Кочегар. 1878 г. Холст, масло. 14х89 см. Государственная Третьяковская галерея
Николай Александрович Ярошенко начал показывать свои произведения у передвижников (с четвертой выставки) после окончания Академии художеств, в которой он занимался одновременно с обучением в военной, так называемой Михайловской Академии. Поистине блистательным было его выступление на шестой передвижной выставке, когда он экспонировал четыре портрета и картины «Кочегар» и «Заключенный», привлекшие к себе общее внимание.
Первым в русском изобразительном ис-кусстве художник отметил рождение новой категории трудящегося люда — промышленного пролетария. Образ героя картины «Кочегар» им был несомненно списан с натуры. (По долгу службы он руководил штамповочной мастерской Петербургского патронного завода и повседневно общался с рабочими.)
Как свидетельствует В. Г. Короленко в очерке «Всеволод Михайлович Гаршин». живописец даже показал реальный прототип своего произведения.
«Кочегар» Ярошенко породил появление в русской литературе знаменитого рассказа Гаршина «Художники», где словно бы произошло перевоплощение ярошенковского «кочегара» в образ «глухаря», клепальщика, принимавшего собственной грудью сквозь тонкие стенки котла страшные удары молота, как удары судьбы, падавшие на все его сословие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий