пятница, 9 июля 2010 г.

ПОЛЬ СЕЗАНН (1839—1906) - «Большая пиния»

ПОЛЬ СЕЗАНН (1839—1906)
Французская школа
«Большая пиния» (Пейзаж в Эстаке). Около 1892
Холст, масло. 84 X 92
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия

Поль Сезанн родился в зажиточной семье на юге Франции, в городе Эксе. В 1861 году он приезжает в Париж и поступает в Академию Сюиса, где сближается с Камилем Писсарро, в будущем одним из пяти ведущих импрессионистов. В 1879 году Сезанн возвращается на родину в Прованс и в течение двадцати семи лет почти безвыездно живет там, участвуя в выставках импрессионистов. Художник создал свою собственную живописную систему, оказавшую большое влияние на искусство будущих поколений. Главной задачей его творчества были поиски внутренней закономерности связей живой материи, стремление привести в гармонию все многообразие рассеянных в природе форм и объемов, пластически воссоздать средствами живописи целостный облик видимого мира.

Пейзажи, аналогичные «Большой пинии» из Сан-Паулу, хранятся также в музеях других стран. Не случайно Сезанн писал, что он «любит это дерево, как старого друга». Приведенная в уравновешенную композицию структура пространства, соединившая в себе статику и динамику форм, рождает собирательный образ дерева вообще. Однако материальная достоверность изображенного заставляет нас видеть в картине именно данную пинию, что, несомненно, расширяет рамки одного жанра: пейзаж с деревом воспринимается как портрет этого дерева. Его застылая тяжеловесная вещность напоминает статичные объемные структуры предметов на многочисленных сезанновских натюрмортах

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к

См. также:

Клод Моне (1840-1926) - «В лодке»


КЛОД МОНЕ (1840—1926)
Французская школа
«В лодке». Около 1874
Холст, масло. 133 X145
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия

Оскар Клод Моне родился в Гавре в зажиточной буржуазной семье. Свой путь художника он начал с карикатур, на которые случайно обратил внимание известный в то время мастер Эжен Буден, посоветовавший юному карикатуристу учиться живописи. Против воли родителей Моне едет в Париж и поступает в Академию Сюиса. Но его пребывание там было вскоре прервано двухлетней службой в армии в Африке. В 1862 году Моне снова в Париже: он окончательно порывает с родителями, отказывается от ненавистного ему имени Оскар, поступает в мастерскую известного преподавателя живописи швейцарца Глейра, где знакомится со своими будущими единомышленниками Базилем, Ренуаром и Сислеем, и в художественной среде Парижа появляется новое имя — Клод Моне. Весной 1874 года в помещении, арендованном в центре Больших бульваров фотографом Надаром, открывается организованная только что покинувшими мастерскую Глейра молодыми живописцами выставка, которой суждено было стать очередным знамением века. Клод Моне представил на ней ставшее затем программным полотно «Впечатление. Восход солнца», которое дало название целому направлению (по-французски I`impression — впечатление) в живописи второй половины девятнадцатого столетия.

Полотно «В лодке» было написано в Аржантейе. В нем художник ставит перед собой задачу сделать человеческую фигуру частью пейзажа, окутать ее воздухом и светом, добиться естественного слияния красок живой и неживой материи, сделать картину частицей жизни, кусочком бытия. В одном из писем Моне писал: «Я опять взялся за невозможное: воду с травой, которая колеблется в ее глубине. Когда смотришь — чудесное зрелище, но можно сойти с ума, когда пытаешься написать»

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

четверг, 8 июля 2010 г.

Эдуард Мане (1832-1883) - «Амазонка»

ЭДУАРД МАНЕ (1832—1893)
Французская школа
«Амазонка» . Около 1875
Холст, масло. 90x116
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Эдуард Мане — блестящий мастер-реалист, определивший развитие французской живописи второй половины девятнадцатого столетия, родился в Париже в семье судьи департамента Сены. Родители мечтали для сына о карьере юриста, но Эдуард Мане после трехмесячного пребывания юнгой на борту учебного корабля, добился согласия отца на поступление в Школу изящных искусств в мастерскую знаменитого в свое время салонного живописца Тома Кутюра. Однако настоящую школу Мане прошел в Лувре, копируя старых мастеров. В 1856 году он предпринял путешествие в Голландию, Германию и Австрию, а в 1865 — в Испанию. Новаторские полотна художника вызывали протест у буржуазной публики. В защиту творчества Мане выступил французский писатель Эмиль Золя: его поддержку искусства молодого мастера трудно переоценить. Колористические открытия Мане оказали огромное воздействие на будущих импрессионистов, которые считали его своим учителем.

Картина «Амазонка» представляет собой композиционный портрет жены художника, в девичестве Сюзанны Лен-хоф, известной пианистки, о таланте которой с похвалой отзывался великий Ференц Лист. Портрет написан с большой нежностью, мастер словно любуется моделью. Об отношении художника к жене красноречиво свидетельствует такой биографический факт. Во время франко-прусской войны 1870 года три брата Мане ушли волонтерами защищать Париж. 23 ноября 1870 года Эдуард Мане пишет жене из осажденного Парижа: «Я наполнил комнату твоими портретами... обнимаю тебя так же сильно, как я тебя люблю...»

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:


ФРАНСИСКО ДЕ ГОЙЯ (1746—1828) - «Портрет дона Хуана Антонио Льоренте»

ФРАНСИСКО ГОЙЯ И ЛУСИЕНТЕС (1746—1828) Испанская школа «Портрет дона Хуана Антонио Льоренте» Холст, масло. 189 X 114 Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Франсиско Гойя — один из величайших художников мира, творчество которого знаменует новый взлет испанского искусства на рубеже XVIII и XIX веков. Гойя продолжил традиции испанских мастеров семнадцатого столетия, золотого века ее культуры, и прежде всего Веласкеса. Романтический реализм Гойи активно противостоит современному ему академическому искусству с его жесткими канонами, ставшими впоследствии тормозом поступательного развития европейского искусства. Творчество Гойи разнообразно, диапазон его исканий необычайно широк: превосходный портретист, автор драматических композиций и праздничных полотен, настенных росписей и графических серий, он вошел в историю искусства как блестящий живописец с неповторимой и яркой индивидуальностью, со сложным, до конца неразгаданным до сих пор духовным миром.

Портрет занимает особое место в творчестве Гойи. В последний период жизни художник писал только близких ему по душевному складу людей. К таким портретам относится и «Портрет дона Хуана Антонио Льоренте» — священника-энциклопедиста, друга художника, так же как и он, страдавшего из-за несовершенства политической и культурной жизни страны, задавленной реакцией. В этом портрете Гойя уходит от изображения аксессуаров, мешающих передаче психологии модели: лишь красная лента с висящим на ней орденом, кольцо на пальце и смятый платок в руке оживляют коричнево-черную гамму картины. Из этого темного пространства светлым, розово-охристым тоном вырывается лицо Льоренте — мягкой лепки, с живыми темными глазами и приветливо-улыбчивым ртом

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:
ФРАНСИСКО ДЕ ГОЙЯ (1746—1828)

среда, 7 июля 2010 г.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ (1853—1890) - «Прогулка в сумерках»

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ (1853—1890)
Голландская школа
«Прогулка в сумерках». 1889
Холст, масло. 49 X 45
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


В бразильском музее хранятся три полотна трагического арльского периода в творчестве замечательного голландского живописца Винсента Ван Гога, которого по праву считают своим художником и французы.

Винсент Ван Гог родился в Голландии в семье сельского пастора. Умер художник на юге Франции. В шестнадцать лет Ван Гог покинул родной дом, поступив продавцом в гаагский художественный салон, затем некоторое время был воспитателем в частной школе в Англии, продавцом книжного магазина в Дортрехте и проповедником Евангелия в Боринаже, угольном районе Бельгии. Именно здесь он начал делать зарисовки, упорно овладевая мастерством рисунка. В 1885 году появились первые живописные произведения Ван Гога. В 1886 году художник приехал в Париж.

Полотно «Прогулка в сумерках», написанное во время пребывания в больнице Сен-Реми, относится к серии пейзажей с оливковыми деревьями. Стремление передать состояние наступающей ночи, порождающей беспокойство и тревогу, отчетливо звучит в напряженном пафосе оранжево-синего колорита, неустойчиво повисшем, как бы затянутом вуалью серпе луны, в притаившихся купах деревьев, в нервной жестикуляции рук идущей пары, как будто ускорившей шаги. Сопоставлением двух основных цветов — желтого и синего — и промежуточного — зеленого — художник добивается высшей степени эмоционального накала. Одержимость, с какой Ван Гог отдавался живописи, звучит в его словах: «... я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка»

Гюстав Курбе (1819—1877) - «Портрет Зелии Курбе»

ГЮСТАВ КУРБЕ (1819—1877)
Французская школа
«Портрет Зелии Курбе». Около 1846
Холст, масло. 56 X 46
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Великий французский художник-реалист Жан Дезире Гюстав Курбе родился в Орнане в семье богатого винодела. В 1840 году он приезжает в Париж и начинает посещать Академию Сюиса. Все свободное время Курбе проводит в Лувре, где усиленно копирует старых мастеров. Ранние работы Курбе отмечены чертами романтизма, но уже начиная с 1850-х годов он явно отдает предпочтение правдивому изображению действительности, намечается острый конфликт живописца с официальными художественными кругами. Целью жизни Курбе становится борьба за реализм против академического искусства. Гюстав Курбе был активным участником Парижской ^оммуны: он возглавлял организацию художников Парижа. Разгром коммуны чуть не стоил Курбе жизни, художник вынужден был эмигрировать в Швейцарию, где он и скончался.

«Портрет Зелии Курбе» относится к числу сравнительно ранних произведений мастера, в нем заметны отголоски увлечения Курбе его любимыми голландцами. Зелия — старшая сестра Гюстава Курбе. На портрете ей всего восемнадцать лет, но тяжелое физическое недомогание наложило свой отпечаток на лицо девушки. Зелия умерла рано, и художник тяжело пережил потерю близкого ему человека. Портрет носит интимный камерный характер, он достаточно традиционен и сентиментален, все в нем сдержанно и серьезно: и композиция, и цветовая гамма, и освещение. Кружево воротника и манжеты выделяет из темного окружения руку, которая поддерживает устало склоненную голову; обращенный к зрителю грустный взгляд отмечен печатью скорби и какой-то тихой неземной печали. Хочется без конца смотреть на это милое лицо, вызывающее щемящее чувство жалости, словно художник хотел поделиться с нами своим состоянием, заставил нас сопереживать ему.
© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

вторник, 6 июля 2010 г.

АНРИ МАТИСС (1869—1954) - «Гипсовый торс»

Художник АНРИ МАТИСС (1869—1954)
Французская школа
«Гипсовый торс»
Холст, масло. 113x87
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Анри Матисс принадлежит к числу крупнейших мастеров нашего века, сыгравших огромную роль в становлении современного искусства. В его творчестве нашло отражение стремление сохранить и донести до людей радость, гармонию и красочность мира, хотя на долю мастера выпали не только безоблачные дни, но и минуты скорби и отчаяния: во время второй мировой войны дочь Матисса, участница движения Сопротивления, была в концентрационном лагере.

Анри Матисс родился в небольшом городке Като-Кабре-чи. Сначала он поступил в Академию Жюлиана в Париже, в мастерскую салонного живописца Бугро, но вскоре ушел оттуда в школу изящных искусств к Гюставу Моро, а затем стал посещать Академию Карьера. В «Осеннем салоне» Матисс выставил свои произведения наряду с Руо, Дюфи, Ван Донгеном, Марке, Дереном, Фриезом. Один из критиков назвал художников «дикими» (по-французски fauve). Матисс стал главой фовистов — объединения, просуществовавшего до 1907 года. Талант Матисса очень точно охарактеризовал В. Маяковский: «Если взять свет в его основе, не загрязненной случайностями всяких отражений и полутеней, если взять линию как самостоятельную орнаментальную силу, сильнейший — Матисс».

Полотно «Гипсовый торс» из музея в Сан-Паулу выдержано в холодной гамме бело-синих тонов, которую оживляют пятна розового, желтого и тепло-коричневого. Пластика гипсового торса перекликается с позой женской фигуры на рисунке, висящем на стене, и арабесками любимого Матиссом восточного ковра, часто появляющегося в его картинах

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.'
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901) - «Господин Фурсад на балу в Опере»


Художник АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (1864—1901) 
Французская школа
«Господин Фурсад на балу в Опере». Около 1889
Холст, масло. 77 X 63
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Известный французский живописец и график Анри де Тулуз-Лотрек принадлежит к числу так называемых постимпрессионистов. Жизнь Анри де Тулуз-Лотрека глубоко трагична, недаром в некрологе в «Лион Републикэн» было сказано: «Грустный конец грустной жизни». Потомок крестоносцев, он родился в городке Альби в фамильном замке дю Боек. В возрасте двенадцати лет он стал калекой, единственным развлечением которого было рисование. Первые уроки Тулуз-Лотрек брал у художника Рене Пренсето, часто водившего его в цирк, который своей пестротой, внешним блеском и закулисными трагедиями стал в значительной степени отправной точкой для последующего творчества художника с Монмартра, воспевшего в своих картинах богему и полусвет Парижа. Всю свою недолгую жизнь Тулуз-Лотрек боролся с тяжелым недугом, что не могло не наложить отпечаток на его творчество, в котором часто — сквозь смех и веселье — проступает жестокая реальность. Сарказм и тонкая ирония видны в его даже самых безобидных картинах. Отточенность линии, умение найти неожиданный ракурс, подметить мельчайшие характерные детали и удивительный колорит отличают произведения художника, в которых перед нами встает образ эпохи.

На полотне из музея в Сан-Паулу изображен один из довольно известных персонажей того времени, завсегдатай заведений ночного Парижа банкир Фурсад. Острым взглядом художник выхватывает его из толпы лиц в маскарадных костюмах: блестящие стекла пенсне, нафабренные усы и раскованность движений создают образ типичного французского буржуа конца XIX века

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
 
См. также: