воскресенье, 12 марта 2017 г.

Рафаэль - «Мадонна Конестабиле»

Рафаэль. Мадонна Конестабиле. Исполнено в 1502-1503 гг. Темпера по дереву, перенесенная на холст 17,5 х 18 см. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге (из коллекции Сципиона Конестабиле делла Стаффа, Перуджа, 1870 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №3 «Эрмитаж. Санкт-Петербург»:
Двадцатилетний Рафаэль написал эту работу, вдохновленный рисунком своего учителя Перуджино, изображающим Мадонну с младенцем, держащую гранат. В 1881 году, когда картина была перенесена с доски-оригинала на холст, выяснилось, что в первом варианте Мадонна вместо книги протягивает Младенцу именно гранат - символ Страстей Христовых. Изменение не исказило сути произведения, в котором традиционная тема раскрыта с изысканной простотой, подчинив круговому формату контуры покрывала Девы Марии, изгиб плечей, головы и руки, поддерживающей тело Иисуса. Картина и рама были задуманы как единое целое: сложный декоративный мотив в стиле гротеск (был в моде в начале XVI века, его выполнил сам Рафаэль) раскрывает изысканную миниатюрность изображения, вписанного в круг. Классическая строгость композиции основывается на лишенной помпезности святой группе на первом плане, предстающей перед зрителем в мягкой естественности поз.
Детали:
Ракурс изображения лица Девы соответствует повороту головы Младенца. Глаза обоих обращены в книгу, и, несмотря на нежный возраст, Младенец уже осознает, что эти страницы предрекают ему будущие страдания, которые он готов принять.
Женский тип Марии, с чистым и нежным овалом лица, опущенными глазами, спокойным и задумчивым выражением, является типичным для творчества Рафаэля. В дальнейшем мастер раскрывал тему Мадонны с Младенцем все с большим совершенством, достигнув славы лучшего художника эпохи Возрождения, создателя выдающихся «классических» форм, на которые равнялись художники последующих веков.
Хотя большая часть картины посвящена двум персонажам, которые выделяются непосредственно на переднем плане, Рафаэль написал довольно просторный фон с тщательно прорисованной и богатой деталями панорамой в соответствии с повествовательной тенденцией живописи XV века. Природа становится тем местом, где распространяется и растворяется духовный смысл священных образов. Необычный, залитый весенним солнцем пейзаж с горами, покрытыми снегом, служит отголоском чистоты и непогрешимости души Марии. 
Александра Фреголент

суббота, 11 марта 2017 г.

Эверхардус Костер (1817-1892) - «Корабли викингов на Темзе»

Everhardus Koster (Dutch, 1817-1892). IKING SHIPS ON THE RIVER THAMES - Эверхардус Костер (1817-1892). - Корабли викингов на Темзе
Картина голландского художника напоминает о времени, когда Англия  практически полностью находилась под властью викингов.  Именно этой теме посвящён сериал Последнее Королевство, снятый по мотивам серии книг английского писателя Бернарда Корнуэлла «Саксонские хроники». В этом сериале показана время правления знаменитого короля Уэссекса Альфреда, единственному на острове, которому удалось сохранить своё "последнее" королевство. Два сезона сериала в русской озвучке можно смотреть или скачать через торрент.  

Орацио Джентилески (1563-1639) - «Прилёт ангела к мученикам Валериану, Тибурцию и Цецилии»

Орацио Джентилески (1563-1639). Прилёт ангела к мученикам Валериану, Тибурцию и Цецилии. Исполнено в 1607 г. Холст, масло 350 х 218 см C 1801 года в коллекции Пиканотеки Брера (Милан).
Из альманаха «Великие музеи мира» №29 «Пиканотека Брера. Милан»:
Зрелищная, впечатляющая картина Орацио Джентилески является прекрасным примером частичного возобновления идей Караваджо (нейтральный фон, диагональный свет, белая мантия ангела) в сочетании с ослепительным формальным изяществом и подробной передачей деталей костюма. Большая зеленая драпировка фона, красивая одежда персонажей, почти нереальная деталь бархатной подушки под коленями Цецилии, относятся к обычному репертуару тосканского художника. Алтарь первоначально находился в церкви святой Цецилии в Комо, где был документирован с 1607 года. Его историческое присутствие в Ломбардии следует рассматривать в свете развития ломбардской живописи XVII века, например, в контексте искусства Мораццоне. Этот эпизод, который не так легко доступен пониманию, повествует о браке между христианской Цецилией и язычником Валерианом. Появление ангела с венком знаменует союз двух молодых людей, обращение в христианство Валериана и его брата Тибурция (который изображен в нижней части). Намек на неизбежное мученичество молодых людей несет пальмовая ветвь в руках ангела. Орган, традиционный атрибут святой Цецилии, покровительницы музыкантов, поблескивает металлическими трубами.
Стефано Дзуффи

См. также:

пятница, 10 марта 2017 г.

Французский художник 18 века Чарльз Буйон - Натюрморт

Charles Bouillon (active Paris 1705-07). A trompe l’oeil of a collector's study with engravings, drawings, letters and books - Чарльз Буйон (активный в Париже в 1705-07 гг.). Натюрморт с набором предметов коллекционирования с гравюрами, рисунками, буквами и книгами

четверг, 9 марта 2017 г.

Жорж де Ла Тур - «Шулер с бубновым тузом»

Жорж де Латур (1593-1652). Шулер с бубновым тузом. Исполнено около 1635 г. Холст, масло. 106 х 146 см. Лувр (Париж), в коллекции с 1972 г.
Из альманаха «Великие музеи мира» №2 «Лувр. Париж»:
С этой знаменитой картины, обнаруженной в 1926 году, начинается возвращение «дневных сцен» де Латура. Подписанная внизу слева, на краю стола, она датировалась по-разному. Латур подхватывает тему мошенничества, предложенную Караваджо, и очень часто трактовавшуюся и после него. На эту тему мастер накладывает историю о блудном сыне, разоренном женщинами. В этой картине в единстве пребывают три главных моральных соблазна XVII века: женщины, азартные игры и вино. Художник призывает к размышлению зрителя, восхищенного и погруженного в созерцание неподвижности, царящей в сцене, где странным образом смешаны напыщенность и ирония. Общая мрачность фона выявляет потрясающие участки чистой живописи: натюрморт, состоящий из оплетенной бутыли и бокала вина, детали одежды куртизанки в центре, вышитый казакин на крайнем справа юноше. Де Латур написал также другую версию Шулера, где крапленая карта - туз треф, а не туз бубен, как здесь.
Лицо юноши является символом добра и невинности, а также наивности тех, кто мечтает об удовольствиях, предлагаемых куртизанкой, и кто будет осмеян. Юноше оппонирует шулер, с лицом, полускрытым в темноте (символ зла).
Алессандра Флеголент

«Шулер с трефовым тузом». Частное собрание. Женева

среда, 8 марта 2017 г.

Китайский художник Ли Бо (1982 г.р) - «Средний палец»

Li Bo (CHINESE, B.1982). THE MIDDLE FINGER - Китайский художник Ли Бо (1982 г.р). Средний палец

вторник, 7 марта 2017 г.

Франческо дель Каиро (1607-1665) - «Иродиада с головой Иоанна Крестителя»

Франческо дель Каиро (1607-1665). Иродиада с головой Иоанна Крестителя. Исполнено в 1633-1635 гг. Холст, масло 100 х 80 см. С 1635 г. в коллекции Савойской галереи в Турине

Из альманаха «Великие музеи мира» №23 «Савойская галерея. Турин»:
Картина «Иродиада» представляет собой показательный пример драматической восприимчивости Каиро. Наполненная дрожью убийственного эротизма и особым вниманием к истерзанной психологии некоторых героинь, она позже привлекала внимание поэтики декаданса. Сюжет отличается иконографической оригинальностью, происходит из точных литературных источников. «Золотая легенда», в которой говорится, что царица, проклиная голову Иоанна, умерла от ядовитых испарений, появившихся изо рта святого, подводит нас к образу Иродиады. В то же время, язык, проколотый вертелом (акт презрения к последним словам, произнесенным Крестителем), заимствован из послания «К Руфину» святого Иеронима. Художник обращался к этой теме несколько раз. Савойская версия считается предшествующей картинам из Виченцы (Городская пинакотека) и Бостона (Музей изобразительных искусств). Другие версии находятся в Нью-Йорке (музей Метрополитен) и Милане (частная коллекция). Указанная в инвентарной описи 1635 года как работа Каиро, картина была позже атрибуирована кисти Мораццоне и Маццукелли, чтобы затем подтвердить свою первоначальную атрибуцию, благодаря Роберто Лонги (1922 г.).
В галерее хранятся и другие работы Дель Каиро - «Смерть Лукреции» и «Мученичество святой Агнессы» (см. ниже) - демонстрирующие склонность художника к изображению пыток с элементами извращения и мученичества женщин, терзаемых с чувством мрачной неизбежности, при этом их страдания подчеркнуты драматическими контрастами в духе Караваджо.
Франческа Сальвадори
Франческо дель Каиро (1607-1665). «Мученичество святой Агнессы».  Савойская галерея. Турин
Франческо дель Каиро (1607-1665). «Смерть Лукреции». Савойская галерея. Турин 

понедельник, 6 марта 2017 г.

Камиль Бомбуа (1883-1970) - «Сюрприз с купальщицами»

Camille Bombois (FRENCH, 1883 - 1970). BAIGNEUSES SURPRISES (SURPRISED BATHERS). 1930 - Французский художник Камиль Бомбуа (1883-1970). Сюрприз с купальщицами. 1930