пятница, 1 февраля 2008 г.

Дейнека Александр Александрович (продолжение)

Дейнека Александр Александрович [8 (20) мая 1899, Курск — 12 июня 1969, Москва], российский художник. Мастер, воплотивший социально-утопические идеи коммунизма с особой пластической и эмоциональной силой. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли.

Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). В 1919-20 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа.

Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка»; с 1923). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый — светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926; обе — в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение — 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.

Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932-33, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938-39) — этих красочных «прорывах» из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).

Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты»,1959-60; за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.

Негритянский концерт. 1935 г. Государственный Русский музей
Будущие лётчики. 1937 г. Холст, масло. 134х161. Государственная Третьяковская галерея
Раздолье. 1944. Холст, масло 204х300. Государственный Русский музей
Хорошее утро. 1959-1960 г.
Хоккеисты. 1961 г. Всесоюзная художественная выставка. 1961 г.
Открытие колхозной электростанции. 1954 г.
Краснокрылый гигант
Октябрьские лозунги мира. У нарвской заставы 1917 год. 1959-1960. Художественная выставка "Советская Россия"
Эстафета.
Оборона Севастополя. 1942 г. Холст, масло. 204х300. Государственный Русский музей
На просторах подмосковных строек.
Оборона Петрограда. 1927 г. Центральный музей Советской Армии
Окраина Москвы. 1941 год. 1941. Холст, Масло. 92х136. Государственная Третьяковская галерея.

Сомов Константин Андреевич (продолжение)


Константин Андреевич Сомов был одним из виднейших представителей «Мира искусства» — русского художественного течения конца XIX — начала XX века. Объединяя преимущественно людей даровитых, желанием которых было внести искусство в быт, работал во всех областях, где нужен вкус и глаз художника, мирискусники много сделали для русской культуры. Их работы в книге, прикладном и декоративном искусстве, в художественной промышленности заслужили признание. Но идейные установки мирискусников, часто противоречившие их творческой практике, отнюдь не были прогрессивны. Отказываясь от социальной темы в искусстве и открыто противопоставляя себя передвижничеству, они разрушали преемственность демократических традиций в русском искусстве.
К. А. Сомов родился в Петербурге в 1869 году в семье, принадлежащей к интеллигенции. Его отец, А. И. Сомов, хранитель Эрмитажа, знаток искусства и коллекционер, сам немного рисовал и писал, мать была талантливой музыкантшей и певицей. В детстве и юности Константин Сомов одинаково увлекался изобразительным искусством, музыкой и театром. В гимназические годы он брал частные уроки рисования и живописи, посещал рисовальные классы Общества поощрения художеств. Тогда же он сблизился с будущими членами «Мира искусства»: с Александром Бенуа, Л. Бакстом, Е. Лансере, А. Остроумовой-Лебедевой.
В 1888 году К. Сомов поступил в Академию художеств, где наибольшее значение для него имели занятия в мастерской Ильи Ефимовича Репина. Репин считал К. Сомова способным учеником.
В 1896 году друзья Сомова уезжают в Париж, и художник, не вполне закончив курс, уходит из Академии и две зимы живет во Франции. Там он почти все время отдает работе и возвращается в Россию вполне сложившимся художником.
Как и другие представители «Мира искусств», К. А. Сомов чрезвычайно разносторонний мастер. Он пишет портреты, пейзажи, жанровые картины, работает в книжной графике и оформлении книги, в театре, делает статуэтки, рисует узоры для вышивок и ювелирных украшений и все это с большим вкусом и артистизмом.
В ранних работах Сомова преобладают композиционная ясность, уравновешенность цвета. В 90-е годы он создает ряд портретов близких ему людей: портреты матери, отца, сестры и других. В портретах есть пристальное внимание к внутреннему миру человека и сочувственное отношение к нему.
Со временем Сомов все больше стремится к творческому преобразованию увиденного, к более явному выражению своей индивидуальности. Это сказалось и в портретах, написанных им после 1910 года. По-прежнему Сомов — чуткий, внимательный наблюдатель, но теперь он нередко подчиняет образы людей своему настроению, обычно меланхолическому. Иногда мастер стилизует портреты «под старину».
Но случается, что и сама модель соответствует его замыслу. Блестящим образцом подобного портрета и, может быть, вершиной творчества Сомова является «Дама в голубом платье» (Портрет художницы Е. М. Мартыновой, 1897—1900). Это портрет глубоко психологический и поэтичный, многоплановый и сложный. Он был задуман как романтический портрет-картина в стиле первой половины XIX века. Внешняя декоративность фона, одежды, позы контрастирует с глубоким внутренним драматизмом образа. Несмотря :на атрибуты прошлого, портрет современен. Пейзаж усиливает настроение печали и внутренней надломленности молодой женщины. Выполненный в традициях старой живописи, портрет Мартыновой отличается совершенством композиции, рисунка, красотой цвета.
В одном из своих более поздних портретов— в «Портрете композитора С. В. Рахманинова» (1925) Сомов прежде всего подчеркивает высокую интеллектуальность великого музыканта. Пейзажный фон эмоционально обогащает портрет. Беспокойная пестрота листвы усиливает внутреннюю динамичность картины. Голова композитора с резкими чертами лица вылеплена крепко, легко, энергично. Прекрасно изображена и одежда, написанная более широкими мазками. В портрете Рахманинова как бы собраны достижения Сомова в области портретного искусства разных периодов его творчества. Здесь он возвращается к простоте ранних портретов, но сочетает ее с предельно отточенным рисунком, с чистотой и декоративной приподнятостью цвета и с более крепкой композиционной построенностью.
Глубокое понимание натуры художник проявляет и в своих пейзажах, которым, когда бы они ни были созданы, присуща какая-то особая нежность и музыкальность. Просты и безыскусственны, исполнены меланхолического настроения и умиротворенности его более ранние пейзажи, выполненные с натуры в 1890— 1900 годы. Это портреты уголков природы, сделанные чутким мастером и тонким лириком. И позже пейзажи остаются поэтичными, хотя и делаются более декоративными и графически утонченными. В них остаются грусть, особая бережность в отношении к природе. Со временем Сомов все дальше отходит от работы с натуры и дает все больше свободы воображению. Художник «сочиняет» пейзажи, создает пейзажные композиции. Для Сомова природа становится средством выражения его личных настроений. В этих работах художник широко использует эмоциональное воздействие цвета, декоративно обобщает его и делает более звучным. С особым вниманием он относится к линии, оттачивает ее с тщательностью и предельной точностью. Иногда в пейзажи вводятся фигуры людей, которые часто не играют самостоятельной роли, а лишь дополняют, поддерживают настроение природы.
Велика роль пейзажа в жанровых произведениях Сомова. Его жанры настолько индивидуальны, что само понятие «творчество Сомова» обычно связывают именно с жанровыми работами мастера. Образы его картин нередко навеяны живописью; музыкой и литературой XVIII века, а также рассказами о русской старине, знакомыми ему с детства. Искусство рококо привлекает Сомова легкостью и (изысканностью чувств и декоративностью живописи. В жанрах художник не стремится ни к исторической, ни к бытовой достоверности. Это импровизации на темы литературных, художественных и музыкальных впечатлений, которые передают мысли и чувства человека начала XX века. Как правило, его жанры — интимны.
К числу подобных жанровых композиций принадлежит картина «Арлекин и дама» (1912), относящаяся к серии «Фейерверки». Произведение романтично и празднично. Действие протекает словно на сценической площадке, замкнутой кулисами и задником. Художник не стирает грани между маскарадом и действительностью. В этой декоративной, в основе, работе есть характерная для многих жанров Сомова недосказанность. Построенная на контрастах и повторах композиция обладает большим ритмическим разнообразием, гармонической уравновешенностью и слитностью всех частей. Строгая вертикаль левого боскета и прямые линии обрамления водоема контрастируют со сложной и изысканной линией силуэта фигур, дополняя друг друга. Великолепная красочная гамма картины построена на сочетании звучных, насыщенных, пряных цветов.
Композиции его жанровых работ нередко напоминают декоративные панно.
Если для более ранних жанровых произведений Сомова характерна широта мазка, то позже он часто увлекается миниатюрные письмом, графической четкостью в изображении деталей, иногда стилизует под старые живописные приемы.
Очень много и серьезно занимался Сомов книжной графикой. Он оформлял книги, делал иллюстрации, воспринимая книгу как цельное произведение искусства. Здесь, как и в жанре, особенно ярко выразились большая культура, утонченность творчества Сомова.
Константин Андреевич Сомов проявлял огромную требовательность к своей работе. Александр Бенуа вспоминал о том, как Сомов иногда часами сидел над одной линией, добиваясь ее особой выразительности.
До последних лет жизни Сомов сохранил верность руки и глаза, но произведений, равных его работам 1900-х—1920-х годов, уже не создал.
Умер К. А. Сомов во Франции в 1939 году.
И. Дорогоневская
Автопортрет. 1902 г. Карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Вечерняя дорога. Акварель. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет С.В. Рахманинова. 1925 г. Холст, масло. 63,7х51,6 Государственный Русский музей
Портрет А.А. Блока, 1907 г. Цветной карандаш, гуашь. Государственная Третьяковская галерея
Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1901 г. Государственный Русский музей
Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1909 г. Частное собрание. Ленинград
Детский портрет. 1896 г. Государственный Русский музей
В парке. 1896 г. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Бенуа и Бакст. Набросок с натуры. 1896 г. Бумага, акварель. 37,3х22,2 см. Государственная Третьяковская галерея
Грусть. 1919 г. Частное собрание. Ленинград
Пейзаж ( Лето. Вечерние тени. Радуга) 1900 г. Масло, холст. 58х71. Государственный Русский музей

четверг, 31 января 2008 г.

Сомов Константин Андреевич


Сомов Константин Андреевич (1869-1939), российский живописец и график. Сын А. И. Сомова. Член «Мира искусства». Иронически-стилизованные, порой в жеманно-эротическом духе сценки дворянского быта 18 в. («Вечер», 1900-02), островыразительные портреты («Блок», 1907), пейзажи, иллюстрации («Книга маркизы» Ф. Блей и Сомов, 1907-1908). С 1923 жил за границей.

Дама в голубом платье. 1897-1900 гг. Государственная Третьяковская галерея
На картине изображена современница автора, художница Елизавета Михайловна Мартынова (1868-1904 гг.). Сомов учился вместе сней в Академии художеств и рано начал писать её ещё в годы обучения. Он сделал несколько портретных этюдов: один акварелью в профиль в 1893 году, другой - карандашом в 1895 г. и очень интересный небольшой портрет маслом на фоне весеннего пейзажа в 1897 году (астраханская художественная галерея). Работа над портретом прервалась на длительный срок так как Сомов после окончания Академии уехал весной 1897 года на два года в Париж, а Е. Мартынова, страдавшая болезнью лёгких, весной того же года по совету врачей покинула Петербург и поселилась в Тироле (Журнал "Художник" №5 -1971 г. стр. 56-57)
Эхо прошедших времён. 1903 г. Акварель, гуашь. Государственная Третьяковская галерея
Фейерверк. 1922. Музей-квартира И.И. Бродского
Дама у пруда. 1896. Государственная Третьяковская галерея
Арлекин и дама. 1912. Гуашь. Государственная Третьяковская галерея
Эскиз занавеса Свободного театра. 1913 г. акварель. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Портрет молодой девушки. 1904 г. Акварель, гуашь. 18х14,3 см. Государственная Третьяковская галерея
Весенний пейзаж. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Летний пейзаж. 1900. Государственный Русский музей
Купальщицы. 1899 г. Государственная Третьяковская галерея
Вечер. 1900-1902 гг. Государственная Третьяковская галерея

среда, 30 января 2008 г.

Дейнека Александр Александрович

Дейнека Александр Александрович (1899-1969), российский живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969). Монументальные по формам, динамичные по композиции произведения на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие летчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959-60; панно, росписи в общественных интерьерах). Ленинская премия (1964).

Юный конструктор. 1966. Холст, масло. 150х100. Дирекция выставок Союза художников СССР.
На юге. 1966 г. Холст, масло. 150х120. Дирекция выставок Союза художников СССР.
Ночь. 1935 г. Холст, масло. 135х100. Государственный Русский музей.
Трудное решение. 1966 г. Холст, масло. 91х101. Курская областная картинная галерея
Под Курском. Река Тусконь. 1945 г. Холст, масло. 71х94. Государственная Третьяковская галерея
Парижанка. 1935 г. Холст, масло. 64х54,5. Государственный Русский музей
Тракторист. 1956 г. Холст, масло. 232,5х168,5. Государственный Русский музей
Севастополь. Вечер. 1932 г. Акварель. 41х58. Государственная Третьяковская галерея
Бег. 1934 г. Холст, масло. 235х260. Государственный Русский музей
Париж набережная Сены. 1935 г. Акварель, тушь. 38,5х55. Государственная Третьяковская галерея
Улица в Риме. 1935 г. Холст, масло. 186х199. Государственная Третьяковская галерея
У моря. 1956 г. Холст, масло. 128х198. Государственный Русский музей

Другие работы художника:

Дейнека Александр Александрович (продолжение)

КУКРЫНИКСЫ - иллюстрации к рассказу А.П. Чехова "Дама с собачкой"

На набережной
Письмо от мужа
У памятника А.С. Пушкину
Разговор
Неожиданная встреча в театре
Приезд Анны Сергевны в Москву
Свидание
Прощание
На Красной площади
Вечер в семье
У моря
На молу
Первое знакомство