|
Ф. Я. АЛЕКСЕЕВ (1753—1824). Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794 Холст, масло. 70 X 108 Государственная Третьяковская галерея
|
С именем Фёдора Яковлевича Алексеева связано начало развития городского пейзажа в русской живописи. Городские ведуты были широко распространены в западноевропейском искусстве XVIII века. Особенно известны виды Венеции, царственной и дряхлеющей, переживший свое былое величие, выполненные Гварди, Каналетто, Беллотто, Петербург — «Северная Венеция» — на полотне Алексеева вызывает ощущение юности и кристальной чистоты.
В классицистическом пейзаже, представителем которого был Алексеев, четко прослеживается трехчастное деление на параллельные планы. На картине Алексеева часть мрачного бастиона слева несколько нарушает такое построение. На дальнем берегу Невы изображены величественные петербургские дворцы с тонко прорисованными деталями и островок бледной зелени Летнего сада. Большая часть картины отводится изображению неба и воды, наполненными движением. По реке скользят лодки, у берега вода расходится голубыми кругами ряби. На небе клубятся легкие облака. Дворцы занимают небольшую полосу земли. Их объемы мягко окутаны воздухом и пронизаны рассеянным золотистым светом. Здания, как бы поднимающиеся из воды, кажутся невесомыми, отражения в Неве подчеркивают их легкость и прозрачность. Бледные и холодные цвета дворцов под стать петербургскому небу, воде и солнцу, а их фасады как бы навеки впитали неяркие краски северной- природы.
Немногочисленные персонажи, изображенные в картине, заняты своими будничными делами: отталкивается от берега лодочник, женщина набирает воду, другая — занимается своим ребенком, два приятеля у стены бастиона мирно беседуют. Все погружено в спокойное бытие и соотносится с неторопливым течением жизни природы.
© «Изобразительное искусство». Москва. 1984