понедельник, 19 июня 2017 г.

Фернан Кормон - «Каин»

Фернан Кормон (1845−1924). Каин. Исполнено в 1880 г. Холст, масло 380 х 700 см. Музей Орсе, Париж (Приобретено государством в 1880 г.)

Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Далекое от полированной красоты Венеры Бугро, выставленной на год раньше, это монументальное полотно Кормона импонировало публике в Салоне 1880 года, слегка наделав шуму из-за размера, новизны сюжета, и, прежде всего, сурово реалистического стиля. Сцена вдохновлена библейской историей о Каине, который бежит со своим племенем после убийства брата Авеля. Однако больше чем смысл повествования Кормона интересует изображение воображаемой доисторической эпохи. После классической античности, средневековья и Возрождения в число сюжетов исторической живописи входит и происхождение видов. Неслучайно именно в эти годы в дополнение к растущей популярности теории Дарвина происходит открытие наскальных рисунков пещеры Альтамира. Дарвиновское происхождение сюжета отметила также и критика того времени, которой было тяжело примириться с показной грубостью персонажей и жестокостью изображения. Художник сосредоточивается на дикости людей, их зверином поведении, изображении их кожи, опаленной солнцем. Холст Кормона, бывший долгое время предметом подражания, поражает своим мелодраматическим тоном и силой картины в целом.
Симона Бартолена
Благодаря своим работам на доисторическую тематику, Кормон получает заказ на украшение стен и потолков Музея естественной истории в Париже, со сценами, которые рассказывают об эволюции человечества. Его стиль, одновременно реалистический и мелодраматический, чувствительный к деталям и способствующий приданию театральности всему изображению, как раз хорошо подходит для декораций такого типа.



воскресенье, 18 июня 2017 г.

Рафаэль - «Венчание Богоматери»

Рафаэль Санти. Венчание Богоматери. Исполнено в 1504 году. Дерево, масло. 170х118 см. Пиканотека Брера, Милан. В коллекции с 1805 года
Из альманаха «Великие музеи мира» №29 «Пиканотека Брера. Милан»: 
 Находившийся прежде в церкви святого Франциска в городе Кастелло, подписанный и датированный на храме, небольшой, но знаменитый алтарь знаменует собой кульминацию творчества раннего Рафаэля. В этой картине 21-летний художник открыто отдает дань уважения Перуджино, у которого он заимствует аналогичную композицию в Канне, но, в целом, произведение значительно превосходит модели учителя, кажущиеся устаревшими. Сцена разворачивается на площади (с точной перспективой плиточного покрытия) перед большим храмом, в глубине - размытый пейзаж из холмов, лугов и лесов. Геометрическим центром и яркой точкой служит открытая двойная дверь в середине храма, знак полной гармонии архитектуры и природы. Фигуры располагаются как бы в случайном порядке с безукоризненной простотой вдоль нескольких рядов полуокружностей, которые повторяют форму купола и самой доски. Над всем царит благодать, немного с оттенком поэтической меланхолии: лица не обременены заботами, ни одно чувство не преобладают над другими, спокойны даже отвергнутые женихи, сломавшие посохи. Ничто не может нарушить кристальное равновесие композиции, которой Рафаэль положил начало своей полной и независимой стилистической зрелости. 
Стефано Дзуффи
Большой храм полностью вписывается в архитектурные дискуссии того времени по поводу церквей с центральным планом. Есть значительное сходство со зданиями Браманте, земляка Рафаэля, например, как храм Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме.
Богоматерь точно следует образу с картины Перуджино, изображенная, однако, в другом контексте: Дева Мария протягивает руку, чтобы получить предлагаемое Иосифом обручальное кольцо, в то время как первосвященник ритуально соединяет молодых супругов. При этом Рафаэль избегает грубых жестов и чрезмерных эмоций.
Согласно «Золотой Легенде», зацветший посох должен был указать на Иосифа как суженого Марии среди остальных претендентов.

суббота, 17 июня 2017 г.

Анри Матисс (1869-1954) - «Обнаженная на красном фоне»

Henri Matisse (1869-1954). Nu sur fond rouge - Анри Матисс (1869-1954). Обнаженная на красном фоне

пятница, 16 июня 2017 г.

Сэр Уильям Рассел Флинт (1880-1969) - «Весы»

Sir William Russell Flint (1880-1969). THE SCALES. 1944 - Шотландский художник сэр Уильям Рассел Флинт (1880-1969). ВЕСЫ. Исполнено в 1944 году

четверг, 15 июня 2017 г.

Пьер Сюблейра (1699-1749) - картины на тему басен

Пьер Сюблейра. Кобыла кума Петра. 1735 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Французский художник Пьер Сюблейра (1699-1749) прославился как мастер портретов и исторических и жанровых сцен. Его кисти принадлежат некоторые картины фривольного содержания. Именно к ним относят две работы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже (если их до сих пор не украли) написанные по мотивам басен Лафонтена.  
В басне Лафонтена «Кобыла кума Пьера» речь идет о том, что священнику отцу Жану очень нравилась красавица-жена бедного крестьянина Пьера, которому для обработки поля понадобилась лошадь. Священник пообещал превратить женщину в кобылу, но при двух условиях: женщина должна перед ним обнажиться и все происшедшее должно остаться в тайне. Вероятно, французский баснописец сюжет взял из «Декамерона» Боккаччо, а тот в свою очередь ещё откуда-то. Подобные забавные истории пользовались популярностью с самых древних времён и до сегодняшнего дня находят своего зрителя, примером чему служит известный сериал  Бесстыдники смотреть онлайн который можно с профессиональным русским переводом.  
Пьер Сюблейра. Навьюченное седло.  1735. Эрмитаж, Санкт-Петербург
В басне «Навьюченное седло» рассказывается о том , что знаменитому художнику, который был страшным ревнивцем, понадобилось ненадолго уехать из дома. Не полагаясь на верность жены он «запечатал» ее интимное место рисунком осла. Однако приятель-художник, воспользовался случаем и соблазнил оставленную в одиночестве женщину. В пылу страсти рисунок стерся, но любовник не растерялся и нарисовал осла вновь. Однако не удержался и пририсовал седло. Когда муж вернулся, то он увидел оседланного осла.

«Прибрежный пейзаж с рыбаками у Мавзолея Сципиона»

Joos de Momper II (Antwerp 1564-1635) and Attributed to Jan Brueghel I (Brussels 1568-1625 Antwerp). A coastal landscape with fishermen with their catch by the Tomb of Scipio - Джоос де Момпер Младший (Антверпен 1564-1635) совместно с художником атрибутированным как Ян Брейгель Старший (Брюссель 1568-1625 Антверпен). Прибрежный пейзаж с рыбаками с их уловом у мавзолея Сципиона

среда, 14 июня 2017 г.

Эдвард Лир (1812 - 1888)

Edward Lear  (1812 - 1888). CORFU FROM GASTOURI - Эдвард Лир (1812 - 1888). Вид Корфу с Гастори 

Edward Lear  (1812 - 1888). CORFU FROM THE VILLAGE OF ASCENSION - Эдвард Лир (1812 - 1888). Вид Корфу из деревни Ассеншион

Edward Lear  (1812 - 1888). THE PINETA, RAVENNA - Эдвард Лир (1812 - 1888). ПИНЕТА, РАВЕННА
См. также:

Эдвард Лир (1812 - 1888)

вторник, 13 июня 2017 г.

Энди Уорхол - машины без названия

Andy Warhol. UNTITLED (RED CAR). Executed in 1959 - Энди Уорхол. Без названия (Красная машина). Исполнено в 1959 году
К сожалению, марку изображённого автомобиля Энди Уорхол не указал. По всему видно, что это крутая тачка. Мне она напоминает ту, которую герой Луи де Фюнеса - Сароян подарил герою Бурвиля - Марешалю в фильме "Разиня". Та машина была напичкана разной контрабандой - наркотиками, бриллиантами. Впрочем, это можно проверить на сайте тачки из фильмов, там точно имеется кадиллак Маришаля
Andy Warhol. UNTITLED (BLUE CAR).Executed in 1961 -   Энди Уорхол. Без названия (Голубая машина). Исполнено в 1959 году