среда, 31 октября 2007 г.

Николай Павлович Акимов — советский живописец продолжение

Творчество народного артиста СССР Николая Павловича Акимова многолико. Выдающийся режиссер и превосходный театральный художник, мастер театрального плаката и руководитель Ленинградского театра комедии, профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, фельетонист, автор театральных инсценировок, иллюстратор книги, теоретик театра . . . Того, что он умеет делать и делает с неизменным увлечением, с лихвой хватило бы на дюжину одаренных людей. У него это лишь отдельные грани яркой творческой индивидуальности, различные стороны таланта, целиком отданного одному—советскому театру.
Широко известен Акимов и как портретист, автор большой серии рисунков, начатой свыше четырех десятилетий назад. Это своеобразные „театральные мемуары" художника, портреты людей, с которыми он сталкивался на дорогах искусства, —драматургов, режиссеров, артистов, художников, костюмеров, рабочих сцены, дирижеров, зрителей-театралов. Портреты выполнены либо карандашом, либо углем, тушью, акварелью, пастелью, темперой. Одни — беглые зарисовки, другие — итог ряда сеансов. Каждый из них по-своему интересен, в каждом живет чувство, бьется мысль. Чаще всего это не только внешне достоверные портреты. Их надо разглядывать внимательно, подолгу, и тогда люди в портретах начнут жить, начнут улыбаться, размышлять, иронизировать, спорить.
Перед вами несколько театральных портретов Акимова.
Всмотритесь в них ...
М. Эткинд



Автопортрет. 1945 г.
Драматург Евгеий Шварц. тушь. 1938 г. Поэтесса Ольга Берггольц. Пастель. 1947 г.
Народная артистка РСФСР и Таджикской ССР Ирина Зарубина. Акварель. 1936 г.
Лауреат Государственных премий Сергей Михалков. Мел, уголь 1962 г.
У каждого человека должно быть любимое занятие. Я больше всего люблю рисовать портреты. Началось это с юности и не прошло до сих пор.
Мой трудовой стаж составили две профессии: театрального художника и режиссера.
И в той и в другой работе занятие портретом, на мой взгляд, оказалось полезным. Изучение образа человека, понимание, из чего этот образ складывается, как из внешних черт проступает внутреннее содержание — все это нужно знать, работая в театре, хотя бы для того, чтобы сделать хороший эскиз грима. Да и помимо такого практического применения возможность зафиксировать образ своего современника— понять для себя и объяснить другим — очень увлекательная вещь. В лице каждого человека целый мир — свой, особенный, неповторимый. И этот мир — всегда богатая и благодарная тема для художника.
Мне трудно подсчитать, сколько таких рисунков я сделал в своей жизни. Но возможно, что некоторые из них — портреты общеизвестных людей, главным образом деятелей искусства, с которыми я встречался и работал, — смогут показаться интересными не только для меня.
Н. Акимов


Другие работы художника:


Николай Павлович Акимов — советский живописец

Комментариев нет: