он гладил деревья, рассказывал как "лежит" вода или заваливается небосвод. Счастливый, собирал в папки рисуночки, акварели - все неумеки своих учеников, которые роились вокруг него, как кутята, радостные его любовью."

В тридцатые годы он был учителем в школе им. Шацкого для детей-правонарушителей. Воришки и беспризорники в дырявых башмаках и драных шапках, они гоняли за "дедей" по весенним лужам и буеракам, водя посиневшими пальцами по обрывкам старых обоев - писали этюды. Романтический лозунг колонии "воспитание трудом и искусством" сделал из них Людей и Героев: больше десяти из них стали Героями Советского Союза и погибли в той проклятой войне. До самой своей смерти он звал их по именам и плакал. В конце тех же тридцатых шёл по улице своего родного Симбирска с приятелем, увидели на противоположной стороне знакомого. И помахали ему рукой. На другой день его спутника посадили за фашистское приветствие на улице. И он бежал из родного города в неразбериху подмосковных посёлков, укрылся и тихо жил с влюблёнными в него учениками-ребятками, перетерпливая нищету привезённой ими колбаской, охрой и ультрамаринчиком. И "хорошей бумажкой" для акварели. Семья прощала ему одержимость.

Временами ему удавалось устроиться в археологические экспедиции, откуда приезжали горы этюдов и рассказов, зарисовок, приключений, удивительностей краеведения, вышивки, бусы, передники, каменные пуговицы, скребки неолита, бронзовые лошадки, тысячелетние деревяшки... Теперь, вспоминая его всё чаще и чаще, я понимаю, что это было Главный Учитель в моём ремесле и жизни - любить цвет, линию, пространство, деревья, небосвод - всё на чём остановился глаз и что захотелось оставить. Нежно укладывать это на бумагу или холст. Знать и помнить, что Искусство - это и видеть и суметь. И это две разницы, два умения, два счастья. И что надо хвалить. И что надо дарить. И любить. Заразно любить. Чтобы после тебя, они уже не могли не любить. Великий Человеческий Учитель. Он прожил девяносто пять лет, мой "Дедя"." ("Дорогой мой Борька". Б.Жутовский)

Художник Д.И. Архангельский (род. 1885). Русская школа. «Зимний пейзаж. Симбирск». 1922 г. Холст, масло. 48,5х72. Ульяновский областной художественный музей

Ю.Д. Абрамов, Н.А. Ращектаев - «На фронт»


Художники Георгий (Юрий) Дмитриевич Абрамов (род.07.01.1914), Никифор Андреевич Ращектаев. Русская школа. «На фронт»

А.П. Ацманчук (род. 1922 г.) - «Солдат мира», «Дан приказ ...»

Александр Павлович Ацманчук 08.09.1923 - 1974 Участник Великой Отечественной войны. Живописец. Закончил Одесское художественное училище. В 1953-1957 гг. преподавал там же. Его произведения находятся в Национальном художественном музее Украины.

Дипломная работа в ВАХ (руководитель М.И. Авилов) - "В День Военно-морского флота", оценка - отлично. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника живописи.

Художник А.П. Ацманчук Русская школа. «Дан приказ ...»

Художник А.П. Ацманчук (род. 1922 г.). Русская школа. «Солдат мира». 1964-1965.

четверг, 7 января 2010 г.

А.А. Горская - «Санитарная комиссия»


Художник А.А. Горская. Русская школа. «Санитарная комиссия».

К сожалению на открытке не указаны более точные данные о художнице, но возможно эта работа принадлежит Горской Алле Александровне.

Андрей Афанасьевич Егоров (1878 -1954) - «Ратуша в Курессаре»

Заслуженный деятель искусств Эстонии.
Учился в Рисовальной школе ОПХ (1898-1901) и Академии художеств в Петербурге (с 1902) у И.Е. Репина, у Д.Н. Кардовского. За картину «В деревне» получил звание художника в 1909 г. Жил в Петрограде и Таллине. Был членом Общества им. А.И. Куинджи (с 1911 г.).
Писал преимущественно пейзажи. Участник выставок с 1907 г., экспонировался с «Товариществом художников». Персональная выставка Егорова А.А. прошла в Таллине в 1948 г. Работы художника находятся в ГТГ, Государственном Таллиннском художественном музее, в Тартуском художественном музее.

Художник Андрей Афанасьевич Егоров (02.07.1878 - 30.01.1954). Русская школа. «Ратуша в Курессаре». 

Иван Васильевич Евстигнеев (1899-1967) - «На подступах к Москве»


Художник И.В. Евстигнеев (1899-1967). Русская школа. «На подступах к Москве». 1963 г. 

Епифанов (род. 1900) - Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Епифанов Геннадий Дмитриевич (1900, Ростов – 1985, Ленинград) Советский график, мастер иллюстрации, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Посещал живописную студию А.И. Звонилкина (1883 – 1937), профессионального художника
и прекрасного педагога, ученика Коровина по Строгановскому училищу.

С 1925 года учится в Высшем государственном художественно-техническом институте
в Ленинграде, сначала на живописном факультете у Петрова-Водкина, а потом
на графическом у Митрохина, Конашевича, Кругликовой, Шиллинговского.

По окончании института «в первых номерах» сотрудничает с многочисленными издательствами.

Епифанов – участник международных выставок во Франции, Чехословакии, Греции, Турции, Дании, Норвегии, Финляндии. В СССР в 1932 – 1940 годах состоялось 9 коллективных выставок, на которых были представлены работы мастера.

В 1941 – 1945 годах художник работает в «Боевом карандаше», трудится над оформлением интерьеров и созданием экспозиции Военно-медицинского музея.

Важной частью творческого наследия Епифанова являются его натурные работы, исполненные кистью, пером, карандашом, иногда слегка приукрашенные акварелью.

В послевоенные годы Епифанов возвращается к искусству иллюстрации. Альбом гравюр «Ленинград. Виды города» (1953) закрепляет за ним славу «певца старого Петербурга».

Художник Епифанов (род. 1900). Русская школа. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 1966 г. Гравюра на дереве

Борис Дмитриевич Григорьев - «Кусочек ярмарки в Генгане. Бретань»

Большую часть своей жизни Б. Д. Григорьев был знаменит, десятки его работ охотно покупали коллекционеры и музеи России, Франции, Америки, Чили, Чехии и других стран. Он имел за рубежом славу "артиста линии", "великого русского художника", благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: "Сейчас я первый мастер на свете ... Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости" (из письма поэту В. В. Каменскому).

Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13). Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Именно Щербиновский и Кардовский поразили воображение молодого человека виртуозным владением линией и, по сути, воспитали в нем отношение к рисунку и линии как основе любого произведения, как самоценному жанру. Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов - объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.

Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели - вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, увиденного под определенным углом зрения. "Intimite" ("интимность", франц.) - так назвал художник большую серию парижских рисунков. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры.

Мастерство, с которым были выполнены эти рисунки, никого не оставило равнодушным. Искусствоведы в те годы откликнулись статьями на появление нового таланта. Так, Н. Н. Пунин назвал графику Григорьева "парадоксами в пространстве и на плоскостях, нежными, ироническими и блестящими", но уже тогда он отметил слабые стороны личности художника: "...до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается".

В 1917-18 гг. Григорьев создает цикл "Расея", где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего "глубоко и разрушительно" (А. А. Блок). Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии. Как и в парижской серии, образы людей - крестьян, детей, стариков - создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в гротескной беспощадности, сообщают формам почти циничную деконструктивность.

Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой "шедеврики" (выражение Григорьева) художника. Крестьяне на картинах "Деревня", "Земля народная", "Олонецкий дед", "Старуха с коровой", "Девочка с бидоном" в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Это галерея типов русской деревни, как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. театр, - и монументальный, и гротескный, и реальный, и условный.

Внутренняя сила М. Горького восхищала Григорьева. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. В почти квадратном устойчивом пространстве холста писатель изображен в окружении героев его произведений. Горький считал эту работу лучшим своим портретом.

В 1919 г. Григорьев уехал из России. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. В 1927 г. он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств; правда, из-за правительственного переворота приглашение было отменено, но в 1936 г. последовало вновь. В 1927 г. художник построил дом во Франции, недалеко от Ниццы, где в 1930 г., вернувшись из длительной поездки по Латинской Америки было логическим продолжением цикла "Расея" стала галерея портретов русской интеллигенции. Художник писал их на родине и в эмиграции. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др.

В этой галерее наиболее известны два портрета - В. Э. Мейерхольда и М. Горького. Мейерхольд, театральный режиссер-новатор, чья эксцентричная система создания образа строилась на гротеске, выразительности жеста, силуэта, антуража, был в этом близок художнику; даже само позирование для портрета Мейерхольд превратил в творческий процесс. Причудливо изломанный силуэт фигуры режиссера, очень точно передающий его пластику, - результат поисков в рисунках, которых Григорьев всегда делал великое множество для каждого портрета. В этом портрете ему удалось дать образ неоднозначный, как сам Америке, трудился над большой картиной "Лики мира", посвятив ее Лиге Наций, Позднее это полотно было приобретено столицей Чехословакии. Созданное Григорьевым за двадцать лет эмиграции исследователями пока не изучено, а оно во много раз превышает число работ, исполненных им на родине.

Незадолго до смерти художник закончил последний автопортрет, как бы поставив точку в замечательной серии портретов российской интеллигенции, чьи судьбы после Октября 1917 г. сложились столь по-разному.

Художник Б.Д. Григорьев (1886-1939). Русская школа. «Кусочек ярмарки в Генгане. Бретань». 1914 г. Государственная Третьяковская галерея