|
Франсиско Гойя. Графиня де Чинчон. Исполнено в 1800 г. Холст, масло. 216 х 144 см. Музей Прадо, Мадрид, приобретено в 2000 г.
|
Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Музей Прадо. Мадрид»:
Портретистика Гойи в целом является одной из наиболее интенсивных глав этого живописного жанра. В портретах в положении сидя или стоя, в полный рост или в полфигуры, на нейтральном фоне или на фоне пейзажа, он всегда руководствуется традициями изученных им мастеров, в частности, Тициана и Веласкеса. Гойя все больше подчеркивает беспокойность персонажа, который кажется дезориентированным, одиноким, озабоченным, психологически неуловимым. Дочь инфанта дона Луиса де Бурбона, брата Карла III, донья Мария Тереза де Бурбон-и-Вальябрига находилась в монастыре до 1797 года, когда ее выбрал в жены Мануэль Годой - один из самых влиятельных министров Карла IV и заказчик Гойи. Художник несколько раз изображал графиню, которая впервые появляется как улыбающаяся двухлетняя девочка на групповом портрете семьи дона Луиса де Бурбона (Мамиано ди Траверсетоло, фонд Маньяни-Рокка). Здесь, семнадцать лет спустя, она изображена на пятом месяце беременности своей первой дочерью Шарлоттой. Художник мастерски передал естественную аристократическую сдержанность белокурой графини, чья врожденная элегантность проявляется также в ее расслабленной позе. Портрет предполагает определенную недомолвку. Действительно, героиня отводит взгляд, будто ей не очень нравится присутствие наблюдателя. Цветовая гамма, сведенная к необходимому минимуму, подчеркивает игру световых отблесков на шелке в палитре бесконечных оттенков серого.
Даниэла Тарабра
|
Застенчивая, чувствительная и элегантная, графиня изображена на темном фоне. Воздушная масса кудрей и чепец с лентами и украшениями переданы свободными мазками и с абсолютным оптическим правдоподобием.
|