понедельник, 12 августа 2013 г.

С.А. Чуйков - «Утро»

С.А. Чуйков - «Утро».

Чуйков, Семён Афанасьевич (30.10.1902, Бишкек – 1980, Москва)- живописец. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий СССР, Государственной премии Киргизской ССР имени Токтогула, премии имени Дж. Неру (Индия).
Родился 30 октября 1903 года в Пишпеке (ныне Бишкек). Учился в Ташкентской художественной школе (1920-1921). Окончил ВХУТЕИН-ВХУТЕМАС (1921-1929), мастерскую Р.Р. Фалька. Основоположник кыргызской национальной живописной школы, создатель Союза художников Кыргызстана, основатель КНМИИ им. Г. Айтиева. Участник выставок с 1927 года. Член Союза художников с 1933 года.
Умер 18 мая 1980 года в Москве.
Творчество и общественная деятельность С. Чуйкова сыграли решающую роль в становлении и развитии кыргызской национальной школы живописи, в ориентации художников Кыргызстана на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства.
Главная тема творчества художника – жизнь, природа, люди Кыргызстана. Им созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, пейзажи - «Киргизское восстание против царизма в 1916 году» (1936), «Охотник с беркутом» (1938), «Портрет Калыка Акиева» (1939), «Токтогул среди народа» (1939-1941), «Осенний джайлоо» (1945), «Дочь Советской Киргизии» (1948), «Прикосновение к вечности» (1974).
Произведения Чуйкова хранятся в 34 музеях СССР, в том числе ГТГ, ГРМ, КНМИИ им. Г. Айтиева, в Дрезденской галерее, в художественных национальных галереях Будапешта, Софии, в частных собраниях.

См. также:

Семён Афанасьевич Чуйков


воскресенье, 11 августа 2013 г.

Эвальд Окас (1915 г.р.) - «Хиросима»

Эвальд Окас (1915 г.р.). «Хиросима». Исполнено в 1965 году. Тартуский государственный художественный музей 
Okas, Evald. Hirosima. Tartu Riiklik Kunstimuuseum.
 Evald Okas. Hirosima.  Art Museum. Tartu

Открытка из набора «Современная живопись Эстонии», издательство «Аврора». Лениград. 1971.

 Окас, Эвальд Карлович  (28.11.1915 - 30.04.2011)  - художник, график. Член Союза художников СССР. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, профессор. 
Родился в Таллине в 1915 году, окончил таллинское Высшее художественное училище. В годы Великой Отечественной войны в составе Советской армии был членом коллектива эстонских художников в Ярославле. После войны вернулся на родину, преподавал в Художественном институте Эстонской ССР и около 70 лет занимался творчеством. 
Автор тематических композиций, индустриальных пейзажей и портретов, работал также в области монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства. Иллюстрировал эстонский народный эпоса и произведений эстонской художественной литературы. Для его творчества характерны: острота типизации, драматизм повествования, динамика композиционных и фактурных приёмов. Основные произведения: «Война в Махтре» (1958, Исторический музей Эстонской ССР, Таллин), «Горящий „Тигр“» (1973, Художественный музей Эстонская ССР, Таллин), серия «Сланцевая промышленность Эстонской ССР» (акватинта, 1959), «В. И. Ленин» (сухая игла, акватинта, 1964 и 1969).
Профессор, действительный член АХ СССР (1962). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического труда (1985). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного знамени, многими медалями. 
В 2003 году в эстонском городе Хаапсалу открыт музей творчества Окаса.

См. также:  Эвальд Окас

суббота, 10 августа 2013 г.

Николай Смиряев - «Натюрморт с арбузом».

Н. Смиряев «Натюрморт с арбузом». 
К сожалению, никаких других данных о художнике найти не удалось.   В "Новом полном биографическом словаре русских художников" Э.Г. Коновалова (изд.2008 г.) такой художник не указан. 

пятница, 9 августа 2013 г.

Античные камеи из собрания Эрмитажа (окончание)

Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага) 
Александрия. III в. до н. э. 
Сардоникс. 15,7 X 11,8 см 
Государственный Эрмитаж 
Камея Гонзага (названная по имени ее владельцев в эпоху Возрождения) — одна из самых ранних полихромных гемм, созданных в мастерских эллинистической Александрии. Неизвестный придворный мастер изобразил владык Египта как греческих богов. Стремясь к идеализации образов, он придал Птолемею II сходство с Александром Македонским. 

Ptolemy II and Arsinоё
(the Gonzaga Cameo) 
Alexandria. 3rd century В. C. 
Sardonyx. 15.7X11.8 cm 
The Hermitage 
The Gonzaga Cameo, bearing the name of its Renaissance owners, is one of the oldest polychrome gems from the workshops of Hellenistic Alexandria An unknown court master represented the rulers of Egypt as Greek gods. In his effort to idealize nis models he gave Ptolemy II the semblance of Alexander the Great.

Афродита и орёл 
Александрия (?). I в. до н. э. 
Оникс. 2.7x1,8 см 
Государственный Эрмитаж 
Афродита и гигантский орел — символ теократии Птолемеев — под резцом александрийского мастера превращаются в поэму о Человеке, его красоте и любви, побеждающих даже самую таинственную и необузданную силу. 

Aphrodite with an Eagle 
Alexandria (?). 1st centurv B. C. 
Onyx. 2.7X1.8 cm 
The Hermitage 
The subject of Aphrodite and the gigantic eagle, intended to symbolize the union of heavenly and earthly power in the theocracy of the Ptolemies, is presented by the master as a triumph of human beauty and love over a mysterious elemental force.

Жертвоприношение Приапу 
Италия. I в. до н. э. 
Сардоникс. 2,7X1,7 см 
Государственный Эрмитаж 
Многофигурные композиции камей напоминают кружево. На расстоянии они ласкают глаз затейливым ритмом силуэтов, а вблизи поражают множеством мельчайших деталей, ювелирной тщательностью резьбы. 

Sacrifice to Priapos Italy. 
1st century В. C. 
Sardonyx. 2.7X1.7 cm 
The Hermitage 
Many-figured compositions on cameos resemble the finest lace: when viewed from a distance, they please the eye by the rhythmical pattern of the silhouettes, and when examined at close range, they make one marvel at the extraordinary wealth of detail and the precision and delicacy of carving.

Аллегория победы Октавиана при Акциуме 
Рим. Конеп I в. до н. э. 
Сардоникс. 2,5X2,4 см 
Государственный Эрмитаж 
Римские камеи нередко имеют официальный, прокламативный характер. В камее, посвященной победе при Акциуме, изображение Октавиана окружено символами, которые должны были прославить императора. 

Allegory of Octavian's Victory at Actiurn 
Rome. Late 1st century В. C. 
Sardonyx. 2.5X2.4 cm 
The Hermitage 
Works with a purely political message are frequent among the cameos by Roman masters. This cameo is a portrait of Octavian, the future Emperor' Augustus. It celebrates his victory at Actium.

Друз Младший 
Рим. Начало I в. 
Сардоникс. 2,2 X 1,6 см 
Государственный Эрмитаж 
В камее мастера Эпитюнхана, найденной в некрополе древнего Пантикапея, подчеркнут злобный, жестокий характер сына императора Тиберия. Острая графичность резьбы усиливает экспрессивность образа. 

Drusus the Younger 
Rome. Early 1st century 
Sardonyx. 2.2 X 1.6 cm 
The Hermitage 
The portrait cameo by Epitynchanos, found in the necropolis of ancient Pantikapaeum, perfectly renders the cruel and sinister disposition of Tiberius' son. The purely graphic manner of carving adds much to the expressive force of the portrait.

Аллегория могущества Любви 
Амфориск 
Италия. Начало I в.
 Сардоникс. высота 5,5 см 
Государственный. Эрмитаж 
Небольшие сосуды для благовоний часто резались целиком из цветного камня и украшались рельефными многофигурными композициями. Аполлон, Афродита, Гименей, изображенные на сосуде, олицетворяют могущество любви. 

Allegory of the Might of Love 
Amphoriskos 
Italy. Early 1st century 
Sardonyx. Height 5.5 cm 
The Hermitage 
Small vessels tor perfumes were often cut out of a single piece of stone and adorned with many-figured compositions executed in relief. Apollo, Aphrodite and Hymen shown on this vessel symbolize the power of Love.

Виктория с четверкой коней 
Рим. 
Конец I в. до н. э. 
Оникс. 1,9X2,6 см 
Государственный Эрмитаж 
Редкая подписная камея дает представление о творчестве мастера Руфа. Образ ликующей Победы заимствован резчиком из картины эллинистического живописца Никомаха. 

Victory Leading a Team of Horses 
Rome. Late 1st century В. C. 
Onyx. 1.9X2.6 cm 
The Hermitage 
This cameo signed by Rufus is executed after a picture by the Hellenistic painter Nikomachos, and shows Victory triumphant, urging her horses up into the sky.
Аполлон и Артемида 
Италия. 1 в. до н. э. 
Оникс. 2,4X2,2 см 
Государственный Эрмитаж 
Музыкальность линий, прихотливый ритм и тончайшая моделировка отличают работы мастера Сострата. Видимо, ему принадлежит изящная камея Эрмитажа, хотя на ней и нет подписи резчика. 

Apollo and Artemis 
Italy. 
1st century В. C. 
Onyx. 2.4X2.2 cm 
The Hermitage Though this elegant Hermitage cameo is unsigned, there is every reason to ascribe it to Sostratos whose work is distinguished by a peculiar musical quality of line, subtle modelling and sophisticated rhythm.

Aurora Art Publishers. Leningrad. Издательство „Аврора". Printed in the USSR. № 756. 


См. также:

Античные камеи из собрания Эрмитажа




четверг, 8 августа 2013 г.

Из собрания Тульского музея: В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905) - «Дама в саду»

В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). «Дама в саду». Холст, масло. 46х37 см. Тульский областной художественный музей


См. также:

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов



Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986.



Третий выпуск комплекта открыток «Тульский областной художественный музей» включает произведения русских художников начала XX века, входивших в различные творческие объединения, такие, как «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», а также известных мастеров советского искусства. Искусству начала XX века свойственно широкое влечение художников к поиску новых выразительных средств живописи. Реформатором, экспериментатором в этой области был В. Э. Борисов-Мусатов, выступивший со своей «музыкальной» живописной системой. Лиричность, мечтательность, столь характерные для его образов, присущи произведению «Дама в саду». Сидящая женская фигура, изображенная в легком развороте, как бы замедлена в движении, что придает ей гибкую пластичность. Цветовая гамма, легкая и воздушная, объединена зеленовато-голубым колоритом. С новыми прогрессивными поисками и достижениями русской художественной культуры того времени связано творчество К.А. Коровина, художника яркого таланта, чувствовавшего и воспринимавшего реальный мир во всем его цветовом богатстве. В работе «Сараи» (l900-e годы) состояние тихой российской природы выражено Коровиным просто и естественно, с присущей ему легкостью решения живописных задач. Тонкие вариации зеленовато-коричневого цвета формируют единую колористическую гамму полотна, подвижную, изменчивую, как изменчива сама природа.
Гордостью тульской коллекции является полотно Б. М. Кустодиева «Красавица» (1918). Образ вызывает восхищение своей полнокровной земной красотой. Звонким чистым цветом переданы великолепие обнаженного женского тела, яркий, пышный интерьер. Все здесь полно гармонии, ничто не нарушает торжественной тишины, состояния покоя.
Смелые новаторские поиски выразительных возможностей цвета связаны с группой художников-бубнововалетцев: П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, В. В. Рождественского, А. А. Осмеркина, А.В. Лентулова, Р. Р. Фалька. Каждый из них обладал индивидуальным почерком, но всех их объединяла цельность творческих интересов, неиссякаемая любовь к цвету, с помощью которого они выражали вещественную, материальную красоту реального мира. Пейзаж П. П. Кончаловского «Город Кассис» (1913), созданный в результате поездки на юг Франции, является характерным примером того, как цветом, звучным, плотным, художник выявляет сущность природных форм во всей их полноте и осязаемой материальности. Чувством обостренного восприятия прекрасного мира обладал А. В. Куприн. Великолепный по цвету «Натюрморт» (1920) построен по строгим законам ритма, пластических форм, что не мешает художнику достичь образного звучания каждого предмета и декоративного эффекта полотна в целом. Ярко выражена творческая манера А.А. Осмеркина. «Натюрморт» (1920) исполнен с большим художественным вкусом, тонким колористическим чутьем.
Советское искусство 1920—1930-х годов представлено работами Н.П. Ульянова, Н.П. Крымова, Н.А. Тырсы и других. Оригинальностью творческого мышления, богатством фантазии и воображения отличался Н. П. Ульянов, что с полной силой проявилось в картине «Оркестр» (1921). Многообразие жанров советского искусства тех лет не исключало развития лирического пейзажа. Природа в первозданной красоте и изменчивости форм под воздействием освещения своеобразно понята художником Н. П. Крымовым в картине «Мельница» (1931). Н. А. Тырса постоянно стремился к обновлению художественных средств, что нашло отражение в картине «Модель в синем халате» (1936).
Советское искусство на всех этапах своего развития ставило новые творческие задачи, выдвигало новые имена художников, стремившихся воплотить идеалы своего времени. Удивительно остро восприятие современного облика природы у Г.Г. Нисского. Пейзаж «На Пестовском плесе» (1947) пронизан чувством восторга и любованием серебристо-жемчужной гладью воды, протяженностью пространства. Особый интерес представляет творчество П. Н. Крылова, уроженца Тулы. Натюрморт «Розы и синие сливы» (1962) выполнен с присущей ему деликатностью, тонкостью письма. Сложными нюансами цвета художник достигает трепета и нежности лепестков роз, фактурного разнообразия предметов.
Лучшие традиции русской жанровой живописи развивают в своем искусстве А. П. Ткачев и С. П. Ткачев. Сюжеты их картин основаны на бытовых ситуациях, буднях крестьянской жизни. Но в этих простых мотивах ощутимы общие типичные черты жизни современной деревни. Это характерно для триптиха «Семья Пакетовых» (1964). Творческие поиски художников Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльникова, Д.Д. Жилинского отвечают сложным проблемам нашего времени. Философское осмысление действительности с ее идеями и проблемами, экспрессивная живописная манера, созвучная напряженным раздумьям и поискам современника, присущи всему творчеству Е. Е. Моисеенко. Картина «Женский портрет (У окна)» (1971) является примером внимательного и глубокого проникновения во внутренний мир человека, умения показать сложность его психологии. В работе А.А. Мыльникова «Стрельна» (1975), где ощущается своеобразная мечта художника о красоте и гармонии человека и природы, сочетаются тонкая поэзия чувств и романтическая взволнованность. Стремление передать духовную, нравственную красоту человека характерно для творчества Д.Д. Жилинского. В картине «Лето. Семья художников Ивановых» (1976) образы портретируемых представлены в состоянии спокойной созерцательности. В то же время им присуща внутренняя напряженность интеллекта. Живописной системе Жилинского свойствен аналитический метод мышления, четкая организация колорита, точность линейного ритма. В этом своеобразие его творческого почерка.
Экспозиция советского отдела Тульского областного художественного музея находится в постоянном движении, она совершенствуется и пополняется новыми работами.
М. Кузина

среда, 7 августа 2013 г.

П.А. Федотов (1815-1952) - «Уличная сцена во время дождя»

П.А. Федотов (1815-1952). «Уличная сцена во время дождя». Исполнено в 1837 году. Государственная Третьяковская галерея

См. также:

Павел Андреевич Федотов





вторник, 6 августа 2013 г.

Александр Александрович Осмеркин (1892-1953) - «Натюрморт»

А.А. Осмеркин (1892-1953). «Натюрморт». Исполнено в 1920 году. Холст, масло. 108х90 см. Тульский областной художественный музей


Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986.

См. также:


Осмеркин А.А. (1892-1953) - «Лилии и настурции»



понедельник, 5 августа 2013 г.

Г.Г. Нисский (1903-1987) - «На Пестовском плесе»

Г.Г. Нисский ( род. 1903). «На Пестовском плесе». Исполнено в 1947 году. Холст, масло. 81х101 см. Тульский областной художественный музей

Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986. 

См. также: