среда, 17 октября 2007 г.

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН


Художник РЕМБРАНДТ. Автопортрет с Саскией на коленях. 1635. Холст, масло. 161x131. Дрезденская картинная галерея.
Рембрандт — величайший художник Голландии XVII века. Творчество Рембрандта охватывает все жанры, но самые замечательные достижения связаны с картинами на мифологические, исторические, религиозные темы и с портретом, поскольку предметом неустанных исследований этого художника является прежде всего человек. Судьба художника тесно переплетается с развитием голландского общества: полная лишений молодость, недолгое признание и начиная с 1640-х годов, с утверждением господства вкусов самодовольного разбогатевшего бюргерства, — непонимание и забвение.
«Автопортрет с Саскией на коленях» относится к середине 1630-х годов — периоду короткого счастливого десятилетия. Из родного Лейдена художник переезжает в Амстердам, женится на Саскии ван Эйленбурх, вдохновенно работает, приобретает многочисленных учеников и заказчиков. Но и в это время к числу наиболее значительных работ относятся те, которые были выполнены для себя, по зову собственного сердца. Поднимая бокал с вином, художник оборачивается к зрителю, приглашая разделить счастливую трапезу и веселье. Приветливая улыбка играет на губах сдержанной Саскии. Сколько задора, молодости, счастья выражает это полотно! Пышные одежды, богатые аксессуары дополняют картину праздника. Не выписывая детали, несколькими, точно положенными мазками краски художник передает фактуру любого предмета. Богатство колорита, легкая игра светотени создают ощущение полноты и чувственной радости жизни. Красоту человеческой личности художник не искал в совершенстве черт лица, он видел ее в богатстве и сложности духовной жизни, в мудрости и нравственном величии. Рембрандта по праву можно назвать поэтом человеческой души.
Туалет Юдифи. 1637-1639 гг. Дерево, масло. 41*31. Государственный Эрмитаж
Притча о работниках на винограднике. 1637 г. Дерево, масло. 31*42. Государственный Эрмитаж
Портрет Бартье Мартенс Доомер. 1640 г. Дерево, масло. 76*56. Государственный Эрмитаж.
Бартье Мартель Доомер, являлась женой мастера изготавливавшего рамы для картин и матерью ученика Рембрандта Ламберта Доомера
Давид и Ионафан. 1642 г. Дерево, масло. 73*61,5. Государственный Эрмитаж.
Портрет пожилого мужчины (ок. 1643-1645 гг.) Дерево, масло. 50*41. Государственный Эрмитаж.
Самсон, загадывающий загадки на свадьбе. 1638. Холст, масло. 126*175. Дрезденская картинная галерея
Святое семейство. 1645 г. Холст, масло. 117*91. Государственный Эрмитаж.
Фрагмент
Возвращение блудного сына 1668-69 гг. Холст, масло. 262*205. Государственный Эрмитаж.

Ночной дозор. 1642. Амстердам. Рейксмузеум

Картина Рембрандта «Ночной дозор» пользуется широкой популярностью. Само название произведения является плодом заблуждения, вызванного потемневшим от времени лаком. После реставрации карти­ны в конце 50-х годов XX века стало сно­ва явственно видно, что действие происхо­дит днем при солнечном свете, однако тра­диционное название осталось за картиной. Она была заказана художнику ротой ам­стердамских стрелков как групповой портрет ее членов во главе с капитаном Баннингом Кохом и лейтенантом ван Рейхтенбургом. Размеры огромного полотна — 359 см x 458 см. Фигуры изображены в на­туральную величину. Картина была еще больше, но ее обрезали в XVIII веке со всех сторон, перенеся в меньшее помеще­ние. Огромная круглая арка над головами действующих лиц усиливала ее общий мо­нументальный характер. Мостик слева уве­личивал пространственность картины и да­вал более динамический акцент направле­нию движения бегущего слева мальчика и идущих в центре капитана и лейте­нанта.
В истории группового портрета работа Рембрандт занимает совершенно исключительное место. Впервые художник объ­единяет все персонажи единым действием,единым стремлением к общей цели. Рем­брандт выбрал напряженный момент, ког­да, после только что отзвучавшего при­каза, под звуки барабанной дроби, рота готовиться выступить в поход. Кто чистит ружье, кто проверяет. затвор, поднимает знамя, хватает копье. Но тем не менее все подчиняется твердому четкому ритму.
Групповой портрет превращен великим художником в историческую картину на современную ему тему, прославляющую героический дух Голландии, отстоявшей в то время республику и свою независи­мость. Взволнованность людей подчерки­вает сложная игра света и теней — основ­ное средство выразительности в живопис­ном стиле Рембрандта.
Давид и Урия (?) Ок. 1665 г. Холст, масло. 127х116. Государственный Эрмитаж
Портрет старика еврея. 1654 г. Холст, масло. 109х84,8. Государственный Эрмитаж
Отправить комментарий