суббота, 19 июля 2008 г.

Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823)

Портрет купчихи А.М. Серебряковой. 1813 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Купидон. 1811 г. ГРМ - Государственный Русский музей.
Набросок пером, исполненный Григорием Ивановичем Угрюмовым, отличается свободным и лёгким, несколько беспокойным по выразительности рисунком. Эти качества ещё в значительной степени связывают автора с искусством XVIII века. Но тот же Угрюмов - рекктор Академии художеств являлся учителем плеяды живописцев, нашедших впоследствие инные формы выразительности для своего рисунка. К ученикам Угрюмова относятся Егоров, Шебиев и Кипренский
Минин взывает князю Пожарскому о спасении отечества. Акварель (Сепия). ГТГ.
Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырём. 1797 г. ГРМ.

пятница, 18 июля 2008 г.

Николай Корнильевич Пимоненко

ПИМОНЕНКО Николай Корнильевич (1862-1912) - русско-украинский живописец. Родился в Киеве. Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко (1876-1882), с 1882 по 1884 г. - в Академии художеств, которую по состоянию здоровья покинул. С 1875 г. - член Товарищества южнорусских художников. С 1893 г. - экспонент, с 1899 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1904 г. - академик. С 1909 г. - член общества мюнхенских художников и Парижского интернационального союза искусства и литературы.
В жанровых и пейзажных картинах Пимоненко поэтично рассказывает о труде, быте и природе Украины и России ("Святочное гадание", 1888 г., ГРМ; "Свадьба в Киевской губернии", 1891 г. Киевский музей русского искусства). Жанровые сцены в сочетании с пейзажем в опоэтизированном виде изображали быт и труд украинского народа ("По воду", 1893). Социально-обличительные полотна ("Жертва фанатизма", 1899). Его работы имеются также в музеях Волгограда, Воронежа, Костромы, Краснодара, Курска, Новочеркасска, Орла, Рыбинска. Получившая в 1909 г. международную премию картина "Гопак" приобретена Лувром.
Лит.: 225 лет Академии художеств СССР, т. 1,, с. 372-373; ПХЭ, т. 2, с. 122; БСЭ-3, т. 19, с. 539.
Молодая хозяйка. Воронежский Музей изобразительных искусств
Соперницы (Возле колодца). 1909 г. Киевский государственный музей украинского искусства
Девушка с самоваром. Орловская областная картинная галерея
Святочное гадание. 1888 г. Государственный Русский музей
Беседа. Холст, масло. 71,2х51,1. Костромской областной музей изобразительных искусств
За работой. Областной музей истории донского казачества (г. Новочеркасск)

Художники - Тоидзе

Ираклий Моисеевич Тоидзе - "Призыв вождя". 1947 г.
3 апреля 1917 г., в разгар буржуазно-демократической революции в стране, после 9 лет эмиграции, В.И. Ленин прибыл в Петроград. Народ восторженно приветствовал вождя. Для встречи с В.И. Лениным все районы столицы выделили делегации во главе с отрядами красногвардейцев. Полки Петроградского гарнизона прислали солдатские делегации, прибывшие с броневиками. Из Кронштадта прибыли моряки. Вечером на площади перед Финляндским вокзалом В.И. Ленин с броневика произнёс речь, в которой призвал революционные массы к борьбе за победу социалистической революции
Рисунки Ираклия Тоидзе к "Витязю в тигровой шкуре":

Ираклий Тоидзе - Витязь в тигровой шкуре

Моисей Иванович Тоидзе (1871-1953) - Дарбази в Эртацминда. 1909 г. Государственный музей искусств Грузинской ССР (Тбилиси)

четверг, 17 июля 2008 г.

Леонид Осипович Пастернак

Пастернак, Леонид Осипович (1862-1945) - худождин реалистического направления. Учился в Одесской рисовальной школе и в Мюнхенской академии. Известен своими иллюстрациями к произведениям Л.Н. Толстого, портретами, произведениями бытового жанра. Участвовал на выставках: передвижников (в 1888 - 1901 гг. в качестве экспонента), "36 художников", "Союза русских художников". С 1905 г. - академик, В 1894 - 1918 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1921 г. жил за границейПортрет К.Д. Бальмонта. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 33х17,5 (в свету). Частное собрание, Ленинград
В суде. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого "Воскресение"
У заутрени. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого "Воскресение"
Игра в карты. Иллюстрация кдраме М.Ю. Лермонтова "Маскарад
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Хаджи-Абрек".

... Блеснула шашка. Раз, - и два!
И покатилась голова....
И окровавленной рукою
С земли он приподнял её
И острой шашки лезвее
Обтёр волнистою косою...

Авилов Михаил Иванович (продолжение)

Московская тройка. 1938 г.
Лошади в поле. 1954 г.
Конные разведчики зимой. 1951 г. Холст, масло. 68х77 см. Музей коневодства Тимирязевской академии
Речка зимой. Этюд. 1949 г.

Другие работы художника:

Авилов Михаил Иванович

среда, 16 июля 2008 г.

Художники-однофамильцы: Маковские

Николай Егорович Маковский (1842-1886). "На пашне. Украина" 1892 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Маковский Н.Е. брат А.Е., В.Е. и К.Е Маковских. Учился в Дворцовом архитектурном училище и Академии художеств (1859-1866). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870), в 1872 г. исключён, вновь принят в 1878-м. Писал поначалу красочные и тщательно отделанные в деталях архитектурные виды Москвы ("У Крутицкого терема в Москве", ГТГ; "Благовещенский собор в Москве", 1884, ГРМ). Позже обратился к бытовому жанру ("Отдых на жатве", 1885, Одесский художественный музей). Его картины имеются также в музеях Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Калуги, Перми, Рыбинска, Саратова, Сыктывкара, Томска, Тюмени, Ярославля и других.
Александр Владимирович Маковский (1869-1924). "По воду" 1902 г. Собрание семьи художника
Другие работы художника:

Маковский Александр Владимирович (1869-1924)


Владимир Егорович Маковский (1846-1920). "9 января 1905 года". 1905 г. Центральный музей Революции СССР.
Другие работы художника:

Маковский Владимир Егорович - русский художник

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

А.П. Рябушкин (1861-1904) (продолжение)

Старая Москва. Акварель, белила, карандаш. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Потешные Петра I в кружале. 1892 г. ГТГ.

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в

его государевой комнате. 1893 г.

«Сидение царя с боярами» — заседание боярской Думы, правительственного органа феодальной Руси, в состав которого входили назначаемые самим царем представители высшей боярской знати и наряду с ними «жалованные за заслуги» неродовитые дворяне. Боярская Дума не ограничивала самодержавной власти царя. Она созывалась самим царем для совета при решении законодательных или спорных административных вопросов; большую роль Дума играла в развитии дипломатических отношений.

Одно из таких «сидений» царя с боярами в палатах Кремлевского дворца представлено на картине. Внушительно-торжественный вид и чинные позы бояр не мешали разгораться жарким спорам, начинавшимся с утра и затягивавшимся иногда до позднего вечера.

Другие работы

А.П. Рябушкин (1861-1904)


А.П. Рябушкин (1861-1904) (продолжение)

вторник, 15 июля 2008 г.

Художник Ю.Иванов: портреты драматургов


ЕВРИПИД (480—406 гг. до н. э.)
Младший современник Софокла Еврипид — третий из драматургов эпохи расцвета древнегреческого театра. В «Поэтике» Аристотеля приводится высказывание Софокла: «Я изображаю людей такими, какими они должны быть, а Еврипид такими, какие они есть». Человек у Еврипида показан со всеми его поступками, хорошими и дурными. Используя мифологические сюжеты, Еврипид объясняет их по-своему. Судьбами его героев управляет не могучий рок, а слепой случай. Создавая трагические ситуации, он раскрывает душевный мир людей, их страдания, сомнения, порывы. В его трагедиях показаны сцены безумия, болезни. смерть, траурные церемонии. Аристотель назвал Еврипида «трагичнейшим из трагиков». Он не создает идеал, а выводит на сцену живых людей. Еврипид усложнил сюжетное построение пьес, ввел второстепенные персонажи. Содержание пьесы часто выражается в прологе. Большее значение приобретает музыка, монологи, словесные состязания двух героев, значение хора уменьшается. В языке персонажей присутствуют выражения, взятые из повседневной жизни. Еврипид усиливает бытовой элемент, вводит комедийные персонажи и ситуации. Еврипидом написано (предположительно) от 75 до 92 пьес. Полностью сохранились 17 трагедий. Среди них «Медея», «Геракл», «Андромаха», «Ифигения в Тавриде», «Электра», «Елена», «Ипполит». «Гекуба», «Вакханки» и другие. Смелое обращение с мифологией, реалистичность в изображении жизни — эти черты творчества Еврипида не всегда воспринимались современниками, и при жизни он не имел успеха.
В дальнейшем творчество Еврипида оказало влияние на всю мировую драматургию. На основе его трагедий создавали пьесы Расин («Федра», «Андромаха»), Гете («Ифигения в Тавриде»), Шиллер («Мессинская невеста») и другие.

МОЛЬЕР (1622—1673)
Жан Батист Поклен (театральная фамилия Мольер) во шел в историю театра как основоположник французской комедии, проложивший путь, которым шли комедиографь последующих поколений во всем мире. Опираясь на традиции народного театра (фарс, комедия дель арте), Мольер создал новый жанр «высокой комедии», в котором показал образы огромного обобщения, острой характерности и социальной значимости. Высокообразованный человек, талантливый актер и режиссер, он в совершенстве знал законы сцены, понимал требования времени, смело и беспощадно высмеивал пороки в блестящих по форме комедиях. В своих героях Мольер подчеркивает одну основную черту. В развитии действия раскрывается характер персонажа, обретая все большую жизненную достоверность. Его комедии — это комедии характеров. Комические ситуации сменяются драматическими, а персонажи смешные — сложными, а порой и мрачными.
В своих комедиях Мольер высмеивал представителей самых разных слоев общества: здесь буржуа («Сганарель, или Мнимый рогоносец», «Школа жен», «Мещанин во дворянстве», «Проделки Скапена», «Мнимый больной», «Жорж Данден»), дворяне («Смешные жеманницы», «Дон-Жуан»), святоши («Тартюф»).
Великими комедиями Мольера стали «Тартюф», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Обличая в «Дон-Жуане» разврат дворянства, Мольер создает сложный образ. Его Дон-Жуан — скептик, не верящий ни во что, подвергающий все анализу, издевающийся над общепринятыми нормами морали. Тартюф — ханжа и лицемер, под личиной благочестия скрывающий самые отвратительные пороки: жадность, сластолюбие, неблагодарность.
Большую роль в его комедиях играют персонажи из народа — слуги, служанки, дающие меткие и остроумные характеристики, а порой и высмеивающие господ. Сценичность пьес Мольера, блестящий диалог, острота сатиры, жизненность ситуаций, а главное значительность образов сделали их бессмертными.

ПЬЕР КОРНЕЛЬ (1606—1684)
Пьер Корнель вошел в историю театра как основоположник французского классицизма. Уже в первых своих комедиях драматург соблюдает основные принципы классицизма, так называемые три единства: единство действия (действие законченное, составляющее одно целое), времени (события происходят в течение 24 часов), места (события происходят в одном месте). Первой и само» значительной трагедией Корпеля стал «Сид». В ней выражен основной конфликт, типичный для французской трагедии XVII века. Повинуясь долгу семейной чести, Родриго убивает на поединке отца своей невесты Химены. Она требует у короля казни Родриго, которого любит. Чувство должно подчиниться долгу. Душевная драма не помешала Родриго выполнить долг перед родиной. Он разбивает войско мавров. Вмешательство короля приводит трагедию к благополучному концу.
В трагедии «Гораций» герой убивает свою сестру, полюбившую врага родины. Кроме названных, Корнель написал трагедии «Цинна», «Полиевкт», «Никомед», «Родогуна», «Ираклий», «Пертарит», «Эдип», «Тит и Береника», «Дон Санчо Арагонский» и восемь комедий.
Великолепный стихотворный язык Корнеля, благородство чувств, сила характеров героев сделали лучшие произведения драматурга украшением французской сцены.

КАРЛО ГОЦЦИ (1720—1806)
Младший современник Гольдони Карло Гоцци стал яростным противником его реформы и убежденным сторонником театра масок. Аристократ по происхождению, он упрекал Гольдони за его стремление выводить на сцену простых людей, критиковать аристократов. Гоцци создал свои лучшие произведения на основе комедии дель арте. Главным в театре он считал безграничность фантазии. Он создал свой жанр сказок для театра — фьяб. Первая из них — «Любовь к трем апельсинам», дошедшая до нас в виде сценария с авторскими пояснениями и стихотворными вставками, имела огромный успех. Гоцци написал десять фьяб: «Ворон», «Король-Олень», «Турандот», «Женщина-змея», «Зобеида», «Счастливые нищие», «Синее чудовище», «Зеленая птичка», «Дзеим, царь джиннов». В них действуют сказочные принцы и принцессы, персонажи комедии масок, происходят сказочные превращения. Часть из них представляла сатиру на противников Гоцци.
Помимо фьяб, Гоцци написал 23 трагикомедии в стиле испанских комедий «плаща и шпаги». В этом жанре драматург не имел того успеха, который сопутствовал его фьябам.
Романтические черты творчества Гоцци, его вера в высокие человеческие чувства — любовь, верность, дружбу, мужество в преодолении жизненных препятствий, безбрежность фантазии — причина того, что лучшие из фьяб -«Турандот», «Король-Олень», «Любовь к трем апельсинам» и другие — не утратили своего очарования и до наших дней. Близко современникам и отрицательное отношение Гоцци к буржуазному эгоизму, жадности, страсти к наживе. И хотя Гоцци не принимал идей просветителей и прогрессивных реформ Гольдонн, он занимает одно из первых мест в истории итальянского и европейского театра.

ИОГАНН-ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ (1749—1832)
Многогранность и сложность творчества Гете не позволяют отнести его к одному определенному направлению в искусстве. Поэт, писатель, драматург, мыслитель, он оставил след во всех областях культуры. Ф. Энгельс назвал его «величайшим немцем».
Театральная деятельность Гете продолжалась в течение всей его творческой жизни (более 60 лет). Им написаны пьесы разных жанров, отразившие близость к различным направлениям в процессе творческого развития. В ранние годы Гете был близок к движению «Бури и натиска». Драматурги этого направления воспевали мятежных, протестующих героев, находящихся в резком конфликте с обществом. Это отразилось в его исторических трагедиях «Гец фон Берлихинген» и «Эгмонт». Но в отличие от одиночек «Бури и натиска» Гете рисует героев, связанных с народом. Высшим образцом для Гете был Шекспир с его народностью и жизненной правдой. Мировоззрение Гете противоречиво. Утверждая устами Эгмонта: «Священна кровь, что льется за свободу»,— он оставался противником революции, сторонником феодальной монархии. Полное выражение взгляды Гете на театр нашли в период его деятельности в качестве премьер-министра Саксен-Веймарского герцогства и главы Веймарского театра. Близкий к идеям французских просветителей, Гете считал, что театр должен опираться на народное искусство, отражать реальную жизнь, учить и нравственно воспитывать зрителя. Гете был режиссером и воспитателем актеров. Им написаны «Правила для актеров». Жизнеутверждающее восприятие мира влекло Гете к античной культуре. В Веймаре были написаны драмы «Навзикая», «Ифигения в Тавриде», «Клаудина из Вилла Белла», «Эрвин и Эльмира» и трагедия «Торквато Тассо». Философские, эстетические, общественные и политические взгляды Гете отразились в его главном произведении — трагедии «Фауст», создававшийся в течение 60 лет. Прекрасным призывом звучат слова Фауста в эпилоге:
...Лишь тот достоин жизни и свободы.

Кто каждый день за них идет на бой!

ВИКТОР ГЮГО (1802—1885)
В историю театра Виктор Мари Гюго вошел как самый яркий представитель французского романтизма. Программой прогрессивных романтиков стало знаменитое предисловие к драме «Кромвель>, где сформулированы основные творческие принципы Гюго: соответствие современному развитию общества, действенность, контрастность, острота конфликта, отказ от классицистических условностей.
В пьесах Гюго сталкиваются деспотизм и стремление к свободе, человечность и жестокость. Положительные герои Гюго (как правило, люди из народа) наделены чертами высокого благородства, глубокими чувствами. В то же время драматург показывает «сильных мира сего» как носителей античеловечного, отрицательного начала.
Первой пьесой Гюго, поставленной на сцене, была драма «Марион Делорм». Постановка следующей, «Эрнани», стала победой романтического направления в театре. Тема «униженных и оскорбленных» отражена в драме «Король забавляется». «Лукреция Борджа», «Мария Тюдор», «Анджело» — во всех этих пьесах Гюго остается верен своей основной теме, утверждая право человека на свободу, счастье, протестуя против любых форм деспотизма. Понимание свободы у Гюго идеалистично, но в своих драмах он раскрывает ценность человеческой личности. Гюго много сделал для развития языка французской драмы, приблизил его к народной речи.
Гюго остался до -конца жизни верен своим гуманистическим идеалам. Его лучшие пьесы не утратили своих достоинств до наших дней. Великие актеры создавали незабываемые образы в драмах Гюго.

ГЕНРИК ИБСЕН (1828—1906)
Творчество великого норвежского драматурга и театрального деятеля Генрика Ибсена, охватывающее вторую половину XIX века, оказало влияние на развитие реалистической драматургии и театральной культуры, явилось вершиной критического реализма в- западноевропейском театральном искусстве.
В первый период творчества (1852—1857 гг.) Ибсен создал романтические драмы «Фру Ингер из Эстрота», «Ночь на Св. Ханса», «Воители в Хельголанде» и другие. Наиболее значительна национально-историческая драма «Борьба за престол».
В следующий период (1865—1866 гг.) были написаны философские драмы «Бранд» и «Пер Гюнт».
Наиболее остро социальная тема выражена в пьесах «Столпы общества» и «Враг народа», где звучит критика порочных основ буржуазного общества. Тема освобождения личности, распада буржуазной семьи и морали отражена в пьесах «Кукольный дом» и «Привидения».
В завершающем периоде (1880—1890-е гг.) Ибсен пишет драмы «Дикая утка», «Росмерхольм», «Женщина с моря», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнесс», «Йун Габриэль Боркман», «Маленький Эйольф», сочетая в них логический анализ с системой символов. Последнее произведение Ибсена— «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», в котором осуждается антигуманное, лишенное общественного значения искусство.