|
Герардо ди Джованни дель Фора (1445-1797). Триумф Целомудрия. Исполнено в последней четверти XV в. Дерево, темпера, лак 42 х 65 см. С 1849 года года картина хранится в коллекции Савойской галереи. |
Из сборника "Великие музеи мира" № 23 "Савойская галерея. Турин":
Споры об авторстве этой картины, являющейся парной к «Битве Любви и Целомудрия», которая сейчас хранится в Национальной галерее в Лондоне, были очень напряженными. Атрибуции колебались в неопределенных границах «манеры Боттичелли», Бенедетто Гирландайо, Козимо Росселли и «мастера Триумфа», чтобы принять, наконец, вариант Федерико Зери, признавшего здесь руку знаменитого миниатюриста Герардо ди Джованни дель Фора. Тема взята из «Триумфа Целомудрия» Петрарки (ст. 118-126) и отображает фигуру Целомудрия в белоснежной юбке на триумфальной колеснице. В руках Целомудрия - щит, на котором смутно видно Медузу (ст. 118-119), символ мудрости (Персей, получивший щит от Минервы, обратил с его помощью в камень Горгону). Коварная Любовь привязана к колеснице, запряженной единорогами (символами чистоты), ее стрелы сломаны и перебиты. Женские фигуры, шествующие впереди и позади процессии, являются «священными и благословенными девами», известными своим целомудрием. Город на заднем плане - это вид старой Флоренции. Примечательна точность описания деталей колесницы, богато украшенной драгоценными камнями и золотым шитьем. Картина была подарена Николо Кроза ди Верганьи королю Карло Альберто в 1847 году и поступила в галерею в 1849 году.
Франческа Сальватори
|
В тексте Петрарки описывается фигура Любви, захваченная в плен и связанная «цепями из алмазов и топазов». Обращаясь к целомудренным героиням Пенелопе и Лукреции, автор пишет: «Те, кто сломали стрелы и колчан рядом с тем дерзким, отняв у него крылья». Художник точно воспроизводит эти детали, добавив на втором плане веселую реалистическую нотку в виде купания в озере.
|
«Триумф Целомудрия» вторая часть поэмы Петрарки, посвящённой Трюумфам. В ней Лаура освобождает из шествия Любви многих знаменитых женщин древности, например, Дидону. Это шествие устремляет своё движение в Рим, в храм Патрицианского Целомудрия.
Целомудрие, персонифицируемое фигурой прекрасной Лауры, сидит в колеснице. В руках у неё может быть щит, который защитил её от стрел. Побежденный Купидон, связанный как пленник, может сидеть ниже её или идти впереди. Колесницу, запряженную единорогами, окружают женщины, посвятившие себя целомудрию. Перед ней несут штандарт, на котором изображен горностай — еще одно животное, символизирующее чистоту. У ног может резвится собака, прекратившая охоту на зайца — символы любви и похотливости.