Jan Havicksz. Steen (Leiden 1626-1679) .A Village Wedding. Oil on canvas. 68.6 x 87.6 cm - Ян Хавикзоон. Сте н (Лейден 1626-1679). Деревенская свадьба. Холст, масло. 68,6 х 87,6 см |
Ян Хавикзоон Стен (нидерл. Jan Havickszoon Steen; ок. 1626 — до 3 февраля 1679) — голландский живописец, родился в 1626 году в Лейдене. Учился живописи у Николауса Кнюпфера в Утрехте, а потом вероятно учился в Харлеме у Адриана ван Остаде и возможно у Дирка Халса.
В 1648 году он вступил в лейденскую гильдию художников, в 1649 г. женился и переехал в Гаагу, где работал до 1653 г. С 1654 по 1658 г. он проживал в Лейдене, потом до 1669 г. в Харлеме, а в 1672 г. приобрёл лицензию на открытие трактира в Лейдене.
Похоронен в Лейдене 3 февраля 1679 г.
Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире. Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью сцены он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска. Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы и аллегории.
В работе с цветом Стен демонстрировал не всегда ровные результаты. Однако своими лучшими и тщательно выписанными работами он превосходит своих современников-коллег изящным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней.
Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах. Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты. Очень много работ Стен хранится в Рейксмузее в Амстердаме.
Jan Havicksz. Steen (Leiden 1626-1679). An amorous couple in a landscape. Oil on canvas. 65.4 x 80 cm - Ян Хавикзоон Стен (Лейден 1626-1679). Влюбленная пара на природе. Холст, масло. 65,4 х 80 см |
Из журнала "Великие музеи мира. №8. Амстердам. Государственный музей":
Художник, обладающий большим талантом рассказчика, оригинальной и независимой манерой письма, в своем творчестве Стен отдает предпочтение изображению сцен повседневной жизни, отличающихся добродушной и лукавой иронией. Его творческое наследие, плод быстрой и уверенной манеры письма, обладающей основательной монументальностью и композиционной сложностью жанровых сцен, довольно многочисленно. Эта картина, небольшая, но отличающаяся изяществом исполнения, является примером одного из моментов интимности и сосредоточенности, которые Стен любит чередовать с более крупными и многофигурными композициями. В полумраке комнаты девушка, сидящая на краю кровати, надевает (как можно догадаться по отпечатку подвязки под коленом) красный чулок. Художник славился изображением не совсем приличных сцен, в которых чувствуется его желание подсмотреть альковные тайны. Однако поэтичность, с которой он передает повседневные жесты, пронизывает сюжет и отрицает всевозможные сексуальные намеки в виде наполненного до половины ночного горшка, собаки и грелки на стуле, то есть, всех символов похоти. Чувственная насыщенность сцены служит для передачи обычного повседневного действия, знакомого и невинного, и собачка, свернувшаяся клубком в тепле простыней, является лишь правдивой деталью домашнего быта.
В самых ярких точках мазками белил созданы отблески на поверхности бронзового ночного горшка. Даже циновка, лежащая у кровати вместо коврика, и небрежно брошенные шлепанцы описаны в мягком полумраке спальни с вниманием к правдоподобной передаче материалов.
Голландский живописец на своих картинах увековечил быт своего времени, незамысловатый женский женский гардероб, в том числе нижнее бельё. Ну а о том, какой выбор белья имеется сегодня можно показывает знаменитая модель Адриана Лима в фотосессии для Victoria's Secret-2012 .
.