Картина, показанная Крамским на четвёртой передвижной выставке, - самый выразительный среди крестьянских образов, созданных художником. На полотне запечатлён верный страж лесных богатств. О его честной службе красноречиво свидетельствует простреленная в нескольких местах войлочная шапка. Его монолитная фигура чётко выступает на чёрно-зелёном фоне, словно бы напоминающем о лесной чаще.
Художник мастерски даёт зрителю почувствовать в полесовщике назревающую горькую обиду на тех, кто заставляет крестьянина зачастую служить против так называемых браконьеров, по большей же части своих же братьев мужиков, которых крайняя нужда гонит в заповедный лес с топором за дровами.
"Мой этюд в простреленной шапке, - писал живописец П.М. Третьякову, - по замыслу должен изображать один из тех типов (они есть в русском народе), которые многое из социального и политического строя народной жизни понимают своим умом и у которых глубоко засело недовольство, граничащее с ненавистью. Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачёвы..."
Неутешное горе. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея (третий вариант картины, значительно отличающийся от первых двух, находящихся в Государственном Русском музее)
Женщина под зонтиком. (считается, что это портрет сестры Крамского). Горьковский государственный художественный музей
И.Н. Крамской работал преимущественно в области портрета. Им также было написано несколько жанровых и тематических картин, занявших видное место в наследии передвижников. Как правило, эти произведения — серьезные по содержанию, подлинно гуманистические. К их числу относится находящаяся в Третьяковской галерее картина «Неутешное горе». Крамской работал над ней около четырех лет. Было создано несколько вариантов картины, один из которых воспроизведен здесь. В третьяковском полотне художник много внимания уделил внешней обстановке помогающей лучше уяснить сюжетную основу картины. .Здесь же главное внимание обращено на изображение человека, его переживания. В этом отношении вариант Русского музея в определенной мере психологичнее, глубже основной картины. Одиноко сидит отрешенная от всего, окаменевшая от горя женщина. Умер ребенок. Лицо женщины едва видно в слабом свете сгустившихся сумерек, в нем печаль, безысходность, отчаяние. Тонкий психолог, Крамской передал в позе, в чертах лица, взгляде самые сокровенные душевные движения.
Девочка с бельём. Акварель. Государственная Третьяковская галерея Пасечник. 1872 г. Холст, масло 63,5х49,2 см. Государственная Третьяковская галерея
И.Н. Крамской был не только замечательным портретистом прогрессивной интеллигенции. Ещё в 1860-х годах он исполнил ряд характерных зарисовок народных типов. а в его последующей деятельности образы представителей русского народы составили значительную группу произведений.
На третьей передвижной выставке, например, живописец, наряду с такими работами, ка портреты И.И. Шишкина и В.М. Васнецова, экспонировал поясной "Этюд крестьянина" и полотно "Пасечник".
В произведении "Пасечник" изображен седой сгорбленный старик. Он далеко не на покое доживает свой век. В руках у него коса, а за спиной видны охраняемые им ульи. Чувствуется, что только благодаря истовой работе, ставшей для него большой внутренней потребностью, старости так и не удаётся до конца согнуть этого человека. Не случайно художник написал пасечника на фоне солнечного летнего пейзажа, светлые краски которого, сочетаясь с цветом белой рубахи, рождают в зрителе приподнятое, оптимистическое настроение.
На третьей передвижной выставке, например, живописец, наряду с такими работами, ка портреты И.И. Шишкина и В.М. Васнецова, экспонировал поясной "Этюд крестьянина" и полотно "Пасечник".
В произведении "Пасечник" изображен седой сгорбленный старик. Он далеко не на покое доживает свой век. В руках у него коса, а за спиной видны охраняемые им ульи. Чувствуется, что только благодаря истовой работе, ставшей для него большой внутренней потребностью, старости так и не удаётся до конца согнуть этого человека. Не случайно художник написал пасечника на фоне солнечного летнего пейзажа, светлые краски которого, сочетаясь с цветом белой рубахи, рождают в зрителе приподнятое, оптимистическое настроение.
1 комментарий:
метвщдги
Отправить комментарий