Анри Руссо. Война (Всадница раздора). Исполнено в 1894 г. Холст, масло. 114 х 195 см. Музей Орсе, Париж (покупка, 1946 г.). |
Скромный таможенный служащий мэрии города и художник-самоучка, Анри Руссо - одна из наиболее сложных и оригинальных фигур в панораме парижского искусства второй половины XIX века. Обратившись к живописи в сорокалетием возрасте, Руссо пишет инфантильные по характеру сцены, полные очарования и только кажущиеся наивными. В них скрыта немалая тревога и насыщенный символический подтекст. Наивная живопись, созданная стихийным гением художника-самоучки, является плодом напряженной интеллектуальной работы, вдумчивого изучения примитивов. Дебаты вокруг произведений Анри Руссо по-прежнему открыты. Конечно, не случайно, что искусство Руссо решительно поддерживают наиболее авангардистские художники начала века - от Поля Гогена до Одилона Редона, от Пикассо до супругов Делоне, а также интеллектуалы уровня Гийома Аполлинера. Маленькое произведение Руссо, принадлежащее Кандинскому, станет объектом поклонения для членов «Голубого всадника» - группы художников-экспрессионистов. Этот холст был первой работой большого размера, написанной Руссо. Выставленная в Салоне Независимых 1894 года под названием «Война: всадница раздора», картина наделала шуму среди критиков и публики. Будучи фантастической аллегорией войны, она удивляет стилистической наивностью и оригинальностью целого.
Симона Бартолена