суббота, 26 июня 2010 г.

К набору отрыток "Галерея Боргезе и Национальная галерея. Рим"

Ни один город мира не может гордиться таким количеством и разнообразием памятников искусства, как Рим. Рядом с античными руинами высятся пышные дворцы барокко, прекрасные здания эпохи Возрождения соседствуют с церквами средневековья. Рим богат и музеями искусств, среди которых немалой известностью пользуются галерея Боргезе и Национальная галерея. По своим размерам коллекции этих музеев не могут сравниться с крупнейшими музеями мира. Однако многие произведения в этих собраниях относятся к высочайшим образцам искусства и имеют мировую известность.

Официальными датами основания галерей считаются: галереи Боргезе — 1902 год, Национальной галереи — 1940 год. Сами же коллекции сложились значительно раньше.

История возникновения галереи Боргезе связана с богатым и влиятельным родом Боргезе. Когда в 1605 году один из членов этой семьи был избран папой, принявшим имя Павла V, для его племянника Шипионе Боргезе, ставшего кардиналом, открылись огромные возможности. Власть и неограниченные финансовые ресурсы способствовали быстрому комплектованию коллекции. Картины покупали, конфисковывали, вымогали, а подчас просто крали, как это было с рафаэлевским «Снятием с креста», похищенным из капеллы Бальони в Перудже. В 1607 году у художника Кавальере д'Арпино за неуплату налогов были конфискованы и переданы кардиналу Боргезе картины молодого Караваджо «Больной вакх» и «Юноша с корзиной фруктов». В 1608 году путем вымогательств и угроз Боргезе вынудил кардинала Сфондрато продать ему семьдесят картин.

В 1606 году на одном из живописных римских холмов под руководством архитектора Фламинио Понцио был разбит великолепный парк и началось строительство дворца. Постройка его была закончена в 1619 году архитектором Джованни Ва-занцио. В отделке дворца и украшении парка принимали участие лучшие скульпторы и декораторы того времени Лоренцо Берни-ни и Джованни Ланфранко.

На втором этаже дворца была размещена коллекция живописи. Надо признать, что Шипионе Боргезе оказался умелым собирателем. В основном он приобретал произведения живописи XVI—XVII веков, но при этом стремился как можно полнее представить творчество интересовавших его художников. Назначив наследником своего брата, он поставил единственным условием сохранение целостности коллекции.
В конце XVII века благодаря женитьбе Паоло Боргезе на наследнице кардинала Альдобрандини коллекция пополнилась несколькими работами молодого Рафаэля, Лоренцо Лотто и Караваджо.

После этого периода пополнения последовала пора утечек. Из коллекции были проданы три картины Рафаэля и одно полотно Караваджо. Больше всего коллекция пострадала в период господства Наполеона. Камилло Боргезе, муж сестры Наполеона Паолины Бонапарт, вынужден был отправить многие ценные произведения в Париж.

После смерти прямых наследников дворец с парком, собрание картин и скульптуры становятся в 1902 году собственностью государства. В настоящее время галерея Боргезе насчитывает около пятисот шестидесяти картин.

В основном в коллекции представлена итальянская живопись. Произведения Перуджино, Пьеро ди Козимо, Лоренцо ди Креди, Сандро Боттичелли и других художников дают возможность ознакомиться с искусством раннего Возрождения. Среди картин Высокого Возрождения огромный интерес вызывают «Портрет молодой женщины с единорогом» и «Снятие с креста» Рафаэля, «Снятие с креста» Ортолано, «Даная» Кор-реджо; большого внимания заслуживает собрание картин венецианской школы XV—XVI веков. Это прежде всего относится к произведениям Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана и Веронезе.

Раздел итальянской живописи XVII века дает яркое представление о таких художественных течениях, как болонский академизм, караваджизм и барокко.

Собрание Национальной галереи имеет также более чем двухсотлетнюю историю. Племянник папы Клемента VII кардинал Нери Корсини купил у знатной римской семьи Риарио дворец, который было поручено переделать архитектору Ферди-нандо Фуга. Несметные богатства позволили кардиналу не только выстроить дворец с неслыханной роскошью, но и закончить его убранство в течение трех лет. За этот короткий срок с 1737 по 1740 год была собрана первоклассная коллекция, насчитывающая около шестисот картин. В 1883 году князья Корсини продали дворец государству и подарили ему коллекцию. Вскоре в 1892 году она пополнилась собранием герцога Джованни Торлониа, также подаренным государству. В этом же году коллекция обогатилась еще 187 картинами, поступившими из галереи дель Монте ди Пьета. 

Поступление живописи за счетдаров продолжалось, и в связи с нехваткой места многие произведения искусства были распределены по различным музеям. Встал вопрос о необходимости собрать всю коллекцию воедино, для чего целесообразно было приобрести соответствующее здание. Вскоре выбор был сделан, и в 1930 году государство купило великолепный дворец Барберини. Дворец был выстроен еще в середине XVII века для племянника папы Урбана VIII, происходившего из семьи Барберини. В постройке дворца участвовали такие прославленные зодчие, как Карло Мадерна, Лоренцо Бернини; росписи знаменитого плафона были выполнены Пьетро да Кортона. В этом величественном здании с 1940 года разместилась часть коллекции Национальной галереи, другая ее часть осталась в палаццо Корсини. Таким образом, живопись с XIII по XVII век экспонируется в палаццо Барберини, с XVII по XIX век — в палаццо Корсини.

В настоящее время Национальная галерея насчитывает 1700 картин. Она по праву может гордиться своим итальянским собранием. Галерея небогата памятниками живописи XIII—XIX веков, зато начальная пора итальянского Возрождения представлена прекрасными произведениями Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо, Беато Анджелико и так далее. Самым значительным и интересным разделом галереи является итальянская живопись XVI века — блестящей поры искусства Высокого Возрождения. Особый интерес представляют здесь работы Рафаэля, Андреа дель Сарто, Бартоломео Венето. Национальная галерея обладает небольшим, но интересным собранием венецианской школы живописи, включающим произведения художников XVIII века — Каналетто и Гварди.

В Национальной галерее имеются также произведения выдающихся мастеров других европейских стран — Симона Мармиона, Ханса Гольбейна, Квентина Массейса, Эль Греко.

Репродукции, собранные в этом издании, показывают, какими художественными ценностями располагают галерея Боргезе и Национальная галерея.

3. Борисова

Художник МАСТЕР КОРОНОВАНИЯ ИЗ УРБИНО  -  «Рождение Иоанна Крестителя». Итальянская школа
См. также:

пятница, 25 июня 2010 г.

М а з а ч ч о (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди, 1401—1428) - «Чудо с динарием»

М а з а ч ч о (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди, 1401—1428) -  «Чудо с динарием». Деталь фрески Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции

Фрески капеллы Бранкаччи посвящены эпизодам из жизни апостола Петра. Здесь воспроизводится центральная часть фрески, сюжетом для которой послужила легенда о том, как сборщик подати не пустил в город Христа и его учеников, требуя уплаты динария в пользу храма. Тогда Христос велел апостолу Петру выловить в озере рыбу, извлечь из ее чрева монету и вручить сборщику. Совмещение трех моментов действия в одной фреске, то есть принцип повествовательного развития сюжета,—условность, идущая еще от средневекового искусства, у Мазаччо поражает своей естественностью. Фигуры легко вписываются в пейзаж: масштабно скоординированные, они расположены в разных планах, отчего создается впечатление пространственности. Каждый персонаж участвует в действии. Христос спокойным жестом руки умиротворяет спор, возникший между апостолом Петром и сборщиком городской подати. Сильная светотень делает фигуры почти объемными. Стремление изобразить реальную фигуру в реальном пространстве определялось теми новыми задачами, которые принесло с собой искусство эпохи Возрождения: живопись и скульптура стали средством познания и отражения законов реального мира.

Издательство «Советский художник»
А04725-64 г. 9-1760. 3. 80. Т. 50 000. Ц. 3 Экспериментальная типография ВНИИПП.

М а з а ч ч о (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди, 1401—1428) Голова апостола Петра. Деталь фрески «Чудо с динарием»
Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции
Образы евангельских святых в фресках Мазаччо стали носителями живых человеческих мыслей и страстей. Характеры его персонажей полны земной силы и пафоса. Апостол Петр — один из самых выразительных образов фрески. Он ведет спор со сборщиком подати; лицо могучего старца разгневано, в нем видны темперамент и моральная сила. Массивная, широкоплечая фигура Петра, его мужественное лицо лишены идеализации—это человек из народа, реальный человеческий характер. Вместе с тем образ Петра исполнен величия, он выражает новые, гуманистические представления о человеке: высокую силу духа, стойкость, достоинство, уверенность в себе, осознание своей значительности и своей роли в жизни. Образы Мазаччо монументальны: конкретность индивидуального характера сочетается в них с обобщением и героизацией. Живописная манера Мазаччо лишена дробности и детализации, все формы скульптурно-чеканны, полны огромной выразительной силы. Простые и ясные красочные сочетания подчеркивают дух сурового величия, которым проникнуты все творчество Мазаччо»

Издательство «Советский художник»
А04725-64 г. 9-1760. 3. 80. Т. 50 000. Ц. 3 к. Экспериментальная типография ВНИИПП.
См. также:

Мазаччо (1401—1428) - «Изгнание из рая», «Чудо со статиром»


Франсуа Рейкхальс (после 1600—1647) - "Плоды и омар на столе"

Художник Франсуа Рейкхальс  (после 1600—1647) - "Плоды и омар на столе".  1640 г. Дерево, масло. 70х118 см..  Ленинград. Государственный Эрмитаж. Голландская школа

четверг, 24 июня 2010 г.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Художник Леонардо да Винчи (1452-1519), Итальянская школа . «Портрет Моны Лизы Джоконды»  1503—1506 гг. Лувр. Париж
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в Винчи близ Флоренции, учился у знаменитого флорентийского скульптора и живописца Андреа Вероккио, работал в различных городах Италии. Незадолго до смерти По приглашению французского короля Франциска I переехал во Францию, где и умер в замке Амбуаз в 1519 г.

Портрет жены неаполитанского купца Моны Лизы Джоконды был написан Леонардо во Флоренции в 1503—1506 гг. Леонардо работал над ним в течение почти 4-х лет. Труднейшая задача, которую поставил великий художник, сводилась к тому, чтобы на картине был запечатлен не один какой-либо момент состояния человека, а сложный и длительный процесс его душевной жизни. Рас-сказывали, что Леонардо во время работы приглашал музыкантов, артистов, шутов, чтобы развлечь Джоконду и увидеть на ее лице проявление различных чувств. Леонардо открыл светотень как новое изобразительное средство, позволявшее выявить в портрете скрытый психологический мир человека. Легкая дымка — «сфумато» — окутала всю фигуру молодой женщины. Это «сфумато» создает неуловимую эмоциональную среду и подобно музыке вызывает в нас ощущение внутреннего богатства человека.

Нежнейшей светотеневой лепкой лица Леонардо достигает изумительной мягкости переходов и дает почувствовать не только теплоту ее кожи, но и, по словам Вазари, как бы биение пульса. Классически строгая построенность портрета, чеканный силуэт и линейные ритмы сообщают образу Джоконды величавость и цельность. Однако ее нежная улыбка в соединении с открытым взглядом умных, чуть насмешливых глаз и «сфумато» раскрывают противоречивость, зыбкость и многогранность ее натуры. Именно эта неуловимость скрытых чувств заставляет многих критиков находить образ Моны Лизы загадочным и таинственным.

«Советский художник» Москва 1965 9-95. Ц. 3 к.


Художник Леонардо да Винчи (1452-1519), Итальянская школа . «Тайная Вечеря» 1497—1498 гг. Фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане

Фреска «Тайная вечеря» — самое прославленное произведение Леонардо да Винчи. В этой стенной росписи Леонардо использует евангельскую легенду о последней трапезе Христа с учениками. Однако традиционный сюжет претворен великим художником в событие человеческого значения, потому что он трактует его как психологический конфликт между благородством и низостью, верностью и предательством, как разоблачение и осуждение зла.

Фигура Христа помещена в середине, на фоне самого большого окна, к ней сходятся все линии перспективы, она является смысловым центром всей картины. Христос только что произнес свои слова: «Один из вас предаст меня». Апостолы, встревоженные его предсказанием, испытывают глубочайшее волнение, проявляющееся у каждого в зависимости от его характера и темперамента.

Размещенные группами по три человека, согласно строгому композиционному порядку, они вместе с тем вносят в картину основной драматический накал. Их жесты, мимика выражают сложную гамму испытываемых ими чувств. Особенно выразительна группа по правую руку от Христа. Кроткий Павел опускает глаза, вспыльчивый, неукротимый Петр хватается за нож, испуганный Иуда отпрянул в ужасе, сжимая кошель с деньгами. Его зловещий профиль дан рядом с юношеским лицом Иоанна, что позволяет сразу выделить его среди остальных учеников. Никогда еще в истории искусства не было столь сильного изображения человеческих страстей, многообразных в своей пластической выразительности.

Роспись «Тайная вечеря» написана с необычайной живописной тонкостью, богатством цветовых оттенков и рефлексов, редких в стенной росписи, и может быть отнесена к числу самых великих творений монументального искусства.

«Советский художник» Москва 1965 9-95. Ц. 3 к.

См. также:

Леонардо да Винчи (1452-1519) - «Мадонна Литта»

Василий Васильевич Верещагин (1842—1904)

Художник Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) - «У крепостной стены "Пусть войдут"». 1871 г. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа
Художник Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) - «Забытый солдат». 1881-1885 гг. Холст, масло. 455х293 см. Николаевский Государственный художественный музей им. В.В. Верещагина

См. также:

среда, 23 июня 2010 г.

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520) - «Портрет Аньоло Дони»

Художник РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520) - «Портрет Аньоло Дони». Галерея Питти, Флоренция. Итальянская школа


См. также:

Пьетро да Кортона (1596—1669)- Деталь плафона палаццо Питти во Флоренции


Художник Пьетро да Кортона (1596—1669)- Деталь плафона палаццо Питти во Флоренции. 1641—1647 гг. Итальянская школа

А-09986-64 г. 9-153. 3 411. Экспер. тип. Тираж 21 ООО. Цена 3 коп.

Монументальная живопись получила в Италии XVII века особенно широкое распространение. Однако задачи ее во многом отличны от задач монументальной живописи эпохи Возрождения. Пьетро да Кортона и другие художники-монументалисты разрабатывают новую систему декоративного ансамбля: их живопись не только не подчеркивает плоскость стены, а, напротив, стремится создать обманчивое впечатление пространственной глубины. Это прежде всего относится к росписи потолков—плафонов. Расположение фигур в сложных ракурсах, перспективное построение пространства, изображение неба с клубящимися облаками — все это создает иллюзию продолжения архитектурных форм интерьера, зрительно расширяет внутреннее пространство здания, создавая пышное и захватывающее зрелище. Для росписей плафонов чаще всего использовались мифологические или аллегорические сюжеты. На плафоне палаццо Питти Кортона изобразил аллегорические фигуры, олицетворяющие «Золотой и серебряный века». Художник обнаруживает замечательное мастерство в передаче фигур в сложных ракурсах. в умении располагать их в ритмически сопоставленные группы. Плафоны, выполненные Пьетро да Кортона, отличаются хорошим вкусом, они лишены вычурности и перегрузки деталями, что отчасти было характерно для других мастеров итальянской декоративной живописи XVII века.

См. также:

Микеланджело да Караваджо (1573-1610) - «Мученичество апостола Петра»

Художник Микеланджело да Караваджо (1573-1610) - «Мученичество апостола Петра».
Холст, масло. 230X175. Рим. Церковь Санта Мария дель Пополо. Итальянская школа

В 1600—1601 гг. Караваджо выполнил две большие картины для украшения боковых стен капеллы Черази в римской церкви Санта Мария дель Пополо. Первоначально написанные Караваджо картины не понравились заказчикам за «отсутствие благородства» и не были приняты. Ему пришлось написать новые. На одном из полотен изображено «Мученичество апостола Петра». В этой картине на тему евангельской легенды художник создал реалистический образ сильного человека. Напряжение тел палачей, поднимающих крест, построение композиции по диагонали, как бы разворачивающее движение в глубину, контрасты света и тени создают ощущение борьбы сильных земных страстей, столь характерное для многих произведений Караваджо. Человеческие фигуры заполняют все пространство картины, что придает ей исключительную монументальность. Поражает мастерство Караваджо: точный рисунок, построение фигур в пространственных сокращениях, колористическое богатство насыщенных желтых и синих, словно пылающих, тонов, усиливающих эмоциональное напряжение изображаемой сцены.

См. также: