суббота, 31 мая 2008 г.

Владимир Фёдорович Стожаров (1926-1973)

В. Ф. Стожаров принадлежит к тому поколению советских художников, которое заявило о себе в середине 50-х годов.

В 1951 году он окончил Московский художественный институт им. Сурикова и, начиная с 1952 года, экспонирует свои картины на выставках. Уже на молодежной выставке 1957 года его полотна «Ростов Ярославский» и «В Кострому» выглядели как работы художника определившегося, нашедшего свою тему, свой композиционный и живописный строй.

Стожаров художник глубоко народный. В советское искусство он вошел как поэт русской деревни. Ему близок и понятен уклад крестьянской жизни, он хорошо знает народный быт.

Его натюрморты изображают предметы чисто русского, крестьянского обихода. Они изобилуют простой и вкусной снедью, аппетитными только что испеченными хлебами. Художник словно наслаждается ощутимой предметностью бытовой деревенской утвари, любуется изделиями народного творчества, традиция создания которых уходит в давние времена. И вышитые полотенца, и фигурки животных и птиц, выпеченные из теста и изукрашенные цветистым народным орнаментом, и пузатые самовары и расписные чайники («Московская сдоба»), глиняная и деревянная крестьянская посуда («Хлеб») все это в щедром изобилии набросано на столы, наставлено на полки, навешано на стену. Но при всей материальности, реальной ощутимости этих предметов в самом их изобилии, в их традиционной народности, в полнокровности изображения есть поэтический пафос. Художник выражает свое восхищение этим миром вещей, свою любовь к ним.

Знание крестьянского быта, народного искусства тесно связано у Стожарова с интересом к русской старине. В его пейзажах мы видим архитектуру старых городов, прекрасные образцы русского зодчества («Каргополь», "Ростов Ярославский»). Однако, едва ли старина сама по себе привлекает художника. В его работах она тесно соприкасается с современностью. Давний уклад народной жизни, старина в облике маленьких русских городов в картинах Стожарова сплавились с нею воедино.

Стожаров полюбил Север и постоянно ездит туда, работает там, находя это сочетание сегодняшнего и старинного, современной жизни и своеобразия веками складывавшегося быта в повседневной жизни северного села. Природа и люди, окружающие их предметы, традиционная архитектура северных жилых домов изображаются Стожаровым с точностью убежденного художника-реалиста. Он непредвзято передает то, что видит в натуре, традиция и современность непосредственно, с убедительной естественностью соседствуют и в его работах. Пейзажи Стожарова правильнее было бы именовать пейзажами-жанрами, иногда в них перевешивает природа и архитектура, иногда преобладают элементы жанровой картины, но в обоих случаях это природа, обжитая человеком. Пейзажи Стожарова невозможно представить без людей. Чистый пейзаж, природа в ее первозданном виде, не одушевленная присутствием человека, его не привлекает. Он пишет городки, села, деревни, и даже если улицы пустынны, окна закрыты, человек с его повседневными делами и заботами ощущается во всем его руками построены эти дома и церкви, вырыты колодцы, просмолены лодки, покрыты деревянным настилом улицы. Но хотя жанр и собственно пейзаж тесно спаяны в полотнах Стожарова, жанровые элементы не становятся у него ни главным смысловым, ни главным композиционным центром они дополняют и оживляют общую панораму. Рисуя жизнь маленького городка или села, художник с любовью воссоздает на полотне особенности строений, характер дальнего северного селения; в своеобразии композиции двухэтажных изб, в ритме их кровель, в насыщенном густом колорите рождается поэтический образ северной деревни («Встреча первого парохода», «Белая ночь», «Пейзаж с конями»).

Человек с его характером и судьбой это не стихия Стожарова. Он пишет и портреты и композиции в интерьере, такие, например, как «За самоваром», но как раз последняя картина с очевидностью доказывает, что жизнь вещей художнику ближе и роднее, и через их изображение (изобильный, полнокровно написанный натюрморт) он полнее выражает свое отношение к миру, чем через человеческие характеры. Своеобразие дарования Стожарова лучше всего раскрывается в его натюрмортах и пейзажах-жанрах. Здесь он не просто бытописатель, стремящийся с наибольшей точностью и характерностью воссоздать натуру, но истинный поэт и певец крестьянской народной жизни.

Искусство Стожарова исполнено здоровья и бодрости. Несмотря на то, что его так пленяет старинная архитектура и крестьянская утварь, что ему дороги традиции народных ремесел, все более и более вытесняемых из жизни села, в творчестве его нет грусти об уходящем, никакого намека на стилизацию; все милые художнику черты старинного быта органично входят в жизнь сегодняшней деревни.

Наиболее впечатляющими элементами изобразительного языка Стожарова являются мажорный, насыщенный колорит, широкая живописная манера письма. Он кладет краску плотным, густым слоем, сильно нагружая холст. Неровная, шероховатая поверхность его полотен как бы созвучна грубоватой прелести предметов, на них изображенных; широта письма соответствует той полнокровности, с которой Стожаров видит и выражает мир своих образов. Цвет его картин замешан густо и сочно. Он любит золотистые, темно-коричневые, красные полыхающие тона, с которыми контрастируют удары холодного цвета зеленого или синего; любимая его гамма это гамма теплых тонов, близких цвету свежей древесины стен рубленогокрестьянского дома. Его живописный язык вобрал в себя колористические находки русских художников московской школы, цветовую насыщенность их полотен, добротную крепость живописи, пастозную манеру письма. Творчество Стожарова продолжает живописную традицию, идущую от «Союза русских художников». Стожаров соединяет в своем искусстве характерную для художников этого творческого объединения Туржанского, Архипова, Юона реалистическую манеру живописи, конкретность передачи материального мира и поэтичность видения.

Художник выношенной и пережитой темы, собственного восприятия жизни, Стожаров не изменяет своим пристрастиям до сих пор. Искусство его пользуется любовью и признанием. В 1965 году он получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Расширит ли он круг своих интересов или останется приверженцем все тех же мотивов, покажет дальнейшее развитие его творчества.

Л. Бубнова




Приезд на слёт колхозников-передовитков. Фрагмент картины
Братина и чеснок. 1967
Село Андрейково. Фрагмент картины. 1958 г. Государственная Третьяковская галерея
Приезд на слёт колхозников-передовиков. 1959 г.
Ростов Великий. 1957 г.
Портрет Героя Социалистического Труда В. Жукова - председателя колхоза "Путь Ленина" Рязанской области. 1960 г.
В. Шуршилина, орденоносец, телятница колхоза им. В.И. Ленина. Рязанской области. 1960 г.
Натюрморт с подковой. 1961 г.
Каргополь. 1964 г.
За самоваром. 1956 г.
Хлеб. 1956 г.
Встреча первого парохода. 1965 г.
Тихий вечер
Пейзаж с конями. 1965 г.

Евгений Иванович Столица (1870-1929)

О 1896 году известный собиратель произведений русского искусства и открыватель новых талантов среди художественной молодежи П. М. Третьяков приобрел для своей галереи с выставки учеников Академии художеств картину молодого живописца Евгения Столицы «На реке Рось близ могилы Шевченко». В этом же году Общество поощрения художеств присудило Столице премию за успехи в живописи.
Так началась творческая деятельность известного пейзажиста.
Евгений Иванович Столица родился в 1870 году на Украине в семье лесничего. Художественные способности у будущего художника проявились уже в раннем возрасте. Систематические занятия рисованием Столица начал в годы учения в Одесском реальном училище под руководством местного художника Г. Ладыженского. После окончания реального училища 18-летний юноша едет в Петербург и становится сначала вольнослушателем Академии художеств, а вскоре ее учеником. Живописью в Академии он занимается сначала под руководством известного пейзажиста М. Клодта, а затем — А. Куинджи.
Успехи Столицы в Академии были отмечены тремя серебряными медалями.
После окончания Академии и трехлетнего пребывания в мастерской А. Куинджи, Столица за картину «В саду» (1897, Куйбышевский музей) получил звание классного художника.
Известность к Столице пришла после участия художника в 1899 году по приглашению адмирала Макарова в первом плавании ледокола «Ермак» в полярных морях и создания серии замечательных картин, посвященных природе Арктики. Одна из этих картин — «Ледокол Ермак в полярных льдах» была экспонирована на Всемирной выставке 1900 года в Париже (Берлинский музей, вариант—Ленинградский военно-морской музей). Остальные картины этой серии выставлялись на «весенних» выставках в Академии художеств.
Ледокол «Ермак» показан в картине среди нагроможденных вкруг него ледяных глыб производящим «работу гиганта», как выразился художник в своих записках об этом походе. Своеобразный колорит арктической природы с молочно-бирюзово-зеленоватым цветом неба и нежно-голубым сиянием, излучаемым только что расколотыми льдинами, резко контрастирует с клубами темного дыма, исторгаемыми трубами ледокола. В 1904 году Столица снова встретился с адмиралом Макаровым, на этот раз на Дальнем Востоке, в Порт-Артуре, куда адмирал пригласил художника в связи с начавшейся русско-японской войной для запечатления на холстах боевых эпизодов обороны крепости.
Из картин на порт-артурскую тематику наиболее интересны «Адмирал Макаров и художник Верещагин» (Таллинский музей), «Электрический утес» и «Установка орудия у подножия Золотой горы» (в Ленинградском военно-морском музее).
В первой картине адмирал и его боевой товарищ и друг — художник показаны в каюте броненосца «Петропавловск» за три дня до их трагической гибели на этом корабле. Адмирал занят изучением карты, художник за мольбертом работает над картиной. Столица раскрыл здесь ум и благородство этих выдающихся прогрессивных деятелей России, близких его сердцу.
В картине «Электрический утес», запечатлевшей один из грозных бастионов русской обороны, показаны каменистые прибрежные скалы с надвигающейся издали грозовой тучей. Эта картина, сдержанная по колориту, очень выразительна. Она полна ощущения суровости и величия. Порт-артурская серия картин Столицы, которую он принес в дар Ленинградскому военно-морскому музею, является уникальным живописным свидетельством художника, очевидца событий недавнего прошлого, воскрешающим эпизоды славы и доблести русских воинов.
Основная тема Столицы в последующие годы - природа, жизнь русской и украинской деревни — тема, близкая сердцу художника, выросшего в лесной глуши и с детских лет полюбившего деревню. Произведения художника отличаются простотой и естественностью, правдивостью в передаче состояния природы.
Искренность пейзажей Столицы, насыщенность их воздухом и светом и большая жизнеутверждающая сила привлекли к ним внимание широких кругов любителей русской реалистической живописи. «Белые хатки с соломенными крышами, купы серебристых ив, голубое небо с далекими перистыми облаками, остатки снега на прошлогодней соломе, цветущий луг или ненастный осенний день; зима, голубые тени, мальчишки, катающиеся с гор и т. п. Родные картины мелькали перед зрителем, как из окна поезда, маня на природу, на волю, дальше от городского шума», — так описывает в своих воспоминаниях художник А. Рылов картины Столицы, выставлявшиеся на ежегодных «весенних» выставках. Пристрастие Столицы к деревенской тематике вызвало на одной из «весенних» выставок шутку Репина, воскликнувшего:
А Столица та была
Недалече от села!
Одной из значительных работ художника является картина «Село горит» (1906). В этой картине изображена освещенная пожаром сельская улица в темную летнюю ночь, на переднем плане фигуры застывших в оцепенении женщин с детьми. Перед зрителями проходит галерея интересных образов. Здесь и старик-слепец с девочкой-поводырем, уставившийся невидящими глазами на бушующее пламя, старуха с иконой, женщина с грудным ребенком, придурковатый парень.
В картине передан драматический момент в жизни русской деревни. Звучный, напряженный колорит усиливает выразительность произведения. В картинах Столицы, написанных в пору его творческой зрелости, запечатлены украинские хутора, затерянные среди бескрайних степей, пересеченных оврагами, русские деревушки с их ветхими избами, крытыми соломой, с сарайчиками и задворками, берега стремительных порожистых рек, бесконечные просторы русских полей («Новороссия», «Лето», «Вечер», «Жаркий полдень», «Зимний полдень»).
Столица принял участие в пяти конкурсах имени Куинджи, ему были присуждены пять главных премий, из них две первых. В 1909 году Академия художеств присваивает Столице «за известность на поприще искусства» звание академика живописи.
После Великой Октябрьской революции Столица вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и принимает участие в ряде выставок этого художественного объединения.
Живя в Москве, он выезжает на этюды в Подмосковье, Тарусу и Оптину Пустынь, пишет главным образом пейзажи, деревню и архитектурные памятники старины («Зимняя лунная ночь», 1926; «Небо хмурится», «Наводнение», 1926; «Костер», 1925; «В овраге», «Плотничья башня»). На картине «Зимняя лунная ночь» изображена деревенская улица с избами, погруженными в глубокие сугробы. Холодный свет луны заливает сугробы и заснеженные крыши изб. Огонек в оконце с бликом на снегу вводит зрителя в тепло и уют русской избы, так контрастирующие с морозом ясной лунной ночи.
Из картин Столицы, написанных в Москве, следует отметить «Наводнение», в которой художник запечатлел один из наиболее сильных разливов реки Москвы на территории Лужников, где в те годы еще находились домики деревенского типа с огородами.
Картины Столицы находятся во многих музеях Советского Союза и за границей, где он неоднократно и с большим успехом представлял на международных и всемирных выставках передовое русское реалистическое искусство, исполненное гуманизма и любви к Родине.
Н. Столица
Село горит. 1906 г. Собрание семьи художника. Москва
Дом рыбака. 1929 г. Собрание семьи художника. Москва
Лёд прошёл. 1908 г. Собрание семьи художника. Москва
Небо хмурится. 1924 г. Собрание семьи художника. Москва
Наводнение. Лужники. 1926 г. Собрание семьи художника. Москва
Электрический утёс. 1904 г. Центральный военно-морской музей.
Весенние цветы. 1929 г. Собрание семьи художника. Москва
На огороде. 1928 г. Собрание семьи художника. Москва
Академическая дача. 1895. Собрание семьи художника. Москва
Костёр. 1925 г. Собрание семьи художника. Москва
Зимняя лунная ночь. 1927 г. Собрание семьи художника. Москва

Евграф Фёдорович Крендовский (1810- после 1853)

КРЕНД˜ОВСКИЙ Евграф Федорович (1810 — после 1853), русский живописец. Представитель венециановской школы, жанрист («Сборы на охоту», 1836) и портретист.
Подруги. 1840-е гг. Холст, масло. 41х32,5. Государственный Русский музей
Сборы художников на охоту. 1836 г. Государственная Третьяковская галерея
Площадь провинциального городка. Государственная Третьяковская галерея

четверг, 29 мая 2008 г.

Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956) (продолжение)

Автопортрет. 1943 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Якулова. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет О.В. Кончаловской. 1925. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Народной артистки РСФСР В.Г. Дуловой. 1949. Государственная Третьяковская галерея
Бахчисарай. Крым. 1930.
Петергоф. Марли. 1931. Бумага, акварель
Ленинград. Набережная Невы. 1931. Бумага, акварель
Новгород. Возвращение с ярмарки. 1926 г. Масло, холст. 130х300. Государственный Русский музей

Другие работы художника:

Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956)


Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956) (продолжение)


Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956) (продолжение)


Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956) (продолжение)