Корреджо (Антонио Аллегри) (ок. 1489-1534) Коронация Девы Марии. Исполнено около 1522 г. Фреска, снятая со стены 212x342 см. Парма. Национальная галерея |
Из журнала "Великие музеи мира" №28 "Национальный музей. Парма":
Монахи-бенедиктинцы из церкви Сан Джованни Еванджелиста в Парме в конце 1519 года поручили Корреджо написать в куполе обновленной церкви «Видение святого Иоанна на острове Патмос», а немного позже - расписать конху апсиды. Выбранный ими сюжет, «Коронация Девы Марии со святыми», составляет центральную часть фрески. В 1587 году монахи осуществили расширение апсиды и, стараясь сохранить фреску Корреджо, попытались перенести ее на дерево, поручив Чезаре Аретузи написать копию для новой конхи. Оригинал, где сохранились только фигуры Христа и Богоматери, при Фарнезе нашел свое место в Палаццо делла Пилотта. В 1937 году было принято решение отделить грунт с живописной поверхностью от основы, и тогда стала видна синопия (контур фрески), первый набросок композиции руки Корреджо, который сейчас находится в зале Петито библиотеки Палатины; а живопись отправилась в галерею Пармы. Композиция, пронизанная интенсивным внутренним светом - это великая поэзия; нежность во взглядах и плавные линии в полной мере представляют технические возможности художника, умело владеющего сложными приемами фресковой росписи. Его живопись, несомненно, плод долгих размышлений, но выполнена на одном дыхании, широкими уверенными мазками, и всецело определяется чистотой и прозрачностью красок, даже в тенях.
Сияющие краски фона, составленные теплыми оттенками желтого, имеют символическое значение: это Божественный Свет, написанный под влиянием воспоминаний о древнем искусстве. Корреджо воспроизводит эффект золотых фонов византийской мозаики и алтарных полиптихов на дереве XIV-го века, но его живопись глубоко проникнута натурализмом.
Корреджо (Антонио Аллегри) (ок. 1489-1534). Мученичество святых Пласидо, Флавии, Евтихия и Викторина. Исполнено в 1525 г. Холст, масло 157x182 см Парма. Национальная галерея |
Из журнала "Великие музеи мира" №28 "Национальный музей. Парма":
Сразу после «Оплакивания Христа» Корреджо написал холст «Мученичество святых Пласидо, Флавии, Евтихия и Викторина». Необычный сюжет, вероятно, выбранный самим заказчиком, но имеющий вполне определенное символическое значение. Пласидо был одним из первых учеников св. Бенедикта, отправившийся на Сицилию, чтобы проповедовать бенедиктинские правила, где был убит вместе с братьями во время вторжения неверных. Насилие все еще продолжается: Ев-тихий и Викторин уже были обезглавлены, а Пласидо и Флавия, в центре сцены, ожидают со спокойным смирением последнего удара. Экстатический взгляд обоих святых уже обращен к видению Рая, вечное спасение подтверждается присутствием летящего Ангела, приближающегося к ним с венцом, пальмовой ветвью и лилией. Асимметричная диагональная композиция картины заостряет контраст между духовным спокойствием двух святых и грубостью жестов палачей, усиливая драматизм сцены и нарастание изображенной жестокости, чему соответствует также яркий интенсивный синий цвет на заднем плане. Между этими двумя картинами Корреджо из капеллы, таким образом, устанавливается точное текстуальное соответствие, основанное не только на единстве композиционной структуры, но и на общей теме жертвенности и мученичества как пути к спасению, что было особенно важно для Церкви во времена Контрреформации.
Эмоциональное напряжение убийцы, который готовится нанести последний удар, подчеркнуто жестами, одеянием: обнаженное плечо, чтобы лучше управляться с мечом, поднятая для удара рука, сильный поворот верхней половины тела и головы к жертве.
Корреджо (Антонио Аллегри) (ок. 1489-1534). Оплакивание Христа. Исполнено в 1524 г. Холст, масло 157x182 см Парма. Национальная галерея |
Из журнала "Великие музеи мира" №28 "Национальный музей. Парма":
В 1524 году была завершена крупная работа по украшению церкви Сан Джованни Еванджелиста, и Корреджо, по заказу бенедиктинского монаха Пласидо дель Боно, пишет для его семейной капеллы в той же церкви два полотна: «Оплакивание Христа» и «Мученичество святых Пласидо, Флавии, Евтихия, Викторина». В «Оплакивании Христа» Корреджо применяет совершенно новые иконографические решения. Христос, только что снятый с креста, лежит на земле, с запрокинутой на колени матери головой, его тело в синяках, ноги и руки - со следами от гвоздей. Дева, не выдержав вида физических мучений, находится в обмороке, ее поддерживает Иоанн, а Мария Магдалина у ног Иисуса, не осознавая происходящего вокруг нее, погружена в мучительную тоску. Трагедия совершилась: жертва Христа является главным содержанием картины во всей полноте ужасных человеческих страданий и вызывает у зрителя сильные эмоции, чувство сострадания, сочувствие мукам. Асимметричная композиционная схема и горизонтальное членение живописи (совершенно новое решение для пармского искусства) делают сцену очень патетичной, что предваряет живописный язык барокко. В стиле кинематографического приближения художник фокусирует все внимание на центральной группе, отсекая незначительные для драматической кульминации детали рассказа.
Корреджо (Антонио Аллегри) (ок. 1489-1534). Отдых на пути из Египта. Исполнено в 1530 г. Доска, масло 218x137 см Парма. Национальная галерея |
Из журнала "Великие музеи мира" №28 "Национальный музей. Парма":
Чаша с водой чудесного источника в руке Девы - напоить сына, а по другую сторону Иосиф только что сорвал финики с пальмы, чтобы накормить его. В глубине виден ангел, привязывающий к дереву усталого осла. Выше - ликующие ангелы в облаках, облитые теплым золотистым божественным светом, пронизывающим всю картину. В выверенной и умело оркестрованной композиции, полностью построенной на диагонали, где располагаются главные действующие лица священной истории, больше всего поражает, как всегда у Корреджо, невероятная естественность и глубоко гуманное чувство, порождаемое божественными образами, а также подчеркнутые «переживания», что будет одной из ключевых составляющих успеха художника в эпоху барокко. «Гуманизацию» священного не следует путать с простотой: наоборот, сюжет живописи, заказанной Братством святого Иосифа, которому принадлежала капелла в церкви Сан Сеполькро в Парме (и где первоначально находился алтарный образ), весьма удивителен, это не традиционное «Бегство в Египет», но «Отдых на пути из Египта», что видно по возрасту Младенца, и происходит из отрывка из апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея: становится очевидным намерение заказчиков придать особое значение образу Иосифа, который и в самом деле доминирует во всей правой части композиции.
Изумительный хор ангелов в вышине имеет сильное сходство с ангелами на куполе Кафедрального собора Пармы, который в те же годы художник расписывал фресками. Деревянной резной алтарь работы Маркантонио Дзукки по рисунку самого Корреджо сделан в старомодном вкусе (хотя дата завершения работ -1530 год).
Чаша в руке у Богородицы, куда ангел наливает воду из чудесного источника в пустыне, дала картине ее общеизвестное название.
Младенец здесь постарше, это ясно указывает, что эпизод происходит во время возвращения Святого Семейства из Египта. Святой Иосиф только что сорвал с пальмы финики и протягивает их сыну. Именно он - главное действующее лицо картины, написанной по заказу братства Святого Иосифа
Из журнала "Великие музеи мира" №28 "Национальный музей. Парма":
Этот изумительный алтарный образ, под названием «День», по аналогии с «Ночъю» из Дрездена, был задуман Корреджо в 1523 году для некой Бризеиды Колла, в браке Бергонци, заказавшей картину в 1528 году для своей часовни Сант-Антонио в Парме. Панель сразу вызвала всеобщее восхищение, и Вазари уже в 1550 году писал о ней как о «чудесной и поразительной, так что лучше и написать невозможно». В 1764 году герцог дон Филиппе приобрел ее для своего двора, но во время французского владычества (1796 г.) она была увезена в Париж. Возвращенная в 1816 году Тоски, работа обрела достойное место в галерее вместе с другими шедеврами Корреджо. Аллегри в этой картине замечает его зрелость и гениальную самостоятельность, хотя очевидно и его знакомство с живописью Леонардо и Рафаэля. По замыслу, это Святое Собеседование является обновлением типа традиционной иконы Богородицы на престоле, здесь убрана архитектура, чтобы разместить фигуры как можно естественней, и только красная драпировка, идущая по диагонали, служит балдахином. Это интимная домашняя сцена, целиком вписанная в пейзаж, где персонажи общаются при помощи жестов и выражений, а Младенец, «смех которого кажется настолько естественным, что вызывает смех и в том, кто на него смотрит...», находится в центре их внимания. Книга, которую юноша Ангел, прототип тех, что потом были написаны в куполе Кафедрального собора, ему показывает - это «Вульгата», Библия, к которой святой Иероним, один из отцов Церкви, написал комментарий, переводя на латынь оригинальные тексты с древнееврейского.
Пейзаж напоминает ломбардские ландшафты и Леонардо, с плавным изменением к горизонту оттенков серого и синего. В природном пространстве на большом расстоянии изображены, среди храмов классического вкуса, работающие в поле крестьяне.
Неустойчивая поза Марии Магдалины, ее развевающиеся элегантные золоченые одеяния определяют правильную глубину перспективных планов, равным образом, св. Иероним помещен по диагонали и виден со спины. Лев сбоку от него - напоминание об отшельничестве в пустыне и главный атрибут святого.
Сосуд с благовониями, атрибут Марии Магдалины, находится вне поля картины, его держит в руках маленький Иоанн, с хитроватым и веселым выражением. Его фигура помещена с правого края, но заслуживает особого внимания, так как это Предтеча Христа.
Другие картины итальянского художника, выложенные в этом блоге можно увидеть ЗДЕСЬ
Другие картины итальянского художника, выложенные в этом блоге можно увидеть ЗДЕСЬ