четверг, 17 апреля 2014 г.

Эдвин Лорд Уикс (Викс) (1849 - 1903) - «Закусочная на открытом воздухе»

Edwin Lord Weeks (1849 - 1903) - Эдвин Лорд Уикс (Викс) (1849 - 1903) - «Закусочная на открытом воздухе»

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1146 -1891 г.:

«Трактир на открытом воздухе»
Картина Э.Уикса

Эта картина – одна из любопытных этнографических страничек жизни общества. Художник, видимо, был на месте и в своей картине, не фантазиру. Передал только то, что видел. На картине мы видим часть живописно алжирской улицы с двумя-тремя домами в чисто арабском стиле; в одном «углу» этой улицы, с левой стороны от зрителя, расположился трактир на открытом воздухе; на столах расставлена пища в миски и предлагает её «посетителям», столь же типичным арабам, как и он сам. В картине прекрасно расположены группы; художник сумел, однако, не только верно передать видимую им картину, но и возбудить в зрителе то непосредственное впечатление восточной жизни. Которое так знакомо тем, кто бывал на востоке.

среда, 16 апреля 2014 г.

Жорж Антуан Рошгросс (1859-1938) - «БОЙ ПЕРЕПЕЛОВ»

Рошгросс - Перепелинный бой
«Рошгросс - Перепелинный бой» на Яндекс.Фотках
Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1117 -1890 г.

«БОЙ ПЕРЕПЕЛОВ»
Картина Рошгросса

Одной из приманок Пирижского Салона нынешнего года является небольшая картина Рошгросса “Combat de cailles” («Бой перепелов»). Рошгросс, один из молодых французский художников, человек с большим талантом, избрал себе специальностью исторический жанр в живописи. На французской выставке, бывшей два года тому назад в Петербурге, мы имели случай видеть его картину, изображавшую внутренний быт древней Ассирии. В этой картине его интереснее всего было то, что художник не только воспроизводит с большой жизненностью внутренний быт древней Ассирии – но старался с в самых технических приёмах живописи приблизиться к ассирийской манере, которую мы можем изучать по памятникам. Вследствие этого картина имела характер отчасти архаический, но она именно благодаря этому характеру привлекла особенное внимание зрителя. «Бой перепелов» – картиня лишённая этого архаического характера, но она не менее метко и правдиво изображает внутренний быт древнего Рима. Известно, что в эпоху империи в Риме одно время была большая мода на «бой» животных: петухов, перепелов, собак и проч. Даже в гинекеях женщины следили со страстным вниманием за подобными зрелищами. Рошгросс изображает нам одно из таких зрелищ. На мраморном столе два перепела с медными шлемчиками на головках дерутся с ожесточением, раня друг друга клювами и царапая когтями. Несколько поодаль лежит мёртвый один перепел, а рядом с ним пуста клетка, в которой за минуту до этого находились перепела. Почтенная матрона, окружённая своими детьми, присутствует на этом спектакле. Эта небольшая картинка весьма замечательная по чрезвычайной экспрессивности лиц, по типичности физиономий, по многочисленным, хотя несколько неподчёркнутым, деталям археологического характера.

понедельник, 14 апреля 2014 г.

Луи Жозеф Рафаэль Коллин (1850-1916)

Луи Жозеф Рафаэль Коллин (1850-1916). Юная девушка
Луи Жозеф Рафаэль Коллин (1850-1916). Обнажённая.
Коллен - "Весна"
«Коллен - "Весна"» на Яндекс.Фотках

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1107 – 1890 г.:

«ВЕСНА» 
Картина Р.Коллена 

Рафаэль Коллен бесспорно принадлежит ч числе талантливейших французских художников; он давно уже показал свои недюжинные способности и публика давно отличила его среди других современных художников. Особенным отличием его кисти является нежная поэзия, таящаяся в его красках и привлекающая к себе, захватывающая каждого зрителя; такова и его картина «Молодость», выставленная в прошлом году в Парижском Салоне, такова и «Весна, которая была выставлена в прошлом же году в художественном отделе парижской всемирной выставки и воспроизведена на страницах этого номера «Вс. Илл.». Содержание её крайне незатейливо: молодая девушка, собираясь на прогулку, распахнула окно и выглянула на улицу; но общая томность, разлитая в картине, чудесные краски, яркие и в то же время не режущие глаза, массы света и воздуха – всё это вместе прямо говорит сердце, даёт настроение и не позволяет оторвать глаз от картины.

Рамон Тускетс. «Въезд принца Карла Виана в Барселону»

Рамон Тускетс (1838-1904). «Въезд принца Карла Виана в Барселону»

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1100 – 1890 г.:

«Въезд князя Карла Виана в Барселону»
Картина Р. Тускетса

Эпоха царствования короля арагонского Хуана II – второго сына инфанта Фердинанда кастильского. Первая супруга Хуана, Бланка наваррская, подарила ему 19 (или по другим источникам – 29) мая 1421 года сыны, названного Карлом и получившего на втором году жизни титул принца Виана. Карл получил учёное по тому времени образование и уже в ранней молодости стал выказывать замечательные умственные способности. Нам известно, что он сочинял стихи, перевёл Аристотеля и написал хронику Наварры. Карл Виана сочетался браком с Агнессой Клевской, но детей от этого брака у него не было. В виде приданного он получил при женитьбе, кроме королевства Наварры ещё 300.000 червонцев. Агнесса умерла в 1448 году в Олите и Карл приказал торжественно похоронить тело жены своей в Пампелуне. Давно уже Карл враждовал со своим отцом, но взаимная ненависть их разгорелась ещё ярче, когда король Хуан вздумал вступить во второй брак. Избранницей его сердца оказалась Хуанна энрикес, дочь Фердинанда Кордуанского. Начались раздоры. Карл поднялся против своей мачехи. По его мнению, она не имела права вмешиваться в управление Наварры: один он вправе держать в руках своих бразды правления этим королевством, как законный сын и наследник прав родной матери, – «Корона и страна наваррская», говорил он: – « моя исключительная собственность и мне одному принадлежит всё, что принадлежало моему отцу». Он требовал себе языком мятежника прав собственности на всё то, что называл своим его отец и что «было слито с наследственным королевством в одно целое, благодаря свадебному контракту его матери» – а между тем мать когда-то слёзно умоляла его не протягивать руку к этим владениям. Разразилась десятилетняя война. Два дома, знатнейшие во всём государстве, Бомоны и Аграммоны обнажили оружие; одни кричали: –«вон отца!» другие : – «да здравствует отец!» Коннетабль государства, Луи де Бомон, – замечательный силач, похвалявшийся своей силой и непобедимостью, говорил Карлу, чтобы тот не обращал внимания на завет матери и захватил власть в свои руки. Отец не хотел уступить, не признавал никаких прав сына. Оба соперника считали право на своей стороне и обнажили мечи. Города Олита, Трафалла, Айбар и Пампелуна стали на сторону короля. Карл взяв и разрушив множество крепостей, переходил от одной победы к другой. Аграммоны терпели жестокую неудачу; многие из них были перебиты, а оставшиеся в живых должны были бежать к кролю Хуану и умолять о помощи. Король сам принял командование над войском и в сражении при Айбаре, 24 октября 1452 года, Карл – как ни мало вероятно это – был разбит и заперт в темницу гор. Трафаллы. Однако народ объявил себя за Карла, в котором видел чуть ли не национального героя. И вот короткий мир сменяется новыми восстаниями. Возбуждённый Карл не даёт отцу ни минуты покоя.
Чтобы уверить сыны в своём расположении к нему, кроль Хуан уступил ему Каталонию, но как только у короля началась война с Кастилией, – Карл, только что выпущенный на свободу, снова поднял знамя восстания, снова был разбит и заключён в оковы. Вся Каталония пришла в бешенство, узнав, что её повелитель изнывает в темнице. Магнаты страны стали ходатайствовать за него, бросились к ногам короля, уверяя, что Карл не хотел ни короны, ни жизни отца; горожане Лекиды просили о немедленном его освобождении. Но король воскликнул в ответе на эти просьбы: – «никогда»!
Тогда вся Каталония схватилась за оружие. Первым поднялся второй город Испании, могущественная Барселона. Королю собирались «измолотить сердце в груди», если он не уступит. И вскоре он должен был согласиться на то, чего отнюдь не желал: – сын его был освобождён и 1 марта 1461 года скакал среди своих каталонцев, при общем ликовании, неподдающемся описанию, при звуках победных труб, окроплённых святой водой, с «королевским знаменем Наварры» впереди, он торжественно совершил свой въезд в Барселону. В этот день не заходило солнце Испании и Карл мог сказать, вместе с поэтом Ферейра, что он довольствуется только одной славой: – он любил свою родину и свой народ. Однако год торжества был и годом его смерти. Князь Карл Виана умер на сорок первой году жизни от отравы – как предполагают, по наущению мачехи, – 23 сентября 1461 года, говорят, что причиной смерти его были отравленные вишни.
Один эпизод из этой-то бурной страницы испанской истории и воспроизводит прекрасная картина Рамона Тускетса.

воскресенье, 13 апреля 2014 г.

Хосе Вильегас Кордеро (1844-1921) - Пальмовое воскресенье

Хосе Вильегас Вербное воскресенье
Хосе Вильегас Кордеро (1844-1921) - Пальмовое воскресенье
«Хосе Вильегас Вербное воскресенье» на Яндекс.Фотках


Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1105 – 1890 г.:

«ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВЕНЕЦИИ»
Картина Х. Вильегаса.

Воскресенье шестой недели великого поста – день, в который церковь христианская вспоминает въезд Иисуса Христа в Иерусалим и который носит название «вербного воскресенья» – во всём христианском мире празднуется с особой торжественностью. Не будем говорить здесь о том, чем знаменуется этот день у нас, в России; не будем говорить и об известном «шествии на осляти», совершавшемся в этот же день патриархами средневековой Руси, – посмотрим на дальний запад, в Венецию, стоящую на водах и окунёмся в глубь средних веков. Вот перед нами площадь св. Марка, вся она залита волнами народа, богослужение в соборе св. Марка окончилось и толпа ждёт чего-то с крайним напряжением … И вот из дверей собора показывается торжественное шествие: впереди идут девушки в белых платьях, с венками цветов на головах; за ними, также увенчанные цветами, с пальмовыми ветвями, изукрашенными цветами же в руках, выступают ряды мальчиков и юношей-подростков: это идёт хор, восторженно воспевающий хвалебный гимн творцу неба и земли; звуки их голосов переплетаются с могучим голосом колокольного звона, возносясь к небу победными аккордами … В строгом порядке шествие медленно проходит по площади, через ряды расступающегося народа, возвращается к ступеням собора и затем опять исчезает в его глубине … Только народные волны глухо рокочут на широкой площади, разрастаясь всё сильнее и сильнее и разливаясь во всему городу … Главнейший момент этого праздника – хор молодых певцов, выступающих из храма на площадь – и изображает прекрасная картина испанского художника Хосе Вильегаса.

суббота, 12 апреля 2014 г.

Пауль Ту́ман (1834—1908) - «Парки»

Пауль Ту́ман (1834—1908) - «Парки»

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1100 – 1890 г.:

«Парки»
Картина П. Тумана

В числе картин, обративших на себя особенное внимание критики и публики на берлинской выставке 1887 года, была, между прочим, картина П. тумана «Парки», глубоко продуманное олицетворение трёх богинь судьбы римской мифологии. Успех картины был выше всякой меры и большой талант художника вылился в ней во всей своей силе и полноте.
Туману нелегко было достичь того высокого положения в семье художников, какое он занимает в настоящее время: ему пришлось преодолеть множество внешних препятствий, прежде чем он успел отдаться своему призванию. П. Туман (Paul Thumann), сын бедного сельского учителя, родился 5 октября 1834 года в деревне Гросс-Тшаксдорф, в Нидерлаузице, отец его обладал очень развитым художественным вкусом и успел передать его сыну, который ещё в детстве стал выказывать недюжинные способности к рисованию. До пятнадцати лет молодой человек учился в соседнем городке Пфёрнене, занимаясь и рисованием, а затем поступил рисовальщиком и литографом в литографию Флемминга в г. Глогау. Лишь в 1853 году юноше удалось попасть в берлинскую академию художеств, а три года спустя он переселился в Дрезден, где значительно подвинулся вперёд, работая по руководством Ю.Гюбнера. Художественное образование своё он закончил в Веймаре и затем отправился путешествовать, побывал в Италии, Франции и Англии. Туман в 1866 году вернулся в Веймар и занял здесь предложенную ему профессуру. В 1872 году он перешёл профессором в Дрезден, а в 1875 году получил приглашение от берлинской академии художеств, где и оставался до 1887 года.
Туман работал в очень многих областях живописи: кисти его принадлежат портреты, жанры исторические и бытовые; кроме того он прекрасный иллюстратор и его альбомы ко множеству произведений Гёте, Теннисона, Гамерлинга и др. сделали его имя популярным во всей Германии. Но вернёмся к сюжету картины Тумана, помещаемой в этой номере «Всем. Иллюстрации». Парки – богини судьбы греческой (мойры) и римской мифологии – были три сестры, в руках которых лежали все человеческие жизни: младшая Клото (римс. – Нона), начинала прясть нить человеческой жизни, переходившую затем к Лахесис (римск. - Децима), средней сестре, а старшая – Атропос (римск. – Морта) – перерезала её ножницами, когда человеку надлежало умереть. У Платона Клото олицетворяла настоящее человека, Лахесис – его прошлое и Атропос – его будущее.

пятница, 11 апреля 2014 г.

Стрехина Стефания (1858-1940)

Стрехина Стефания  (1858-1940). A Horseman on the Banks of the Dnestr River, Ukraine

Стефания Стрехнина
«Стефания Стрехнина» на Яндекс.Фотках

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1102 – 1890 г. :

«Весенний пейзаж» 
Картина С. Стрехиной 

Среди множества современных художниц по части пейзажа одно из первых мест занимает Стефания Стрехина (Stephanie von Strechin, как называют её немцы), русская по происхождению и родом из Одессы. Ученица известного Вильройдера, эта художница скоро выработала своё собственное направление в искусстве и отличается особенным пристрастием к светлым и идиллическим мотивам, что особенно резко выражено в картине её, помещённой в настоящем номере нашего журнала. Картина эта изображает дивное весеннее утро, оживлённое крестьянином с повозкой, спешащим в город; яркий утренний свет, заливающий молодую листву деревьев, весёлая полянка, покрытая лужами и ещё дымящаяся росой, очевидно, взятая из ближайших окрестностей Мюнхена, придают картине особенную прелесть, не позволяя зрителю оторваться от неё, ибо она изображает природу с высшей художественной правдой.

четверг, 10 апреля 2014 г.

«На Босфоре» - Картина Ф.А. Бриджмена

Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928). "На Босфоре"

Бриджмен Ф.А. - НА БОСФОРЕ
«Бриджмен Ф.А. - НА БОСФОРЕ» на Яндекс.Фотках

Из журнала «Всемирная иллюстрация» № 1095 1890 г.:

«На Босфоре»
Картина Ф.А. Бриджмена

Пейзажи редко удаются в гравюре, но гравюра, помещаемая нами в настоящем номере, вполне передаёт красоту картины Бриджмена, – прелестную морскую даль, чуть-чуть заментные очертания Константинополя вдали и чудесное, спокойное яркое южное небо. Весь первый план картины занят большой лодкой, в которой прогуливаются, вероятно, жёна какого-нибудь знатного константинопольского сановника, с двумя гребцами, от которых один – негр, и с пожилой матроной, приставленной присматривать за ними. Особенно нежными линиями, мягкостью красок, вкусом одежды отличаются красивые женщины, из которых одна играет на гитаре, а другая опустила руку в воду и нежится в ней. Группы чудесно расположены и придают всему пейзажу элемент оживления и разнообразия, которые, как известно, достигаются в живописи нелегко. Но лучшая часть картины, на наш взгляд, – море; в нём так много спокойствия, величия, неги, что вид его переносит вас в волшебный край востока, в царство если не счастья, но неги.