четверг, 25 октября 2007 г.

Дубовской Николай Никанорович -русский художник-передвижник

Дубовской Николай Никанорович - русский художник, мастер живописного пейзажа, переходного от романтизма к символизму.

Родился в Новочеркасске 5 (17) декабря 1859 в семье казака-старшины Области Войска Донского. Первоначально учился в военной гимназии, затем в петербургской Академии художеств (1877–1881) у М.К. Клодта. Не раз путешествовал по Западной Европе и Ближнему Востоку. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1886), с 1899 входил в состав его правления. Жил преимущественно в Петербурге.

Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что напрочь забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать.

Уже с 1884г. Дубовской - в рядах передвижников, а вскоре (в 1889) стал постоянным членом совета ТПХВ и членом правления. После смерти Н. А. Ярошенко (1898) он оказался идейным руководителем объединения. В отличие от волевых И. Н. Крамского и Н. А. Ярошенко, Дубовской был человеком мягким и деликатным, однако очень умело исполнял роль вечного примирителя передвижников старшего и младшего поколений.

Дубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов. Известны его пейзажи "Зима" (1884), "Ранняя весна" (1886), "На Волге" (1892 и 1903), "Прошел ураган" (1898), "Закат солнца" (1909), "Родина" (1903-04) и др. В них легко узнаются темы и образы передвижнического пейзажа. Товарищи ценили в произведениях Дубовского сильное эмоциональное чувство, но часто пеняли художнику на некоторую небрежность исполнения.

Но одна картина резко выделяется из этого ряда, и в историю русского искусства Дубовской вошел, прежде всего, как автор пейзажа "Притихло" (1890). Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам - "тишины перед грозой", "когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии". Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение.

Внезапно высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали - темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, но и вода - лишь зеркало для неба. Самым материальным, осязаемым здесь "телом" становятся грозовые тучи - яркие и светоносные.

Пейзаж высоко оценил И. И. Левитан, полагавший, что Дубовскому удалось передать объективное - "не автора, а самую стихию".

Плодотворно работал как педагог: с 1911 был профессором-руководителем пейзажной мастерской Академии художеств.

Умер Дубовской в Петрограде 28 февраля 1918.
Закат солнца. 1909 г. Астраханский областная картинная галерея
Вечер в селе после дождя. 1906 г. Государственный Русский музей
Прошел ураган. 1898 г. Астраханский областная картинная галерея
сумерки. 1897 г. Холст, масло.52х70. Государственная Третьяковская галерея
Притихло. 1890 г. Государственный Русский музей
После дождя. 1906-1909 гг. Областной музей истории донского казачества (г.Новочеркасск)
Дождь приближается. 1888 г. Государственный Русский музей
Кисловодск. Этюд. Холст, масло. 19,5х30. Холст, масло. Кисловодский художественный музей имени Н.А. Ярошенко
После грозы. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Горный пейзаж. Холст, масло. Кисловодский художественный музей имени Н.А. Ярошенко
Рожь созрела. Государственный Русский музей
Радуга. Областной музей истории донского казачества (г.Новочеркасск)
Свежий ветер. Холст, масло. Кисловодский художественный музей имени Н.А. Ярошенко
Ноябрьский вечер. Государственная Третьяковская галерея
На Екатерининском канале. 1905 г. Государственный русский музей
Море. Калининская областная картинная галерея
Отправить комментарий