четверг, 14 марта 2013 г.

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо (ок. 1489-1534)

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Рождество Иисуса со святой Елизаветой и святым Иоанном. Написано в 1512-1513 гг. Дерево, масло 79 х 100 см. Пинакотека Брера. Милан.
Из журнала "Великие музеи мира" №29 "Пинакотека Брера. Милан":
С самого начала наполеоновской пинакотеки работы, относящиеся к различным школам Эмильи эпохи Возрождения, формируют в Брере значительную группу авторитетных произведений. Она включает в себя две изысканные ранние работы Корреджо, великого художника из Пармы, нашедшего личный альтернативный путь для развития искусства XVI века, гениально предваряя решения, которые будут разработаны в эпоху барокко. «Рождество» (или «Поклонение Младенцу») принадлежит к раннему периоду творчества художника, жившего тогда в Мантуе. В ряде деталей, например, в образе святой Елизаветы, ясно видны следы начального обучения в школе Мантеньи, которые вскоре уже продуманно сочетаются с влиянием Леонардо, широко распространенным в Ломбардии. Тем не менее, отдавая должное мастерам своей юности, Корреджо демонстрирует самобытность стиля, тонко выбирая приглушенный закатный свет и композицию персонажей, трактуемую в духе повседневной реальности, как, например, крепко спящий святой Иосиф, или пастухи за деревенской изгородью, ведомые ангелом.
Стефано Дзуффи
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. The Agony in the Garden - Моление о чаше. Лондонская национальная галерея.

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. The Magdalen - Мария Магдалина. Лондонская национальная галерея.

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Venus with Mercury and Cupid - Венера, Меркурий и Купидон. Лондонская национальная галерея.

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. The Madonna of the Basket.  Лондонская национальная галерея.

среда, 13 марта 2013 г.

Фотий Степанович Красицкий (1873-1944) - «Гость из Запорожья»

Ф.С. Красицкий (1873-1944). Гость из Запорожья. Исполнено в 1901 году. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства
F.S. krasitsky (1873-1944). Guest from zaporozhe. 1901. Oil on canvas. Lviv Museum of Ukrainian Art

Фотий Степанович Красицкий (1873-1944) - живописец, график. Внучатый племянник Тараса Шевченко. Родился 24 августа 1873 года в селе Зелёная Дубрава Черкасской области. В 1888-1892 гг. учился в киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко на средства Н.В. Лысенко, в 1892-1894 гг. – в Одесском художественном училище, в 1894-1901 гг. – в петербургской Академии искусств и И.Е. Репина. С 1903 года работал в Киеве. В 1924-1937 гг. – преподавал в художественном институте. Произведения: политические карикатуры в журнале "Шершень" (1906); жанровые картины – "Возле колодца" (1900), "Гость из Запорожья" (1901, вариант 1916), "На праздник" (1902); пейзажи – "Хутор Хатки на речке Псли" (1898), "Дорога в село Козацкое" (1899), "Село Кирилловка" (1901); портреты – М. Старицкого (1893), Леси Украинки (1904), Т. Шевченко (1906, 1910), И. Франко (1907, 1914) и других. Жил в Киеве. Скончался 2 июня 1944 года.

вторник, 12 марта 2013 г.

Рихард Сагритс (1910-1968) - "Яхт-клуб в Пирита"

Рихард Сагритс (1910-1968). Яхт-клуб в Пирита. Исполнено в 1952 году. Таллинский государственный художественный музей
Sagrits, Richard(1910-1968). Pirita jahtklubi. Tallinna Riiklik Kunstimuuseum
Richard Sagrits (1910-1968). Yacht-club at Pirita. Art Museum Tallinn

О художнике:
Рихард Сагритс (1910-1968). В 1930-1936 гг. изучал живопись в художественной школе "Паллас" под руководством Н.Трийка и графику у А.Ваббе. Его творчество было представлено на выставках эстонского искусства заграницей от Рима до Москвы. В годы войны художник жил в России. В 1943 году в Ярославле принимал участие в организации Союза художников Эстонии.

Некоторые другие картины Рихарда Сагритса выложены ЗДЕСЬ


Открытка из набора "Современная живопись Эстонии", издательство "Аврора". Лениград. 1971.

понедельник, 11 марта 2013 г.

Рихард Уутмаа (1905-1977) - "Рыбаки на северном побережье Эстонии"

Рихард Уутмаа (род. 1905 г.) Рыбаки на северном побережье Эстонии. Написано в 1945 году. Тартуский государственный художественный музей
Uutmaa, Richard. Kalurid pohjarannikul. Tartu Riiklik Kunstimuuseum
Richard Uutmaa. Fichermen of the Estonian North. Art Museum. Tartu
 
Рихард Уутмаа (1905-1977). Эстонский художник, учился в художественной школе Pallas у Николая Трийга, завершил обучение в 1935 году. Народный художник Эстонской ССР (1975).

Некоторые другие картины Рихарда Уутмаа выложены ЗДЕСЬ.


Открытка из набора "Современная живопись Эстонии", издательство "Аврора". Лениград. 1971.

воскресенье, 10 марта 2013 г.

А.А. Мурашко (1875-1919) - "Девочка с собачкой"

А.А. Мурашко (1875-1919). Девочка с собачкой. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства -AA Murashko (1875-1919). Girl with Dog. Oil on canvas. Lviv Museum of Ukrainian Art  
Художник Мурашко Александр Александрович [26.8(7.9).1875, Киев, — 14.6.1919, там же], племянник Н. И. Мурашко. Учился в Киевской рисовальной школе у Н. И. Мурашко, в петербургской АХ (1894—1900) у И. Е. Репина и в Мюнхене (1901) в школе А. Ашбе. В произведениях М. («Похороны кошевого», 1900, «Девушка в красной шляпе», 1902—03, «Крестьянская семья», 1913, — все в Музее украинской изобразительного искусства УССР, Киев) верность натуре сочетается с декоративной экспрессией цвета.

суббота, 9 марта 2013 г.

Герард Доу (1613 - 1675) - «Голландская девушка в окне».

Художник Герард Доу (1613 - 1675), Голландская школа. «Голландская девушка в окне». Написано около 1662 года. Дерево, масло. 38х29 см. Савойская картинная галерея. Турин.
Из журнала «Великие музеи мира» №23 «Савойская галерея. Турин»:
Фигуры мужчин и женщин в обрамлении оконной рамы являются типичной темой живописи Доу, первого ученика Рембрандта и основателя школы «Избранных художников» в Лейдене. Это особая типология под названием «nisstuk» (элемент ниши), популяризованная художником с 1647 года, была заимствована из портретистики Рембрандта начала 40-х годов. Картины Доу и его последователей отличает тщательность, с которой выписаны мельчайшие детали. Следствием такого подхода было медленное исполнение заказа, что в случае Доу стало пословицей. Интерес художника к изучению реальности и его исключительная склонность к рисованию с натуры привели к сильному сокращению используемых им сюжетов. Его репутация не пострадала от этого ограничения. Напротив, его картины являются одними из самых дорогих и знаменитых во фламандской живописи XVII века. Его знаменитая «Больная водянкой» была изъята герцогом Карлом Эммануилом IV в эпоху Наполеона и больше не вернулась (в настоящее время экспонируется в Лувре). У картины «Голландская девушка в окне» существует очень похожий вариант, находящийся в английской королевской коллекции Букингемского дворца. Картина подписана и датирована вдоль люнета окна «G.Dou 1662»
Скворечник, со своим обитателем - это лишь одна из деталей, составляющих знаменитую изысканность Доу, характеризующуюся манерой, становящейся со временем все более чистой и отшлифованной, превращающейся иногда в чистый иллюзионизм
Франчески Сальвадори

Понятное дело, что для того, чтобы писать портрет в обрамлении оконной рамы, надо, чтобы эта самая рама имела изысканный вид. Поэтому раньше украшению окон уделялось особое внимание. Над ними работали  искусные мастера отделочники. Современная отделка окон унифицирована, что даёт возможность обеспечить хороший вид не привлекая дорогих мастеров, пластиковые откосы в состоянии установить каждый человек, у кого руки растут из нужного места. 

пятница, 8 марта 2013 г.

Айно Бах (1901-1980) - "Отдых"

Бах, Айно (род. 1901). Отдых. Исполнено 1960 г.  Частное собрание -  Bach, Aino . Puhkus.  Erakogu - Aino Bach (born 1901). rest. Private collection
О художнице:
Бах-Лийманд Айно Густавовна (14.12.1901 - 1980). Родилась в местечке Коэру, ныне в Эстонской ССР], народный художник Эстонской ССР (1961). Член КПСС с 1944. Училась в высшей художественной школе "Паллас" в Тарту (1924-35). Автор отмеченных любовным вниманием к человеку портретов, жанровых работ, иллюстраций к произведениям эстонских писателей ("Спящий ребёнок", сухая игла, 1955, и др.), исполненных в различных техниках гравюры. Республиканская премия (1947). Награждена 3 орденами и медалью.

четверг, 7 марта 2013 г.

К.Н. Устиянович (1839-1903) - "Шевченко в ссылке"

К.Н. Устиянович (1839-1903). Шевченко в ссылке. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства. - K.M. Ustianovich (1839-1903). Shevchenko in Exile. Oil on canvas. Lviv Museum of Ukrainian Art  
Из Википедии:

Корнило Николаевич Устиянович (укр. Корнило Миколайович Устиянович; 22 сентября 1839, село Волков (теперь Пустомытовский район Львовской области) — 22 июля 1903, село Долгое (Дрогобычский район Львовской области) — живописец, поэт, писатель, общественный деятель, редактор, иконописец Галицкой Украины XIX-го века.
К. Устиянович - известный украинский живописец. Работал в жанрах портрета и пейзажа, рисовал на историческую и жанровую тематику. Первой его работой в области изобразительного искусства стала роспись церкви в Коломые, где художник работал на протяжении двух лет. Особенно плодотворно работал К. Устиянович, в церковной монументальной живописи. Им написаны иконы для более чем 50 церквей, 15 иконостасов, 11 стенописей, 7 декоративных картин и т. п., из которых самые заметные: «Христос перед Пилатом»(1880) в Вене, «Моисей» (1887)и «Потоп» в Преображенской церкви во Львове, "Крещение Руси ", «Владимир Великий», «Святая Ольга» в церкви с. Вистова (под Калушем) и др. Автор картин «Василько Теребовельский», «Шевченко в ссылке», «Мазепа на переправе». Гуцульской тематике посвящены картины Устияновича «Гуцулка у источника» и «Гуцул». Корнило Устиянович первым среди западноукраинских художников обратился к шевченковской теме, нарисовав картину «Шевченко в ссылке».

Сюжет картины несколько неоднозначен. Тарас Шевченко в военном мундире в одиночестве задумчиво сидит на поваленном дереве в прикаспийской степи (откуда в степи деревья не ясно).  В руках у него книга, дневник или альбом для зарисовок. О чём задумался Шевченко зритель должен определить сам. Возможно и том, как хорошо было учиться в Петербургской академии художеств и теперь ему надо учиться заочно, чтобы получить звание академика живописи или по другому решить вопрос с корочками об образовании. В общем то картина, на мой взгляд, плохо раскрывает трагедию человека на десять лет отданного "в солдаты", который имеет возможность вот так сидеть и что-то себе думать. Работы самого Шевченко этого периода куда более драматичны.