воскресенье, 25 мая 2014 г.

Жан-Луи-Эрнест Мейсонье

Мейсонье - Автопортрет

Мейсонье - Игра в шахматы


Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1151-1891 г.:

Ж.-Л.-Э. Мейсонье

31 января н.ст. скончался в Париже один из величайших современных художников – Жан-Луи-Эрнест Мейсонье жанрист-миниатюрист. Он родился в Лионе в 1811 г. (а не в 1815 г., как было сказано в русских газетах) от бедных родителей; долгое время он боролся с нуждой. Около 1830 г. он явился в Париж с целью усовершенствоваться в живописи; некоторое время молодой Мейсонье с другим, великим впоследствии, художником Добиньи писал картины по 5 франков за квадратный метр и эти картины перепродавались за границу. Известный иллюстратор Тонна Жоанно, с которым Мейсонье познакомился случайно, был поражён его замечательными способностями и уговорил его серьёзно заняться своим художественным образованием. Тогда он поступил в мастерскую Конье, как ученик, и вскоре достиг замечательных результатов. Он избрал себе совершенно особенный жанр и никогда впоследствии не отступал от него; жанр этот – маленькие, иногда почти микроскопические картинки, напоминающие по удивительной выразительности фигур, по необыкновенной точности и чистоте в исполнении деталей и неподражаемому исполнению – лучшие произведения Турбурга, Ван-Остада и Мьернса. Нарисовав несколько замечательных картинок в этом фламандском жанре, между прочим, своего знаменитого «Маленького алебардиста», он с 1836 г. стал постоянно участвовать в парижском Салоне и прежде всего выставил там своего «Игрока в шахматы» и «Маленького вестника» - две картинки, которые обратили на себя серьёзное внимание художественных критиков и любителей. С тех пор, вплоть до 1855 г. когда он достиг полного расцвета своего таланта, он не переставал совершенствоваться, работая постоянно и быстро. В 1881 г. в Париже, в зале Georges Petit, Мейсонье сделав общую выставку большинства своих произведений, в количестве 146 №№, но в действительности истинное число его произведений, разбросанных по Европе, Америке и России, в частных и общественных галереях и музеях, далеко превосходит это количество, хотя до сих пор ещё неизвестно хорошо – сколько именно картин написал Мейсонье в течение всей своей жизни. Вероятнее всего, что он сам не знал этого в точности. Определить это количество придётся теперь художественным критикам во всех частях света. Думаем, что русские специалисты по художественной критике и некоторые истории искусства сделали бы значительный вклад в науку и облегчили бы труд французским критикам , если бы составили подробный и точный указатель картин Мейсонье, находящихся в России, с подробным указанием – где и в чьём владении они находятся и когда были приобретены.
В 1889 г. Мейсонье был сделан председателем жюри парижского Салона и тогда же выставил в Салоне свою картину «La madonne del Baccio» и, кроме того, 11 других маленьких картинок. Между которыми было несколько портретов. В числе этих картин находилась также и картина «1807 год» - самая значительная акварельная картина Мейсонье.
Европейская художественная критика давно уже установила окончательно свой взгляд на Мейсонье. Только в первых его картинах может быть замечена кое-какая подражательность старым фламандцам, да и тогда эта подражательность имела скорее внешний, чем внутренний характер. Первые картины Мейсонье напоминают старых фламандцев только в том, что как французский художник, так и фламандцы, а отчасти и голландцы, писали небольшие картинки с небольшим количеством фигурок (часто с одной фигурой), причём обращали преимущественное внимание на выразительность индивидуальных черт характера и типа. Но в дальнейшем сходство исчезает, Мейсанье в высокой степени, как никто, обладает тем, что французы называют humeur – юмор, во французском значении слова, что совершенно противоположно спокойным, так сказать, созерцательным нидерландским произведениям в жанре. В картинах Мейсонье, напротив, много остроумия и жизни, много движения. Разница также очень значительна и в самых технических приёмах. У Мейсонье, несмотря на миниатюрность размеров картины, кисть сочная, живая. Оригинальность Мейсонье в особенности заметна в том, что он не ограничивается одной какой-либо эпохой и не специализируется в одном каком-либо роде. От VIII века он переходит к империи, от империи – к нашему времени. С одинаковой лёгкостью он изображает сцены в замкнутом помещении и на открытом воздухе. Так что в общем, если соединить все произведения Мейсонье, то получится, может быть, единственная в истории живописи, художественная история двух последних веков Франции – истории культуры, нравов, обычаев. Типов. Нам неизвестен другой жанрист – даже из самыз высоких – который имел бы такое огромное историческое значение, как Мейсонье. Если говорить о современных жанристах, то придётся сказать, что ни Кнаус, ни наш Вл. Маковский не могут быть поставлены наряду с ним – именно вследствие обширности мира художественных образов, захваченных Мейсонье. Он в совершенстве владеет рисунком, колоритом, тонкостью кисти, неподражаемостью в исполнении. Всё под его кистью принимает значение и смысл. Оживляется той таинственной жизнью искусства, которая обнаруживается в какой-нибудь скрипке, пустой бутылке, изломанном стуле в такой же степени, как и в человеческом лице. Единственный недостаток, который можно было бы указать в произведениях Мейсонье (да и то только весьма относительно), заключается в том, что он берет обыкновенно слишком близко точку перспективы и что вокруг фигур замечается некоторое отсутствие воздуха. Благодаря этому обстоятельству являются сухие восходящие линии и фон слишком выступает вперёд. Но этот недостаток выкупается огромным избытком самых редких художественных качеств. Обыкновенно точность в исполнении картины во всех мельчайших подробностях так велика у Мейсонье, что кажется. Дальше этого человеческое искуство не может идти. Многие его картины имеют свою историю и связаны с различными политическими и общественными событиями. Такова его картина “Les Tuileries, mai 1871”. После пожара в Тюльери во время коммуны Мейсонье проходил через Тюльерийский сад и был поражён меланхолически-грандиозным видом развалин дворца; он вынул карандаш, записную книжку и наскоро набросал эскиз. Через несколько дней он вознамерился разработать этот эскиз, устроил сторожку и проработал таким образом дня три; на четвёртый день обвалилась часть стены, пробившая крышу сторожки и уничтожившая табурет и мольберт художника. К счастью, Мейсонье не было в этот момент; картина получила лишь небольшие повреждения. Мейсонье умер 80-ти лет от роду. 
 В.Ч.

Мейсонье - Конец карточной игры
Мейсонье - Наёмные убийцы

суббота, 24 мая 2014 г.

Водворение христианства в Киеве Картина В.П. Верещагина

Верещагин - Водворение христианства в Киеве
Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1236-1892 г.:

Водворение христианства в Киеве
Картина В.П. Верещагина

Прекрасная картина г. Верещагина вводит нас в самую сущность одного из величайших событий древней истории России – водворения христианства. Художник понял это событие своеобразно и глубоко; момент, выбранный им, представляет нам не самое крещение в Киеве, а одну из тех предварительных сцен, когда христианские пастыри, повергнув и уничтожив языческие кумиры, проповедывают истины христианства и тем приготавливают народ к принятию крещения. Местность – Киев близ Днепра; величавая река видна слева, на втором плане; тут же на берегу разломанная деревянная кумирня с поверженным на землю кумиром. По другую сторону, на каменной возвышенности, поставлен амвон и рядом с ним громадный крест. Как бы господствующий над всей сценой. У амвона стоит священник и проповедывает с поднятой к небу рукой; его окружает народ, расположившись в живописных и непринуждённых группах. Все с вниманием слушают проповедь, одни – с любопытством и интересом, как нечто новое, никогда прежде неслышанное, другие – с раздумьем и сосредоточенностью. В особенности хорошо удались талантливому художнику дети, составляющие почти особую группу с левой стороны; на этих молодых лицах светится какая-то особенно глубокая вдумчивость. Видно, что зерно христианства, брошенное проповедником, глубоко западает в их отроческую душу и со временем принесёт обильный плод христианского подвижничества. Хороши также и некоторые типы женщин. Особенность картины заключается в строгом, несколько идеализированном, благородстве лиц, всех без исключения. Совершенно очевидно, что художник, задумав олицетворить в пластических формах это великое событие, вовсе не намеревался написать в строгом смысле этого слова; в ней нет ничего обыденного, вульгарного; каждая подробность носит на себе как бы отпечаток этой величавой сцены и придаёт картине ту общность и единство впечатления, которые оставляются в зрителе только картинами великих художников. «Водворение христианства в Киеве» считается всеми знатоками живописи одной из лучших картин В.П. Верещагина, нынешнего профессора исторической живописи в Императорской академии художеств.

«Заморский шут» Картина А.А. Карелина

Карелин А.А. Заморский шут.jpg
Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1222-1892 г.:

«Заморский шут» 
Картина А.А. Карелина 

Затворническая жизнь в терему не давала простора пылкой фантазии русской женщины. Томительно-однообразной чередой тянулись недели, месяцы. Где каждый день походил на другой, и не на чем. Кроме мелких пересуд, домашних дрязг, а иногда и чарки пенного, было отвести душу бедной затворницы. Неудивительно поэтому, что всевозможные юродивые. А наряду с ними скоморохи, шуты и «дураки», были желанными гостями в её тереме. Шуты, сменившие собой старорусских гусельщиков и скоморохов, со времён Иоанна III, который внёс на Русь не мало заморских обычаев после женитьбы на Софье Палеолог, стали необходимой принадлежностью не только царских палат, но и хором каждого мало-мальски зажиточного родовитого боярина. Кичась друг перед другом своей родовитостью и богатством, бояре стали, не жалея денег, соперничать с своими собственными «весёлыми людьми» - шутами. Те хоромы, в которых появлялся «заморский шут», становились предметом зависти всех соседей, хотя бы это «заморское чудо» и было смешно для русского человека только тем, что не знало ни одного русского слова и «лопотало ни весть что» на каком-то неведанном диалекте. Если же этот вывезенный из-за моря человечек являлся действительно феноменом и соединял в себе внешнюю уродливость с внутренним запасом неиссякаемого остроумия – то зорко надо было следить тароватому боярину и холопьям боярским, чтобы он в одно прекрасное время не очутился в других хоромах. Отсюда происходили даже целые распри, кончавшиеся далеко не всегда добром. Изображённый на картине талантливого художника А.А. Карелина «заморский шут» - желанный гость русского терема – едва ли нуждается в каких-нибудь комментариях. 

Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:

"Карелин, Андрей Андреевич (1866-1928) - исторический живописец. Участник выставок Общества художников исторической живописи с 1895 г. (был его председателем), а также Нижегородского общества любителей художеств. Автор картин "Алёша Попович", "Царёв приказ" и других. Организатор Нижегородского художественного музея (1894 г.)."

В 1892 году за картину «Заморский шут» Карелин А.А. получил звание почетного вольного общника Академии художеств. Данная картина возможно хранится в запасниках художественного музея в Ашхабаде


пятница, 23 мая 2014 г.

Испанский художник Хосе Эчена (1844-1909)

Хосе Эчена - Христос и блудница
Из журнала «Всемирная Иллюстрация» № 1051-1889 г.:

«ХРИСТОС И БЛУДНИЦА»
Картина Х. Эчены

Испанское искусство на последних художественных выставках зарекомендовало себя с самой блестящей стороны. Во всех остальных отраслях Испания значительно отстала от прочей Европы. Только литература и художество стоят здесь на очень высокой степени развития и особенно поразительны успехи испанской живописи. Композиция, характерность, колорит – всё в испанских картинах поражает зрителя; южный темперамент сказывается в яркости красок. Особенной любовью в Испании пользуются религиозные и исторические сюжеты. К числу этого рода художников принадлежит и Х. Эчена. Автор картины. Воспроизводимой в настоящем № нашего журнала. Его «Христос и блудница» остановит внимание каждого истинного знатока искусства как по высокоталантливой композиции. Так и по исполнению, выдающему к нём крупное дарование.
К сожалению, цветную репродукцию картины "Христос и блудница" найти не удалось, зато нашлась другая картина Хосе Эчены на религиозную тему "Самсон и Далила",  гравюру с которой журнал "Всемирная Иллюстрация" опубликовал в №1054 за 1889 годю
Хосе Эчена (1844-1909). «ХРИСТОС И БЛУДНИЦА»
Сюжет картины достаточно известный, видимо поэтому в журнале не дали описания картины.

четверг, 22 мая 2014 г.

Нью-Йоркские небоскрёбы от Гая Уиггинса (1883-1962)

Guy Carleton Wiggins (1883-1962). 5th Avenue and the Empire State Building. Оil on canvas. 63.5 x 76.2 cm - Гай Карлтон Уиггинс (1883-1962). 5-я авеню и Эмпайр Стейт Билдинг. Холст, масло. 63,5 х 76,2 см
Американский художник Гай Уигинс является автором сотен картин, на которых изображены улицы Нью-Йорка. Кажется. что небоскрёбы занимают 90 процентов его творчества. Глядя на эти здания невольно задумываешься, сколько сил требуется, чтобы просто содержать их в порядке: мыть окна, следить за состоянием водосточных труб, лифтов и проч. Ведь даже относительно небольшой пяти-девяти этажный дом требует постоянного ремонта. Для ухода за небольшим домом, городскими деревьями, заводской трубой или памятником вполне сгодится взятая в аренду автовышка,  которая незаменима для городского хозяйства и даёт возможность работать на высоте до 45 метров, однако небоскрёбы выше и потому требуют особых устройств.  
Guy Carleton Wiggins (1883-1962). Blizzard on Lexington Avenue, New York. oil on canvasboard.40.6 x 30.5 cm. - Гай Карлтон Уиггинс (1883-1962). Снежная буря на Лексингтон-авеню, Нью-Йорк. Холст на картоне, масло. 40,6 х 30,5 см.

вторник, 20 мая 2014 г.

Смирнов, Василий Сергеевич (1858-1890). «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков»

Смирнов, Василий Сергеевич (1858-1890). «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков»


Из журнала «Всемирная Иллюстрация» № 1178-1891 г.:

В.С. Смирнов

Помещая в настоящем номере «Всемирной Иллюстрации» картину В.С. Смирнова мы, вместе с тем, спешим поделиться с читателями имеющимися у нас биографическими сведениями об этом талантливом и многообещающем художнике, скончавшемся безвременно в прошлом году. В.С. Смирнов был сын действительного статского советника и родился в Москве 12 августа 1858 года. Первоначальное образование Смирнов получил в 5-й московской гимназии, занимаясь в то же время рисованием и живописью под руководством сначала Рязанова. А потом Перова. По настоянию последнего Смирнов затем поступил в Московское училище живописи, которое окончил весьма успешно. Окончив училище он переехал в Петербург и поступил в академию художеств и начал специально заниматься исторической живописью. В 1882 г. он получил золотую медаль за картину «святой благоверный князь Михаил черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя». В 1884 г. он уехал за границу пансионером академии и побывал в Вене, Мюнхене, Праге, Дрездене, Берлине, Лондоне, Париже, Мадриде, Брюсселе, Антверпене и, главным образом, в Риме. Специализировавшийся на исторической живописи, покойный Смирнов в последние годы жизни почти исключительно писал картины из истории Рима и Византии. В 1889 г. академия пригласила его занять кафедру адъюнкт-профессора и при общих рисовальных классах. В том же году на академической выставке его картина «Смерть Нерона» обратила на себя внимание и была приобретена Государем Императором. Эта же картина принесла ему и звание академика. В 1890 году В.С. Смирнов заболел и уехал в Рим; там он, хотя и больной, приступил к исполнению давно задуманной им картины «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков», которая однако же не была им окончена. Предчувствуя близкую смерть от скоротечной чахотки, В.С. Смирнов покинул Рим и отправился в Москву; не доехав до Москвы только 40 вёрст, Смирнов умер в вагоне.
Картина Смирнова «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков», бывшая на выставке прошлого года. Представляет собой замечательно талантливый труд в художественно-археологическом отношении. Смирнов, как по всему видно, много занимался археологией Византии; внутренность церкви, архитектурные украшения стен, костюмы – всё это превосходно в археологическом отношении. Картина. Кроме того, имеет и другое, ещё более ценное, достоинство: она очень талантливо скомпонована, группы расположены разнообразно и живо. Типы характерны. Выражения лиц подмечены. Мы уже сказали, что картины не окончена; благодаря этому обстоятельству. Общий тон не подведён в гармонию и кажется жёстким; но кто помнит мягкую кисть Смирнова в его картине «Смерть Нерона», тот, конечно, знает, что и в смысле колорита его византийская картина вышла бы замечательно, если бы талантливому художнику дано было её окончить.
На той же выставке 1890 года находилось 45 различных этюдов Смирнова, между которыми есть прелестные, как, например, «Купание в море», этюд из Помпеи «Taberna Fortunatae», «Вечер из византийской жизни», этюд «византийского храма». Во всяком случае. Русская историческая живопись понесла утрату в лице В.С. Смирнова.

Картина Айвазовского, поднесённая черноморскими моряками адмиралу Пещурову



Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1154 -1891 г.:

Картина, поднесённая черноморскими моряками А.А. Пещурову 30 декабря 1890 года.
И.К. Айвазовского

Желая почтить деятельность на морском поприще адмирала А.А. Пещурова. Сослуживцы его. Черноморские моряки. Обратились с просьбой к г. Айвазовскому написать картину для поднесения ему 30 декабря 1890 года. Воспроизводим эту замечательную картину, оригинал которой находится на нынешней выставке г. Айвазовского в нашей академии художеств. Картина представляет много разнообразия и задумана она очень оригинально. В центре. В больших размерах, г. Айвазовский изобразил «Черноморский флот в виду Севастополя». Эта центральная картина окружена вставленными в раму маленькими медальонами: наверху, с левой стороны – «Ингул при лунном освещении», в средине – «Дом главного командира», справа – «Адмиралтейство в Николаеве»; внизу, слева – «Первый приезд А.А.Пещурова в 1882 году, на пароходе «Эльборус», входящем в южную бухту»; в среднем – «Севастополь с северного берега», справа – «Отъезд А.А. Пещурова на «Донце» из Севостополя».
Эта картина отливается всеми качествами таланта г. Айвазовского и в этом отношении не уступает лучшим его произведениям. В особенности удачно вышла центральная картина – Чёрное море в тихую ясную погоду, на котором живописно раскинулся черноморский флот. Очень хорош также Ингул при лунном освещении. Рама – также своеобразна и как нельзя лучше подходит к смой картине. Она имеет своеобразную линию, а по углам воспроизведены якоря, окружённые лавровыми венками. С левого бока надпись: «Многоуважаемому Алексею Алексеевичу», а с правого – «Черноморские сослуживцы. 1890 г.».

К сожалении "в цвете" мне удалось найти только центральную часть данной картины, без "медальонов". Однако в Феодосии располагается картинная галерея, носящая имя Ивана Константиновича Айвазовского, там сосредоточено большое количество произведений знаменитого мариниста. А для того чтобы приобрести билеты в Крым долго париться не придётся. Всё организовано, как говориться, на высшем уровне.
«Черноморский флот в виду Севастополя».
Холст, масло. 71х124 см

четверг, 15 мая 2014 г.

«1814-й год» Ж. Мейсонье - самая дорогая в своё время картина



Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1118-1890г.:

«1814-й год»
Картина Ж. Мейсонье

У знаменитого Мейсонье есть, между прочим, одна небольшая картина, называющаяся «1814-й год». Она имеет в вышину 49 сантиметров, а в ширину – 75 сантиметров. Сюжет её следующий: по выбитой, изборождённой колеями и покрытой полурастаявшим снегом дороге едет на белом коне Наполеон, окружённый своим штабом. Лошади идут шагом. Генералы смотрят пасмурно. Все убиты духом; они не осмеливаются прервать молчание вождя, столько раз ведшего их к победе. Император, надвинув на лоб треуголку, весь отдался течению горьких мыслей; его правая рука засунута за серый сюртук, застёгнутый на все пуговицы; лицо его бледно, глаза потухли, рот лихорадочно искривился. За императором едет на гнедой лошади маршал Ней в тёмнозелёном сюртуке с генеральским шарфом, набросив на плечи большой серый плащ с развивающимися рукавами. Лицо его выражает гордость и доверие к монарху. Тут же едет, также на гнедой лошади, генерал Берту, закутавшись в чёрный плащ с выражением спокойствия на лице. В той же почти линии, на сивой в яблоках лошади. Скачет генерал Друо; на нём чёрный плащ и правую руку он держит в кармане; по видимому, изнемогая от усталости, он дремлет, укачиваемый мерным шагом лошади. За ним видны генералы Гурго. Флао, весь генеральный штаб с колонновожатыми, егерями и гусарами, а в самом конце императорской свиты – кирасиры. Направо маршируют барабанщики. Держа на боку немуе барабаны и среди них – кучка офицеров верхами с тамбурмажором. Далее твердым шагом дефилируют необозримые ряды пехоты. Вся картина, с её туманом, заволакивающим воздух, все лица, лошади, всё это вместе производит сильное впечатление на зрителя.
История этой картины чрезвычайно интересна. Двадцать восемь лет тому назад один финансист. Большой знаток в искусстве. Некто Делагант, пришёл в мастерскую художника Мейсонье; художник в это время сидел за работой: он писал небольшую, по обыкновению картинку.
- Что такое изображает эта картина? – спросил Делагант.
- Это батальный сюжет; я хочу назвать её «1814-й год», - ответил Мейсонье.
- Сюжет ваш слишком велик, а полотно слишком мало, г-н Мейсонье, - сказал Делегант – почему вы не хотите написать такую картину в больших размерах?
- У меня есть две причины, заставляющие меня написать маленькую картину: во-первых, потому что я уже привык писать маленькие вещи, а во-вторых – признаюсь вам откровенно – мне нужны деньги; работаю я медленно – и маленькую картину напишу гораздо скорее, чем большую.
- Вам нужны деньги? Напишите мой портрет. Сколько это будет стоить?
- 25.000 франков.
- Прекрасно; вот деньги … Делагант вынул из кармана пачку банковых билетов и передал её художнику. – Но я хотел бы иметь и эту картину, «1814-й год», с тем только непременным условием, чтобы вы написали её в больших размерах.
Несколько времени спустя портрет был готов. Мейсонье показал Делаганту натянутое на мольберт полотно и спросил:
- Достаточно для вас такой величины?
- Прекрасно!.. А сколько будет стоить эта картина?
- 70.000 франков.
- Хорошо! Вот вам половина этой суммы в виде задатка.
Картина была написана, деньги за неё уплачены. И она была выставлена в Салоне 1864 года. Где пользовалась заслуженным успехом. Наступила франко-прусская война. Затем коммуна. Картина чуть-чуть не была продана в Англию за 300.000 франков. Но дело не состоялось. Несколько лет тому назад американский миллионер Вандербильт предложил за неё 400.000 франков. Делегант сообщил это предложение Мейсонье, но художник сказал ему: «картина стоит дороже, не уступайте её за эту сумму». Делегант послушался совета и обещал Мейсонье 50.000 франков. Если продаст со временем картину дороже 400.000 франков.
С 1864 года Делагант ежегодно платил по 500 франков за страхование картины. А во время последней выставки во дворце изящных искусств страхование её обошлось ему, кроме того, еще в 4.000 франков. Однажды в Делаганту пришёл Баг, также большой знаток в деле живописи и предложил ему продать картину за 500.000 франков. Делагант не мог устоять против такой суммы и дал согласие. Между тем все заговорили об этой покупке, все спрашивали, для кого Баг купил эту картину? На утро стало известным, что картина «1814-й год» куплена у бага Шомаром, бывшим директором больших луврских магазинов. За 850.000 франков: в течение 24 часов Баг заработал на картине 350.000 франков!
Такая громадная сумма платилась за картину впервые: «Христос перед Пилатом» Мункачи был продан за 500.000 франков, «Angelus» Милле – почти за 600.000, «Вознесение» Мурильо – за 650.000 франков. Мейсонье оказался самым дорогим художников, а его «1814-й год» - самой дорогой картиной в свете.