четверг, 8 июля 2010 г.

ФРАНСИСКО ДЕ ГОЙЯ (1746—1828) - «Портрет дона Хуана Антонио Льоренте»

ФРАНСИСКО ГОЙЯ И ЛУСИЕНТЕС (1746—1828) Испанская школа «Портрет дона Хуана Антонио Льоренте» Холст, масло. 189 X 114 Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Франсиско Гойя — один из величайших художников мира, творчество которого знаменует новый взлет испанского искусства на рубеже XVIII и XIX веков. Гойя продолжил традиции испанских мастеров семнадцатого столетия, золотого века ее культуры, и прежде всего Веласкеса. Романтический реализм Гойи активно противостоит современному ему академическому искусству с его жесткими канонами, ставшими впоследствии тормозом поступательного развития европейского искусства. Творчество Гойи разнообразно, диапазон его исканий необычайно широк: превосходный портретист, автор драматических композиций и праздничных полотен, настенных росписей и графических серий, он вошел в историю искусства как блестящий живописец с неповторимой и яркой индивидуальностью, со сложным, до конца неразгаданным до сих пор духовным миром.

Портрет занимает особое место в творчестве Гойи. В последний период жизни художник писал только близких ему по душевному складу людей. К таким портретам относится и «Портрет дона Хуана Антонио Льоренте» — священника-энциклопедиста, друга художника, так же как и он, страдавшего из-за несовершенства политической и культурной жизни страны, задавленной реакцией. В этом портрете Гойя уходит от изображения аксессуаров, мешающих передаче психологии модели: лишь красная лента с висящим на ней орденом, кольцо на пальце и смятый платок в руке оживляют коричнево-черную гамму картины. Из этого темного пространства светлым, розово-охристым тоном вырывается лицо Льоренте — мягкой лепки, с живыми темными глазами и приветливо-улыбчивым ртом

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:
ФРАНСИСКО ДЕ ГОЙЯ (1746—1828)

среда, 7 июля 2010 г.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ (1853—1890) - «Прогулка в сумерках»

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ (1853—1890)
Голландская школа
«Прогулка в сумерках». 1889
Холст, масло. 49 X 45
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


В бразильском музее хранятся три полотна трагического арльского периода в творчестве замечательного голландского живописца Винсента Ван Гога, которого по праву считают своим художником и французы.

Винсент Ван Гог родился в Голландии в семье сельского пастора. Умер художник на юге Франции. В шестнадцать лет Ван Гог покинул родной дом, поступив продавцом в гаагский художественный салон, затем некоторое время был воспитателем в частной школе в Англии, продавцом книжного магазина в Дортрехте и проповедником Евангелия в Боринаже, угольном районе Бельгии. Именно здесь он начал делать зарисовки, упорно овладевая мастерством рисунка. В 1885 году появились первые живописные произведения Ван Гога. В 1886 году художник приехал в Париж.

Полотно «Прогулка в сумерках», написанное во время пребывания в больнице Сен-Реми, относится к серии пейзажей с оливковыми деревьями. Стремление передать состояние наступающей ночи, порождающей беспокойство и тревогу, отчетливо звучит в напряженном пафосе оранжево-синего колорита, неустойчиво повисшем, как бы затянутом вуалью серпе луны, в притаившихся купах деревьев, в нервной жестикуляции рук идущей пары, как будто ускорившей шаги. Сопоставлением двух основных цветов — желтого и синего — и промежуточного — зеленого — художник добивается высшей степени эмоционального накала. Одержимость, с какой Ван Гог отдавался живописи, звучит в его словах: «... я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка»

Гюстав Курбе (1819—1877) - «Портрет Зелии Курбе»

ГЮСТАВ КУРБЕ (1819—1877)
Французская школа
«Портрет Зелии Курбе». Около 1846
Холст, масло. 56 X 46
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Великий французский художник-реалист Жан Дезире Гюстав Курбе родился в Орнане в семье богатого винодела. В 1840 году он приезжает в Париж и начинает посещать Академию Сюиса. Все свободное время Курбе проводит в Лувре, где усиленно копирует старых мастеров. Ранние работы Курбе отмечены чертами романтизма, но уже начиная с 1850-х годов он явно отдает предпочтение правдивому изображению действительности, намечается острый конфликт живописца с официальными художественными кругами. Целью жизни Курбе становится борьба за реализм против академического искусства. Гюстав Курбе был активным участником Парижской ^оммуны: он возглавлял организацию художников Парижа. Разгром коммуны чуть не стоил Курбе жизни, художник вынужден был эмигрировать в Швейцарию, где он и скончался.

«Портрет Зелии Курбе» относится к числу сравнительно ранних произведений мастера, в нем заметны отголоски увлечения Курбе его любимыми голландцами. Зелия — старшая сестра Гюстава Курбе. На портрете ей всего восемнадцать лет, но тяжелое физическое недомогание наложило свой отпечаток на лицо девушки. Зелия умерла рано, и художник тяжело пережил потерю близкого ему человека. Портрет носит интимный камерный характер, он достаточно традиционен и сентиментален, все в нем сдержанно и серьезно: и композиция, и цветовая гамма, и освещение. Кружево воротника и манжеты выделяет из темного окружения руку, которая поддерживает устало склоненную голову; обращенный к зрителю грустный взгляд отмечен печатью скорби и какой-то тихой неземной печали. Хочется без конца смотреть на это милое лицо, вызывающее щемящее чувство жалости, словно художник хотел поделиться с нами своим состоянием, заставил нас сопереживать ему.
© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

вторник, 6 июля 2010 г.

АНРИ МАТИСС (1869—1954) - «Гипсовый торс»

Художник АНРИ МАТИСС (1869—1954)
Французская школа
«Гипсовый торс»
Холст, масло. 113x87
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Анри Матисс принадлежит к числу крупнейших мастеров нашего века, сыгравших огромную роль в становлении современного искусства. В его творчестве нашло отражение стремление сохранить и донести до людей радость, гармонию и красочность мира, хотя на долю мастера выпали не только безоблачные дни, но и минуты скорби и отчаяния: во время второй мировой войны дочь Матисса, участница движения Сопротивления, была в концентрационном лагере.

Анри Матисс родился в небольшом городке Като-Кабре-чи. Сначала он поступил в Академию Жюлиана в Париже, в мастерскую салонного живописца Бугро, но вскоре ушел оттуда в школу изящных искусств к Гюставу Моро, а затем стал посещать Академию Карьера. В «Осеннем салоне» Матисс выставил свои произведения наряду с Руо, Дюфи, Ван Донгеном, Марке, Дереном, Фриезом. Один из критиков назвал художников «дикими» (по-французски fauve). Матисс стал главой фовистов — объединения, просуществовавшего до 1907 года. Талант Матисса очень точно охарактеризовал В. Маяковский: «Если взять свет в его основе, не загрязненной случайностями всяких отражений и полутеней, если взять линию как самостоятельную орнаментальную силу, сильнейший — Матисс».

Полотно «Гипсовый торс» из музея в Сан-Паулу выдержано в холодной гамме бело-синих тонов, которую оживляют пятна розового, желтого и тепло-коричневого. Пластика гипсового торса перекликается с позой женской фигуры на рисунке, висящем на стене, и арабесками любимого Матиссом восточного ковра, часто появляющегося в его картинах

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.'
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901) - «Господин Фурсад на балу в Опере»


Художник АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (1864—1901) 
Французская школа
«Господин Фурсад на балу в Опере». Около 1889
Холст, масло. 77 X 63
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Известный французский живописец и график Анри де Тулуз-Лотрек принадлежит к числу так называемых постимпрессионистов. Жизнь Анри де Тулуз-Лотрека глубоко трагична, недаром в некрологе в «Лион Републикэн» было сказано: «Грустный конец грустной жизни». Потомок крестоносцев, он родился в городке Альби в фамильном замке дю Боек. В возрасте двенадцати лет он стал калекой, единственным развлечением которого было рисование. Первые уроки Тулуз-Лотрек брал у художника Рене Пренсето, часто водившего его в цирк, который своей пестротой, внешним блеском и закулисными трагедиями стал в значительной степени отправной точкой для последующего творчества художника с Монмартра, воспевшего в своих картинах богему и полусвет Парижа. Всю свою недолгую жизнь Тулуз-Лотрек боролся с тяжелым недугом, что не могло не наложить отпечаток на его творчество, в котором часто — сквозь смех и веселье — проступает жестокая реальность. Сарказм и тонкая ирония видны в его даже самых безобидных картинах. Отточенность линии, умение найти неожиданный ракурс, подметить мельчайшие характерные детали и удивительный колорит отличают произведения художника, в которых перед нами встает образ эпохи.

На полотне из музея в Сан-Паулу изображен один из довольно известных персонажей того времени, завсегдатай заведений ночного Парижа банкир Фурсад. Острым взглядом художник выхватывает его из толпы лиц в маскарадных костюмах: блестящие стекла пенсне, нафабренные усы и раскованность движений создают образ типичного французского буржуа конца XIX века

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
 
См. также:

понедельник, 5 июля 2010 г.

ХАНС МЕМЛИНГ (Около 1435—1494) - «Богоматерь, Иоанн Евангелист и св. жены»

ХАНС МЕМЛИНГ (Около 1435—1494)
Нидерландская школа
«Богоматерь, Иоанн Евангелист и св. жены»
Дерево, масло. 51 X 40
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Творчество Ханса Мемлинга наряду с искусством его великого соотечественника Иеронима Босха, по мнению большинства исследователей, завершает блестящий расцвет нидерландской живописи XV века.

Мемлинг родился в Зелигенштадте на Майне, но затем переехал в Брюгге, где и работал до конца жизни. Он прекрасно усвоил уроки Рогира ван дер Вейдена и Гуго ван дер Гуса, что проявилось в мастерстве его композиций и чувстве цвета. Произведения Мемлинга привлекают великолепно продуманной композицией, красотой колорита, изяществом линий. Светская трактовка религиозных сюжетов дает зрителю возможность прикоснуться к эпохе, в которую творил мастер. Богоматерь и святые Мемлинга воспринимаются нами как современники художника: их облик и одежда дают представление о моде того времени.

Таково и произведение из Сан-Паулу. Драматизм ситуации — после распятия Христа — передан здесь намеренно обостренно, как в древнегреческих трагедиях, где каждая поза и каждый жест несли смысловую нагрузку. Особой выразительностью в картинах Мемлинга отличаются лица персонажей. Мы ясно читаем на них следы перенесенных страданий: сведенные в тоске брови, пересохшие губы, покрасневшие от слез глаза — все говорит о доведенном до предельной иллюзорности реализме искусства нидерландского художника


© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
 
См. также:

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520) - «Воскресение Христа»

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520)
Итальянская школа
«Воскресение Христа». 1501/02
Холст, масло. 52 X 44
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Творчество Рафаэля наряду с творчеством Леонардо да Винчи и Микеланджело знаменует собой тот период высочайшего расцвета эпохи Возрождения, который принято называть Высоким Возрождением. Гений Рафаэля, уже при жизни снискавший ему славу непревзойденного мастера, проявился рано. Немаловажную роль в этом сыграл его отец —живописец и поэт Джованни Санти, приближенный двора урбинских герцогов, славящегося своим строгим этикетом и одновременно блестящим кругом гуманистически настроенных высокообразованных людей. Первые уроки рисования юному Рафаэлю дал отец. Затем несколько лет он, очевидно, обучался живописи в мастерской Тимотео Вити в своем родном Урбино, а с 1499 года начал работать в Перудже в мастерской известного умбрийского художника Пьетро Перуджино. Здесь он пребывал до 1504 года, и творчество Перуджино, несомненно, оказало на сложение собственной манеры Рафаэля огромное влияние. Помимо замечательных росписей в Ватикане и знаменитой «Сикстинской мадонны» Рафаэль за свою недолгую жизнь создал множество картин религиозного содержания и портретов.

Полотно «Воскресение Христа» относится к раннему периоду творчества Рафаэля, ко времени его пребывания в мастерской Перуджино, и несет на себе очевидные следы влияния искусства учителя. Особенно это обнаруживается в трактовке пейзажа — глубокой перспективе долин и холмов с отдельно стоящими кое-где как символ хрупкости человеческого бытия тонкими деревьями. Однако это небольшое полотно из Сан-Паулу многоплановостью композиции, четким построением пространства, расположением фигур, а также ярким, звонким колоритом уже предвосхищает будущие монументальные произведения Рафаэля

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

МОРИС УТРИЛЛО (1883—1955) - «Вид на Сакре-Кёр на Монмартре»

Художник МОРИС УТРИЛЛО (1883—1955)
Французская школа
«Вид на Сакре-Кёр на Монмартре». Около 1934
Холст, масло. 81 X 60
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Морис Утрилло родился в Париже. Его матерью была известная натурщица Мари-Клементин Валадон, ставшая впоследствии художницей, принявшей псевдоним Сюзанны Валадон. С детства оказавшийся в окружении художников, Утрилло пришел к живописи стихийно, под давлением матери, не представлявшей для своего сына иного пути. Почти самоучка, Утрилло сохранил в своем искусстве ту непосредственность, которая роднит его с мастерами наивного реализма и художниками «воскресного дня», занимающимися творчеством в свободное от других занятий время. Утрилло начал с подражания импрессионистам: в его ранних работах заметны следы увлечения городскими пейзажами Клода Моне и Камиля Писсарро. Влюбленный в Париж, Утрилло создал целую серию пейзажей, посвященных городу, манившему его своим вечно изменчивым обликом. Художник писал Париж весной и летом, осенью и зимой. Особенно нежно он любил Монмартр, его узкие улочки и спуски, кабачки и кофейни и величественный, как бы парящий вверху, господствующий над этой частью Парижа белый, увенчанный высоким круглым куполом собор Сакре-Кёр. Зимний пейзаж Монмартра, хранящийся в музее Сан-Паулу, относится к позднему периоду творчества художника: в основной белый цвет, характерный для ранних пейзажей Утрилло, вторгаются золотисто-розовый и красно-коричневый. Охра, сиена и умбра спорят здесь с белилами. На знакомый нам по другим картинам Утрилло белый пейзаж словно наброшена цветная ажурная сетка тончайшего рисунка, сотканная из силуэтов домов и ветвей деревьев. Маленькие фигурки спешащих прохожих похожи на оживших марионеток

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

Морис Утрилло (1883-1955) - «Le Lapin Agile»

Морис Утрилло (1883-1955) - «Улица Мон-Сени на Монмартре»