четверг, 9 февраля 2017 г.

Джоаккино Ассерето (1600–1649) - «Самоубийство Катона»

Джоаккино Ассерето (1600–1649). Самоубийство Катона. Исполнено около 1640 г. Холст, масло 203 х 279 см.  Палаццо Бьянко. В коллекции музея Страда Нуова с 1924 года.

Из альманаха «Великие музеи мира» №30 «Музей Страда Нуова. Генуя»:
Плутарх и Сенека рассказывают о кончине Марка Порция Катона, гордого противника Цезаря, предпочившего смерть капитуляции. Организовав оборону Утики, где он укрылся вместе с другими представителями республиканской аристократии, Катон, проигрывающий будущему императору, решил покончить с собой, дабы избежать позора возможного примирения. Поступок героя-стоика, кажется, находит в Ассерето, художнике пугливом и застенчивом, интерпретатора, способного с предельной экспрессией воплотить его трагизм. Главный герой изображается на этом полотне раздирающим руками рану, которую он нанес себе, пронзив живот мечом. На картине Катон осуществляет этот последний подвиг с упорной решимостью при стечении народа: его грудь ярко освещена, лицо, уже пожелтевшее в преддверии смерти, подчеркнуто взволнованной жестикуляцией тянущихся отовсюду рук. Другие фигуры, обрисовывающие темное пространство в помещении, отмеченном лишь несколькими элементами, такими, как полог палатки, являются в сцене, где два источника света подчеркивают важнейшие для реконструкции эпизода элементы: факел освещает руку, раздирающую рану, а свеча - таз и бинты, с помощью которых врачевали Катона. Эти композиционные решения, указывая на непосредственное знакомство с произведениями северных караваджистов, вероятно, изученными художником в Риме в 1639 году, помогают датировать этот шедевр примерно 1640 годом.

Лет десять или около того назад вышел сериал "Рим", пользовавшийся огромной популярностью. В этом сериале главный противник Цезаря, Катон, изображён  несколько в карикатурном виде. Конечно, несколько лучше, чем Брута, Цицерона и Помпея, но всё равно полным кретином и лузером.  Видимо, у авторов сериала было несколько иное мнение на этого исторического деятеля, чем общепринятое, так сказать "академическое".  Тем не менее, согласно энциклопедии Катон являлся великим государственным деятелем Римской республики, а чём свидетельствует масса произведений искусства посвящённых ему, в том числе и эта картина. 

среда, 8 февраля 2017 г.

Портрет дворянина XVI века

Circle of Steven van der Meulen. PORTRAIT OF A GENTLEMAN, HALF LENGTH, WEARING BLACK AND HOLDING A PACK OF CARDS - Художник из окружения Стивена ван дер Мейлена (1632-1690). Портрет дворянина в чёрном с колодой игральных карт

вторник, 7 февраля 2017 г.

Карло Маджини (1720-1806) - «Кухонный натюрморт»

Carlo Magini (1720-1806). A KITCHEN STILL LIFE WITH HUNG MEAT - Карло Маджини (1720-1806). Кухонный натюрморт с висящим мясом 

понедельник, 6 февраля 2017 г.

Шотландский художник Питер Хоусон (1958 г.р.)


PETER HOWSON (1958). SELF-PORTRAIT - Питер Хоусон (1958 г.р.). Автопортрет
PETER HOWSON (1958). Untitled - Питер Хоусон (1958 г.р.). Без названия

PETER HOWSON (1958). A NIGHT THAT NEVER ENDS. Питер Хоусон (1958 г.р.).  Ночь, которая никогда не кончается


воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Андреа Мантенья - «Триптих Уффици»

Андреа Мантенья. Триптих Уффици. Исполнен около 1460года. Дерево, темпера. Центральная панель: 77 х 75 см. Боковые створки: 86 х 42,5 см В коллекции с 1632 г.
Из альманаха «Великие музеи мира» №11 «Галерея Уффици. Флоренция»:
Триптих, в центре которого представлено Поклонение волхвов, а на боковых створках Вознесение и Обрезание, вероятно, был первой работой, заказанной художнику герцогом Людовико Гонзага. Герцог Мантуанский приглашал ко двору многих художников, в числе которых были мастера Пизанелло, Донателло и Леон Баттиста Альберти. Начиная с 1459 года, при Мантуанском дворе находился и Андреа Мантенья. Это было началом полезного сотрудничества, которое вылилось впоследствии в написание фресок знаменитой Палаты супругов во дворце Герцога. Окружение мантуанского двора XV века особенно ценило вкус к античности художника, выделяя его среди северных мастеров, как наиболее способного к передаче классического искусства современным языком. На правой створке, изображающей Обрезание, художник описывает закрытое, но роскошное помещение в классическом стиле, украшенное разноцветным мрамором и скульптурными рельефами в тимпанах. Остальные два эпизода, напротив, помещены в открытое пространство. Поклонение волхвов выполнено сияющими цветами, в соответствии с традициями падуанской и венецианской школ. Участники сцены выделяются на фоне строгого, скалистого пейзажа как сказочные персонажи. Впоследствии художник поместил Мадонну с Младенцем в облако светящихся ангелочков на фоне глубокой пещеры, выбитой в скале, напоминающей пещеру куманской сибиллы. Центральная створка написана на вогнутой доске, вероятно для того, чтобы быть помещенной в нишу алтаря в капелле дворца герцогов Мантуанских.
Елена Джаннески
«Вознесение»

«Поклонение волхвов»

«Обрезание»

суббота, 4 февраля 2017 г.

Давид Тенирс Младший - «Искушение святого Антония»

David Teniers II (Antwerp 1610-1690 Brussels). The Temptation of Saint Anthony - Давид Тенирс II (Антверпен 1610-1690 Брюссель). Искушение святого Антония 
См. также:

 Давид Тенирс Младший

пятница, 3 февраля 2017 г.

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Вытягивание брёвна к саням»

Frederick Simpson Coburn (1871 - 1960). PULLING THE CHAINED LOG TO THE SLEDGE. 1941 - Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960). «Вытягивание брёвна к саням». Исполнено в 1941 году

См. также:

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Выезд на зимнюю дорогу»

четверг, 2 февраля 2017 г.

Луис Мелендес - «Натюрморт»

Луис Мелендес (1716-1780) Натюрморт. (Натюрморт с коробкой желе, рогаликом, охлаждающейся бутылкой в бочонке и стеклянный стакан на серебряном подносе). Исполнен в 1770 г.  Холст, масло, 49 х 37 см. Музей Прадо, Мадрид (из Королевского дворца в Аранхуэсе)
Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Музей Прадо. Мадрид»:
Рожденный в 1716 году в Неаполе в испанской семье, Мелендес стал одним из ведущих представителей искусства натюрморта и достиг абсолютных вершин этого живописного жанра в XVIII веке. Он сформировался как наследник неаполитанской традиции Рекко, испанских бодегонов и ясных и четких моделей Санчеса Котана, Сурбарана и Веласкеса. Мелендес перенял их строгий моральный тон и почти мистический вкус к повседневным вещам, взвешенным и калиброванным в очень сбалансированных композициях. Он научился выписывать композиционные соотношения между предметами, создавать поразительные эффекты в полумраке кухонных столов, играть с отблесками на посуде и на фактуре керамики, мяса и фруктов. В Прадо имеется большое количество натюрмортов художника, заказанных ему для украшения одного из залов Королевского дворца в Аранхуэсе, и изображающих плоды испанской земли. В эпоху Просвещения (а, следовательно, и современных света и оптики) удивительная техническая виртуозность Мелендеса позволяет нам прикоснуться к реальности, текстуре, полноте и чуть ли не вкусу осязаемой поверхности каждого элемента. От ароматной и жесткой корки хлеба до дырявой и неровной пробки и металлических скоб, скрепляющих деревянные круги, тронутых еле заметными мазками белил.
Даниэла Тарабра