воскресенье, 27 июля 2008 г.

Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев

Тансыкбаев Урал Тансыкбаевич (1904-74), узбекский живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1958). Камерные и лирико-эпические пейзажи (цикл «Родной Узбекистан», 1971-72).
[1(14).1.1904, Ташкент, - 18.4.1974, Нукус].
Советский живописец, народый художник СССР (1963), действительный член АХ СССР  (1958).
Окончил Пензенское художественное училище (1929). Уже для ранних произведений Т. характерна эпическая монументальность композиций ("Кочевье", 1931, Музей искусства народов Востока, Москва). С 1940-х гг. в цветовом строе произведение Т. усиливается тональное начало, нарастает реалистическая убедительность художественных решений.
Воспевая природу Советского Узбекистана, Т. создавал пейзажи-картины, отмеченные мажорностью настроения и живым чувством современности ("Родной край", 1951, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент; "Утро Кайрак-Кумской ГЭС", 1957, Музей искусства народов Востока, Москва; "На Чарвакской стройке", 1970, Союз художников СССР, Москва).
Ведущую роль в образной структуре произведений Т. обычно играют мотивы, связанные с преобразовательной деятельностью людей. Т. выступал также как театральный художник [оформление первого казах, балета "Калкаман и Мамыр" В. В. Великанова в Казахском театре оперы и балета (Алма-Ата), 1938] и как живописец-монументалист (панно в павильоне Узбекской ССР на ВДНХ в Москве, 1952-54).
Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы (1973). Награжден орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Урюк цветёт. 1960 г.
Вечер на Иссык-Куле. 1951 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Утро Кайрак-Кумской ГЭС. 1957. Гос. музей восточных культур. Москва
Полив хлопка. 1949. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Юсуп-Хана. Всесоюзная художественная лотерейная выставка. 1964 г.
В Голодной степи. 1961 г. Всесоюзная художественная выставка 1961 года.
Родной край. 1951 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Тахиа-Таш. 1951 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Высокогорное пастбище. 1953 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Чирчик у Ходжикента. 1958 г. Гос. музей восточных культур. Москва
Осень в горах. 1954 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Пейзаж. 1954. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея. Москва
В горах. 1955 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Сыр-Дарья. 1955 г. ГТГ. Москва
Горный колхоз. 1949 г. Гос. музей восточных культур. Москва

суббота, 26 июля 2008 г.

Алексей Фёдорович Афанасьев (1850-1920) - иллюстрации к "Коньку-Горбунку" П.П. Ершова

Афанасьев Алексей Фёдорович - иллюстратор и карикатурист, автор рисунков к "Коньку-Горбунку" П.П. Ершова, к сказкам А.С. Пушкина, стихотворениям А.К. Толстого и др.
Создал также ряд жанровых картин. В 1889 - 1918 гг. экспонировал свои произведения на передвижных выставках. После К.А. Савицкого ряд лет был директором Пензенского художественного училища.




Иллюстрации к Коньку-Горбунку в исполнении:

МИЛАШЕВСКОГО Владимира Алексеевича

Николая Михайловича Кочергина

Василий Максимович Максимов (1844-1911)

Максимов, Василий Максимович (1844-1911) - живописец-жанрист. Родился в крестьянской семье, рано осиротел; восьми лет отдан в монастырскую школу. Был учеником у иконописцев, позже с трудом поступил в петербургскую Академию художеств, учеником которой был с 1863 по 1866 гг. В 1866 г. отказался от конкурса на большую золотую медаль, оставил Академию и уехал в деревню, посвятив своё творчество изображению близкой ему крестьянской жизни. С 1871 по 1912 г картины Максимова экспонировались на передвижных выставках (с 1874 г. - член Товарищества). С 1878 г. - академик.
Демократ по происхождению и по убеждениям, талантливый художник Максимов был стойким последователем идейных принципов передвижничества, воплощённых им в ряде значительных произведений живописи критического реализма ("Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", "Семейный раздел", "Больной муж" и др.)
Шитьё приданого. 1866 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Семейный раздел. 1876 г. Холст, масло. 106X148 см Государственная Третьяковская галерея 55. Из подборки «Художники-передвижники*. Выпуск IV.

Это произведение, экспонированное на пятой передвижной выставке, великолепно выявляло глубину познания передвижниками жизни пореформенной деревни.
Показывая во многих своих творениях, что новые капиталистические отношения принесли простым людям лишь новые формы закабаления, передвижники обнаружили вторжение этих отношений даже в личную, бытовую сторону крестьянской жизни, приведшее к разрушению прежних прочных моральных устоев.
Именно к такому выводу и позволяла прийти картина Василия Максимовича Максимова «Семейный раздел».
Живописец запечатлел типический случай распада патриархальной семьи. Братья не ужились под общей крышей после смерти отца. Каждый желал иметь отдельное хозяйство, стать «независимым», добиться возможности выходить на рынок со своей «продукцией».
Однако дележ имущества проходит отнюдь не полюбовно. Зритель видит, что старший «хозяин> обделяет «меньшего». У ног жены последнего лежит кусок домотканной ткани, да «штука» дешевого ситца, а за спиною старшей невестки, на лавке, навалена груда «добра». Взывая к совести, обиженный с укоризной разводит руками.
Даже представители сельского схода, сидящие за столом, на котором лежит разрезанный надвое каравай, послуживший знаком к началу раздела, потрясены происходящей сценой.Больное дитя. Офорт
Бабушкины сказки. 1867 г. ГТГ

Бедный ужин. 1879 г. Холст, масло. 81x117 см. Иркутский художественный музей
69. Из подборки «Художники-передвижники» Выпуск V
Реакционные рецензенты седьмой передвижной выставки не обошли своим вниманием экспонировавшиеся на ней внешне непритязательное полотно Василия Максимовича Максимова «Бедный ужин». Главное обстоятельство, которое вызывало их «победоносные» насмешки, заключалось в полнейшей-де «беспредметности» сюжета — отсутствии пищи на столе. В картине и впрямь хозяйка уже «сбирает со стола», снимая скатерть: ужин окончен. Но именно быстротечность ужина, действительно не показанного в картине, и свидетельствует об его крайней бедности. Выбором этого момента живописец сказал много больше, чем если бы изобразил скудный натюрморт.
Произведение выявило и рост технического мастерства Максимова. Он решался, например, поставить стол не в центре композиции, а сдвинуть в левую часть холста. Унылая пустота пространства мужицкой избы в правой половине полотна кажется еще более глубокой в сумеречных тонах цветовой гаммы. Это сразу же сообщает зрителю щемящее впечатление нищеты, из которой нет выхода.
В бумагах Максимова сохранилось хотя и шутливое, но горькое стихотворение:
Кто сытый ест обед
Не купит, знаю, «Бедный ужин»,
А автору мужицких бед
Богатый покупатель нужен.
У колыбели. ГРМ - Государственный Русский музей
Больной муж. 1881 г. ГТГ

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 г. Холст, масло. 116X188 см Государственная Третьяковская галерея 41. Из подборки «Художники-передвижники». Выпуск III
В Товариществе передвижников Василий Максимович Максимов быстро зарекомендовал себя ведущим мастером крестьянской темы. На четвертую выставку он представил работу «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», оставшуюся лучшей в его творчестве.
Это произведение является свидетельством того, что передвижники, мучительно задумываясь над перспективами русского крестьянства, в отличие от своих предшественников-художников 1860-х годов, повествовали не только о горестях и бедах народных. Важное место в их творчестве заняли произведения, отображающие народные обычаи и нравы, объясняющие психологию крестьянской массы.
Мотив свадебного торжества, выбранный Максимовым, давал для этого богатейшие возможности. Свадьбы всегда служили наиболее ярким событием в сельской жизни. Церемониал их обрядов, включавший в себя и песни и театрализованные действия, складывался веками, воплощая эстетические представления народа.
Реалистическая убедительность, с которой обрисованы характеры действующих лиц и вся окружающая обстановка, во многом объясняется тем, что живописец значительную часть своей жизни прожил в деревне, где не раз принимал участие в подобных торжествах. В картине он изобразил самого себя в молодости — в образе парня с балалайкой.
Портрет старика. 1874 г. Калужский областной художественный музей
Девушка у амбара. 1874 г.
Всё в прошлом. 1889 г. ГТГ
Швейцар (старый служака). 1880 г. Холст, масло. 33х26,5 Свердловская картинная галерея
Торговка. 1881 г. ГТГ
Мечты о будущем. 1868 г. ГРМ

пятница, 25 июля 2008 г.

Юрий Михайлович Непринцев

Непринцев Юрий Михайлович (р. 1909), российский живописец и график, народный художник СССР (1965), действительный член АХ СССР (1970). Выразительные жанровые картины («Отдых после боя», 1951) и драматические офорты (серия «Ленинградцы», 1960-67), посвященные Великой Отечественной войне. Государственная премия СССР (1952).

Отдых после боя. По поэме А.Твардовского "Василий Тёркин".
"Пей, сынок, пей!"
"Зима. 1943 г." Бумага, офорт. 1964 г. Зональная выставка "Ленинград"
Ленинград. Мойка
Ленинград. Красный мост

четверг, 24 июля 2008 г.

Микаил Гусейн оглы АБДУЛЛАЕВ

АБДУЛЛАЕВ Микаил Гусейн оглы (р. 1921), азербайджанский живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член АХ (1988). Автор картин ("Огни Мингечаура", 1948, "Девушки Хачмаса", 1982), рисунков.
Раздолье.
Радость
Die kleine Tschandra 1957 Маленькая Чандра. Холст, масло 32х29. (С выставки советского искусства в Берлине, 1958 г.)
Stillende Mutter 1957 Материнский уход (или материнский долг). Холст, масло. 42х44 см (С выставки советского искусства в Берлине, 1958 г.)
Temple in Singapore 1957 Храм в Сингапуре. Картон, масло 30х45 см. (С выставки советского искусства в Берлине, 1958 г.)
С работы (Индия)
Женщины Раджастана

среда, 23 июля 2008 г.

В.В. Руднев (род. 1920 г.)

Салхи. Улица в Дамаске
Пальмира
Суданский крестьянин в белом
Египтянин
П.И. Чайковский в Клину. ("Времена года"). 1963 г.
Прощание с Н.Г. Чернышевским после гражданской казни
Весна началась