воскресенье, 28 октября 2007 г.

Рисунки Ираклия Тоидзе к поэме Шота Руставели "Витязь в Тигровой шкуре"

К сожалению, открытки в наборе не пронумерованы, а саму поэму я не читал, поэтому публикую их в чисто случайной последовательности
БОРЬБА ТАРИЭЛЯ С ТИГРИЦЕЙ
"Бросив меч,схватил тигрицу и привлек в свои объятья,
«В память той желал лобзанья, от кого огнем объят я,
«Но тигрица прорычала мне звериные проклятья,
«Я убил ее нещадно, и безумцем стал опять я


БОЙ ФРИДОНА С ВРАГАМИ
"Окружили—вижу, плохо! С лодки прянул на коне,
"Вплавь я по морю пустился, удивлялись только мне
"Всех людей моих сгубили, трупы отдали волне,
«Обратил я всех их в бегство, с ними справился вполне.

ПОХИЩЕНИЕ НЕСТАН-ДАРЕДЖАН
«Позвала Давар, пресытясь, двух рабов чернее сажи,
«Перед ней они предстали, безобразны, словно каджи.
«Наготове бот держали, подползали, как для кражи,
«Усадили солнце-деву, окружив ее, как стражи

КОРОНОВАНИЕ ТИНАТИН
По стране гонцов с указом шлет арабов повелитель:
«Тинатин мою царицей посадил я сам, родитель,
«Озарит она, как солнце, всех, кто к ней войдет в обитель.
«Пусть же ей хвалу возносит восхищенный ею зритель».

ФАТЬМА И НЕСТАН-ДАРЕДЖАН
«Я взяла коня в конюшне, что быстрее всех там был,
«Оседлала, посадила ту, чей лик меня пленил.
«Словно лев, умчал он солнце, что превыше всех светил.
«Так мое завяло жниво, что из всех растила сил».

АВТАНДИЛ ПИШЕТ ЗАВЕЩАНИЕ
Сел писать он завещанье, о тоске души сказать:
«Царь, кого искать я жажду, тайно я ушел искать.
«Без него, по ком сгораю, тяжела мне жизни кладь.
«Призови, против, мне в помощи сил небесных благодать!

ТАРИЭЛЬ У РЕКИ
Видят: некий витязь странный плачет, сидя над рекой.
С львиным схож героя образ. Но разнуздан вороной.
По доспехам, сбруе, латам жемчуг блеск рассыпал свой.
Розу изморозь покрыла с сердца брызжущей слезой


Другие открытки этой серии:



Ираклий Тоидзе - Витязь в тигровой шкуре 


четверг, 25 октября 2007 г.

РЕПИН Илья Ефимович - русский художник - продолжение.

Портрет художника К.П. Похитонова (1850-1929). 1889 г.
Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет писательницы Н.Б. Нордман-Северовой. 1905 г.Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник
Портрет писательницы Н.Б. Нордман-Северовой. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Данте. Холст, масло. 70,5х57,4. Костромской областной музей изобразительных искусств.
Портрет писателя В.Г. Короленко (1853-1921). 1912 г. Государственная Третьяковская галерея
Пушкин у моря. 1887 г. Картина написана Репиным совместно с И.К. Айвазовским. Всесоюзный музей А.С. Пушкина
Портрет Д.И. Менделеева. Акварель. 1885 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Л.Н. Толстого. 1891 г. Холст, масло. 207х73 см. Государственный Русский музей

Дубовской Николай Никанорович -русский художник-передвижник

Дубовской Николай Никанорович - русский художник, мастер живописного пейзажа, переходного от романтизма к символизму.

Родился в Новочеркасске 5 (17) декабря 1859 в семье казака-старшины Области Войска Донского. Первоначально учился в военной гимназии, затем в петербургской Академии художеств (1877–1881) у М.К. Клодта. Не раз путешествовал по Западной Европе и Ближнему Востоку. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1886), с 1899 входил в состав его правления. Жил преимущественно в Петербурге.

Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что напрочь забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать.

Уже с 1884г. Дубовской - в рядах передвижников, а вскоре (в 1889) стал постоянным членом совета ТПХВ и членом правления. После смерти Н. А. Ярошенко (1898) он оказался идейным руководителем объединения. В отличие от волевых И. Н. Крамского и Н. А. Ярошенко, Дубовской был человеком мягким и деликатным, однако очень умело исполнял роль вечного примирителя передвижников старшего и младшего поколений.

Дубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов. Известны его пейзажи "Зима" (1884), "Ранняя весна" (1886), "На Волге" (1892 и 1903), "Прошел ураган" (1898), "Закат солнца" (1909), "Родина" (1903-04) и др. В них легко узнаются темы и образы передвижнического пейзажа. Товарищи ценили в произведениях Дубовского сильное эмоциональное чувство, но часто пеняли художнику на некоторую небрежность исполнения.

Но одна картина резко выделяется из этого ряда, и в историю русского искусства Дубовской вошел, прежде всего, как автор пейзажа "Притихло" (1890). Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам - "тишины перед грозой", "когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии". Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение.

Внезапно высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали - темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, но и вода - лишь зеркало для неба. Самым материальным, осязаемым здесь "телом" становятся грозовые тучи - яркие и светоносные.

Пейзаж высоко оценил И. И. Левитан, полагавший, что Дубовскому удалось передать объективное - "не автора, а самую стихию".

Плодотворно работал как педагог: с 1911 был профессором-руководителем пейзажной мастерской Академии художеств.

Умер Дубовской в Петрограде 28 февраля 1918.
Закат солнца. 1909 г. Астраханский областная картинная галерея
Вечер в селе после дождя. 1906 г. Государственный Русский музей
Прошел ураган. 1898 г. Астраханский областная картинная галерея
сумерки. 1897 г. Холст, масло.52х70. Государственная Третьяковская галерея
Притихло. 1890 г. Государственный Русский музей
После дождя. 1906-1909 гг. Областной музей истории донского казачества (г.Новочеркасск)
Дождь приближается. 1888 г. Государственный Русский музей
Кисловодск. Этюд. Холст, масло. 19,5х30. Холст, масло. Кисловодский художественный музей имени Н.А. Ярошенко
После грозы. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Горный пейзаж. Холст, масло. Кисловодский художественный музей имени Н.А. Ярошенко
Рожь созрела. Государственный Русский музей
Радуга. Областной музей истории донского казачества (г.Новочеркасск)
Свежий ветер. Холст, масло. Кисловодский художественный музей имени Н.А. Ярошенко
Ноябрьский вечер. Государственная Третьяковская галерея
На Екатерининском канале. 1905 г. Государственный русский музей
Море. Калининская областная картинная галерея

Николай Павлович Акимов — советский живописец

Николай Павлович Акимов (1901-1968) — советский живописец и книжный график, театральный художник, режиссёр и педагог, 1935 по 1949 и с 1956 г. возглавлявший Ленинградский театр Комедии (с 1970 г. — Ленинградский академический Театр Комедии, с 1989 г. — Ленинградский академический Театр Комедии им. Н.П. Акимова, с 1992 г. — Санкт-Петербургский академический театр Комедии им. Н.П. Акимова). Народный артист СССР (1960).
Николай Акимов родился 3 (16) апреля 1901 года в Харькове. С 1914 г. учился изобразительному искусству в Петербурге, в Вечерних классах Общества поощрения художеств, с 1915 г. — в частной студии. С 1916 по 1918 г. занимался в петербургской Новой художественной мастерской, в начале 1920-х продолжил обучение во ВХУТЕМАСе. Его преподавателями в числе прочих были М. В. Добужинский, А.Е. Яковлев и В.И. Шухаев.
В 1922—1923 г. Акимов начал карьеру книжного иллюстратора и театрального художника. В 1927 г. в Ленинграде у него состоялась первая персональная выставка. В 1929 г. начал работать как театральный режиссёр в московском Театре им. Е. Вахтангова.
Первые оформительские работы в театре осуществлял совместно с режиссёрами и художниками «левого» направления, в том числе с Н. Евреиновым, Н. Петровым и К.Хохловым.
С 1960 г. — профессор Ленинградского театрального института, основатель художественно-постановочного отделения.
Акимов скончался 6 сентября 1968 г.. на гастролях в Москве. Похоронен в Ленинграде, на Волковском православном кладбище. Многие постановки художника были реализованы в театре после его смерти.

Народный артист РСФСР Аркадий Райкин. Ит. кар. 1959 г.
Народный артист Армянской ССР лауреат Государственной премии Серен Кочарян. Тушь. 1959 г.
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Леонид Вивьен. Пастель. 1958 г.
Народная артистка РСФСР Елена Юнгер. Пастель. 1950 г.
Эскиз декорации в драме Назыма Хикмета "Чудак". Театр им. М.Н.Ермоловой. Москва. 1956 г. Бумага, гуашь. 41х64 см. Государственный центральный теаралльный музей им. А.А. Бахрушина
Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий Евгений Мравинский. тушь. 1963 г.

вторник, 23 октября 2007 г.

Джаков Крум Стефанович, советско-болгарский художник

У Дряновского монастыря. Здесь в 1876 г. отряд революционеров Бачо Киро героически сражался с турецкими войсками

Город Пловдив
Бачковский монастырь
Ферапонтов монастырь. Холст, масло. 1965 г.
Белоградчикская крепость
Город Тырново. Столица Болгарии в средневековье

Другие работы художника:

Джаков Крум Стефанович

ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович, русский, советский художник

Джонки у набережной в Кантоне
Портрет поэта С.Я. Маршака. 1954 г.
Шанхай. Нанкин Род.
Улица в Мадрасе
Тадж-Махал. Агра.
Храм в Калькутте. Индия. 1954 г.

Другие работы художника

ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович, русский, советский художник