среда, 27 февраля 2008 г.

Поленов Василий Дмитриевич

Поленов, Василий Дмитриевич (1844-1927) - живописец. Брат Е.Д. Поленовой. Родился в Петербурге. Учился в Академии художеств (1863-1871) у П.П. Чистякова. Пенсионер в Италии и Франции (1872-1876). С 1978 г. - член Товарищества передвижников. Участник Абрамцевского кружка с середины 1870-х гг. С 1876 г. академик, с 1892-го - профессор, с 1893-го - действительный член Академии художеств. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонтрации 9 января 1905 г. С 1926 г. - народный художник РСФСР. Продолжая традиции А.К. Саврасова, в своих пейзажах передавал поэзию и красоту уголков русской природы, проявив себя мастером пленэрной живописи ("Московский дворик", 1878; "Заросший пруд", 1879, все в ГТГ). Обращаясь к евангельским сюжетам, стремился обновитьих академическую трактовку, заостряя нравственную проблематику ("Христос и грешница", 1887, ГТГ). Работал в области театрально-декорационной живописи. В 1892 г. в своей усадьбе Борок (с 1931 г. - Поленово, Тульская область) создал художественный музей. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководил пейзажным классом (1882-1895). Среди его учеников - И.И. Левитан, К.А. Коровин, А.Е. Архипов. Композитор, автор оперы "Призраки Эллады", оратории и других музыкальных произведений. Работы Поленова имеются также в ГРМ, музее-заповеднике "Абрамцево",, музеях Астрахани, Владимира, Воронежа, Иркутска, Калуги, Кирова, Костромы, Краснодара, Н. Тагила, Омска, Ростова, Саратова, Севастополя, Томска, Таганрога, Ульяновска, Хабаровска, Челябинска.

Право господина. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея.

Парфенон. Храм Афины-Парфенос. Этюд из путешествия художника по Востоку. 1881-1882 гг. Государственная Третьяковская галерея.
Примечательна глубокая продуманность композиции почти каждого из этюдных произведений Василия Дмитриевича Поленова, показанных на выставке 1885 года.
Один из лучших этюдов этой серии — «Парфенон», выполненный хмурым днем в серебристых тонах. Храм изображен с точки зрения снизу вверх, на фоне клубящихся облаков. Это подчеркивает особую величественность знаменитого творения древнегреческого зодчества. Художник добивается ощущения красоты и монументальности Парфенона, который и в полуразрушенном состоянии производит впечатление грандиозного сооружения.
Памятник зодчества интересен ему не только как компонент пейзажного образа, но и сам по себе, как выдающийся образец архитектуры. Этюд свидетельствует также о присущем Поленову обостренном чувстве тектоники, впоследствии очень помогавшем ему при создании в 1890-х годах театральных декораций в Московской частной русской опере.
Солнечный день. Мельница. Ольшанка. Государственная Третьяковская галерея
Московский дворик. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930 гг.). 1879 г. Холст, масло . 75х60 см. Государственная Третьяковская галерея.
Олива в Гефсиманском саду. 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
Театр "Аквариум" в 1905 году. 1906 г. Государственный музей Революции СССр
Теремной дврец. Наружний вид. 1877 г. Дерево, масло. 34,2х23,7 см. Государственная Третьяковская галерея.
Бейрут. Сирийский порт. Государственная Третьяковская галерея.


Ярошенко Николай Александрович (продолжение)

Портрет молодой дамы. Холст, масло. 56х51. Костромской областной музей изобразительных искусств
Студент. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
Заключённый. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея
Иерусалим. 1896 г. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Крестьянская девушка. 1870-е гг. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Девушки, собирающие цветы. 1880-е гг. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Кочегар. 1878 г. Холст, масло. 14х89 см. Государственная Третьяковская галерея
Николай Александрович Ярошенко начал показывать свои произведения у передвижников (с четвертой выставки) после окончания Академии художеств, в которой он занимался одновременно с обучением в военной, так называемой Михайловской Академии. Поистине блистательным было его выступление на шестой передвижной выставке, когда он экспонировал четыре портрета и картины «Кочегар» и «Заключенный», привлекшие к себе общее внимание. Первым в русском изобразительном ис-кусстве художник отметил рождение новой категории трудящегося люда — промышленного пролетария. Образ героя картины «Кочегар» им был несомненно списан с натуры. (По долгу службы он руководил штамповочной мастерской Петербургского патронного завода и повседневно общался с рабочими.) Как свидетельствует В. Г. Короленко в очерке «Всеволод Михайлович Гаршин». живописец даже показал реальный прототип своего произведения. «Кочегар» Ярошенко породил появление в русской литературе знаменитого рассказа Гаршина «Художники», где словно бы произошло перевоплощение ярошенковского «кочегара» в образ «глухаря», клепальщика, принимавшего собственной грудью сквозь тонкие стенки котла страшные удары молота, как удары судьбы, падавшие на все его сословие.
Женский портрет. 1883 г. Государственный Русский музей
Портрет молодого человека. 1886 г. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Старое и молодое. 1881 г. Государственный Русский музей
Спорт старого поколения с молодым. Эскиз к картине 1881 года. Государственный Русский музей

вторник, 26 февраля 2008 г.

Ярошенко Николай Александрович (продолжение)

Портрет учёного А.Я. Герда. (1831-1888). Холст, масло. 93х70. Кисловодский художественный музей Н.А.Ярошенко
Портрет Г.И. Успенского. 1884 г. Холст, масло. 102,5х78,5. Свердловская картинная галерея
Портрет актрисы П.А. Стрепетовой (?) бумага, акварель. 27х20,6. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Справка: Стрепетова Полина (Пелагея) Антипьевна (1850-1903), российская актриса. Выступала преимущественно в провинции (с 1865), в 1881-90 в санкт-петербургском Александринском театре. Трагедийное дарование Стрепетовой особенно ярко проявилось в ролях Лизаветы («Горькая судьбина» А. Ф. Писемского) и Катерины («Гроза» А. Н. Островского)

Девочка с куклой. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Голова курсистки. Государственная Третьяковская галерея
Кавказ. Тебердинское озеро. 1894 г. Холст, масло 21,5х41,5. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Утро. Государственная Третьяковская галерея
Кочегар. 1889 г. Государственный Русский музей
Красные камни. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
В тёплых краях. Государственный Русский музей
Голова старика крестьянина. 1893 г. Астраханская областная картинная галерея
Хор. 1894 г. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Девушка крестьянка. 1891 г. Горьковский Государственный художественный музей
Красные камни. 1892 г. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
В вагоне. Начало 1890-х гг. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Пострелёнок. Государственный музей изобразительных искусств Туркмении

Ф.П. Толстой - иллюстрации к поэме Богдановича "Душенька" (часть вторая)


Воззрел на Душеньку суровыми очами,
И так, как бы ее оставил он навек,
Гневливым голосом, с презором произрек
Строжайшую ей часть, предписанну богами:
"Имей, - сказал он ей, - отныне госпожу,
Отныне будешь ты Венериной рабою,
Отныне не могу делить утех с тобою...
Но злобных сестр твоих я боле накажу".

Дубовый грубый сук, на чем она повисла,
С почтением к ее прекрасной голове
Погнулся так, как прут, изросший в вешни числа,
И здраву Душеньку поставил на траве;
И все тогда суки, на низ влекомы ею,
Иль сами волею своею
Шумели радостно над нею
И, съединяючи концы,
Свивали разны ей венцы.
Один лишь наглый сук за платье зацепился,
И Душенькин покров вверху остановился.
Тогда увидел дол и лес
Другое чудо из чудес!

И весь народ в обмане
Пред Душенькою вдруг колена преклонил.
Жрецы, со множеством курящихся кадил,
Воздев умильно длани,
Просили Душеньку принять народны дани

Сажают Душеньку в особу колесницу,
Запрягши в путь сорок станицу;
А для беседы с ней, как будто ей чета,
Садятся тут же рядом
Четыре фурии, изверженные адом:
Коварство, Ненависть, Хула и Клевета.

Подземна царства темный царь,
Который возле Прозерпины
Дремал с надеждою на слуг,
Смутился тишиною вдруг:
Возвысил вкруг бровей морщины,
Сверкнул блистаньем ярых глаз
Взглянул... начавши речь запнулся,
И с роду первый раз

меж тем прекрасный бог
Подробну ведомость имел со всех дорог,
От всех лесов и гор, где Душенька являлась,
И, сведав, что она,
От всех удалена
В средине гор скрывалась,
Донес богам о том сполна;
Донес, что Душенька была уже черна,
Суха, худа, дурна;
И упросил тогда смягченную Венеру,
Чтоб было наконец дозволено ему
Открыто самому
Явиться к Душеньке в пещеру.

Зефиры видели и свету возвестили,
Что Душеньку Амур издалека узнал
И руку у нее, подшедши, целовал;
Но скоро их из глаз обоих упустили.
Проснувшись Душенька тогда,
Взглянула, ахнула, закрылась от стыда,
Уйти в пещеру торопилась,
И тамо наконец с Амуром изъяснилась,
Неведомо в каких словах;
А только ведомо всему земному кругу
Взаимное от них прощение друг другу
Во всех досадах и винах.

Закон времен творит прекрасный вид худым,
Наружный блеск в очах преходит так, как дым,
Но красоту души ничто не изменяет,
Она единая всегда и всех пленяет".
Слова сии Амур твердя повсюду сам,
Представил грамоту Венере и богам,
А вместе с грамотой и Душеньку представил,
Котору в черноте дурною он не ставил.
Юпитер, покачав,
Разумной головою,
Амуру дал устав,
По силе старых прав,
Чтоб век пленялся он душевной красотою
И Душенька была б всегда его четою.
Сама богиня красоты,
Из жалости тогда иль некакой тщеты,
Как то случается обычно,
Нашла за должно и прилично,
Чтобы ее сноха,
Терпением своим очистясь от греха,
Наружну красоту обратно получила, -
Небесною она росой ее умыла,
И стала Душенька полна, цветна, бела,
Как преж сего была.
Государственная Третьяковская галерея, Бумага, тушь, перо. 1830-1833 гг.

понедельник, 25 февраля 2008 г.

Ярошенко Николай Александрович

Ярошенко Николай Александрович (1846-98), российский живописец. Передвижник. Драматический образ рабочего («Кочегар», 1878), выразительные портреты, жанровые произведения, посвященные революционной интеллигенции («Заключенный», 1878) и тяготам народной жизни («Всюду жизнь», 1888).

На качелях. 1888 г. Государственный Русский музей
Всюду жизнь. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея
Ольховская балка (около Кисловодска) 1888 г. Государственный Русский музей
Клухорский перевал. 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
Гуниб. Дагестан. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея
Гарибальдиец. Холст, масло. 41,5х21. Кисловодский художественный дом-музей Н.А. Ярошенко
Курсистка. 1883 г. Калужский областной художественный музей.
Курсистка. 1883 г. Киевский государственный музей русского искусства
Курсистка. 1880 г. Холст, масло. 85х54. Государственный Русский музей.
Судакская бухта в Крыму. 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
Бештау. 1882 г. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко