четверг, 31 июля 2008 г.

Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898)

Поленова, Елена Дмитриевна - живописец и график. Сестра Василия Дмитриевича Поленова.
Училась у П.П. Чистякова, с 1864 г. - в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского, затем в Париже.
С 1881 г. - активный член Абрамцевского кружка. Начала с пейзажей и жанровых картин в духе передвижников. Позже много работала над акварельными пейзажами ("Заводь в Абрамцеве", 1888 , Поленово), отличающимися красочной декоративностью. Иллюстрируя в 1890-х гг. русские народные сказки, обратилась к орнаментально-плоскостной манере, близкой национально-романтическому стилю модерн. Её работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее ("Князь Борис перед убиением", около 1896), музее-заповеднике "Абрамцево", музеях Костромы, Челябинска и других.
Иллюстрация к сказке "Дурачок и дурочка"
Чики-чики чикалочки,
Сидит дурак на палочке;
А дурочка в тележке
Щёлкает орешки
Иллюстрация к русской народной сказке "Сынко Филипко". ГРМ - Государственный Русский музей
Иллюстрация к русской народной сказке "Гуси-ледеби". ГРМ - Государственный Русский музей
Иллюстрация к русской народной сказке "Сынко Филипко".
Иллюстрация к русской народной сказке "Сынко Филипко". Иллюстрация к русской народной сказке "Плутоватый мужик".
Иллюстрация к сказке "Рыжий и красный".
Рыжий красного расспрашивал,
Чем он бороду окрашивал.
-Я ни краской, ни замазкой
-Бороды не украшал,-
Красный рыжему сказал,
-Я на солнышке лежал,
-Кверху бороду держал.
Иллюстрация к сказке "Злая мачеха".
Иллюстрация к присказке "За тридевять земель".
Иллюстрация к сказке "Жадный мужик".
Иллюстрация к сказке "Тили-тили телешок".
Тили-тили тесто,
Машенька невеста.
Тили-тили телешок,
Алёшенька женишок. Иллюстрация к сказке "От чего медведь стал куцый". Иллюстрация к сказке "Козлихина семья". Улица в Костроме. 1888 г. Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова
Гладильщица. Холст, масло. 45х73 см. Частное собрание (?).

среда, 30 июля 2008 г.

Павел Осипович Ковалевский (1843-1903)

Ковалевский, Павел Осипович - живописец-баталист. Сын профессора Казанского университета, окончил казанскую гимназию. Друг художника Семиградского Генриха Ипполитовича.
Учился в Академии художеств (1863-1871) у Б.П.Виллевальде. За картину "Первый день сражения при Лейпциге в 1813 году" получил Большую золотую медаль. За картину "Раскопки в окрестностях Рима" (ГРМ) в 1976 г. получил звание академика, в 1881-ом - профессора.
В годы русско-турецкой войны состоял при штабе корпуса в качестве художника, создал серию батальных картин ("Сражение у деревни Иованово-Чифлик в 1877 году", 1977, Центральный исторический военно-инженерный музей; "12 октября 1877 года. Перевязочный пункт", 1878, ГРМ). Работал в области книжной графики, выполнил иллюстрации к роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Мастер анималистического жанра. С 1897 г. возглавлял батальную мастерскую Академии художеств. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Музее коневодства, музеях Барнаула, Костромы, рыбинска, Саратова, Севастополя, Ставрополя, Минска, Тбилиси и других.
"Понесли". 1884 г. Холст, масло. 47х61 см. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Объезд епархии. 1885 г. Холст, масло. 72х143,5 см. ГТГ
Перед грозой на тройке. 1873 г. Холст, масло. 32х63 см. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Встреча. 1871 г. Холст, масло, 47х74 см. ГТГ
Бечевая тяга на Ижоре. ГРМ

Николай Петрович Крымов (1884-1958) - продолжение

Крымов, Николай Петрович (1884-1958) – живописец, театральный художник. Учился на архитектурном (1904-1907) и живописном (1907-1911) отделениях Московского училища живописи, ваяния и зодчества у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака, в мастерской В.А. Серова. С 1907 г. – член объединения «Голубая роза», с 1910 г. – Союза русских художников, в 1928-1931 гг. – Общества московских художников. Начинал с декоративно-обобщённых, восходящих к примитиву пейзажей («Гроза», 1908; «Жёлтый сарай», 1909, оба – в ГТГ), позже обратился к пейзажам-картинам («Речка», 1929; «Летний день в Тарусе», 1940, обе – в ГТГ). Его картины изображают русскую природу, полны поэзии и элегичности. Преподавал в Высших художественно-технических мастерских в Москве, в Московском полиграфическом институте. В 1920 -1930-е гг. оформил ряд спектаклей (МХАТ и другие театры). Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент Академии художеств СССР (1949). Работы Крымова имеются также в Государственном Русском музее, музеях Астрахани, Брянска, Волгограда, Вологды, Калуги, Кирова, Костромы, Новокузнецка, Палеха, Пскова, Саратова, Севастополя, Ставрополя, Тулы, Тюмени, Ульяновска, Хабаровская, Ярославля.
Жёлтый сарай. 1909 г. ГТГ
В полдень на дороге. 1911 г.
Снегири. 1907 г.
Звенигород. 1922 г.
Сарай. 1926 г.
Мельница в Тарусе. Масло, холст. 70,5х103. ГРМ
Первый снег.
Летний вечер. Таруса. 1923 г.
Солнечный день. 1947 г. ГТГ
Ветреный день. 1908 г. ГТГ

Другие работы художника:

Николай Петрович Крымов (1884-1958)

Николай Петрович Крымов (1884-1958) - продолжение

вторник, 29 июля 2008 г.

Василий Максимович Максимов (1844-1911) дополнение "Приход колдуна"

В альбоме "Третьяковская галерея" обнаружил более ранний вариант картины "Приход колдуна на сельскую свадьбу". 1874 г.Размеры 43,7х67,5 см. Представляю фото.
Другие работы художника:

Василий Максимович Максимов (1844-1911)

Николай Петрович Крымов (1884-1958) - продолжение

Зима. 1947 г.
Летний день в Тарусе. 1939 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Вечер. 1920 г. (?). Холст, масло. 30х42 см. ГТГ
Пейзаж с мельницей. 1931 г. Холст, масло. 40х55,5 см.  Тульский областной художественный музей
Летний день. 1909 г.
Перед дождём. 1911 г.
Зима. 1933 г. ГТГ
У мельницы. 1927 г. ГТГ
Туча. 1910 г. ГТГ
Лето. ГТГ
Вечер. 1918 г.
Зимний пейзаж. 1919 г.
Раннее утро. 1915 г.
Летний пейзаж. Парк. 1919 г. ГТГ
Красные крыши. 1921 г.

Другие работы художника:

Николай Петрович Крымов (1884-1958)

Владимир Григорьевич Борискович (р.1905 г.) ленинградский художник театра и график

Река Фонтанка. Аничков мост. Акварель. Из подборки открыток "Ленинград"
Дворцовая площадь. Акварель. Из подборки открыток "Ленинград"

понедельник, 28 июля 2008 г.

Николай Петрович Крымов (1884-1958)

Произведения Николая Петровича Крымова прочно вошли в историю советского изобразительного искусства.
Крымов—живописец-лирик. В окрестностях Подмосковья он находил для себя неисчерпаемое множество мотивов и тем. Подолгу работая под Звенигородом или Тарусой — живописнейших местах среднерусской полосы — художник в окружающей природе черпал творческое вдохновение. Мир его на редкость цельной души был одарен удивительной чуткостью к прекрасному. Он умел не только видеть красоту в самых непритязательных на первый взгляд вещах, но и передать ее зрителю со всей непосредственностью своего поэтического восприятия природы.
Крымов вырос в художественной среде, воспитавшей в нем привязанность к живописи, музыке, театру. Он родился в Москве в 1884 году в семье художника. Отец был его первым наставником и учителем. Когда двадцатилетний Крымов в 1904 году успешно выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учителями стали замечательные русские художники В. Серов, Н. Касаткин и др. Как личность и художник Крымов формировался в пору расцвета русского искусства, связанной с блестящей плеядой живописцев. С некоторыми из них — К. Коровиным, И. Остроуховьм — он был связан узами крепкой дружбы. Других—И. Репина, И. Левитана, М. Врубеля — почитал с величайшим благоговением. Все они вместе привили Крымову огромную любовь к природе и искусству.
В кругу таких выдающихся мастеров не так-то просто было молодому художнику избежав подражания найти собственный изобразительный язык и манеру письма. Однако Крымов сумел обрести себя, сумел сказать свое слово в искусстве. Он никогда не пытался «петь» голосом чуждым, себе не свойственным. Его как художника более всего привлекала в живописи область пейзажа, преимущественно камерного по характеру, в которой он обнаружил неиссякаемый запас неожиданных откровений, высокую поэзию чувств и тонкий, проникновенный лиризм.
Уже ранние работы Крымова обратили на себя внимание. Еще студентом он участвовал на очередной ученической выставке в 1906 году работой «Крыши под снегом». Окончив училище в 1911 году, Крымов стал одним из типичных представителей московской живописной школы с ее любовью к колориту, материальности мира в его бесконечно сложных цветовых отношениях.
Как художник Крымов сложился сравнительно быстро. Его путь в искусстве был достаточно ровным. Крымов не знал тех мучительных поисков и противоречивых сомнений, которым были подвержены большинство живописцев в начале 900-х годов XX века. Изменения, которые претерпевало его искусство, вызывались не столько отказом от прежних творческих принципов и постановкой новых художественных проблем, сколько более вдумчивым и глубоким взглядом на природу — единственную властительницу его мыслей и чувств. Непосредственность восприятия природы в сочетании с поэтической настроенностью души мастера сообщали особую одухотворенность его работам. Они обладают той степенью художественного обобщения, которое делает любой из его пейзажей не случайным и пассивным слепком с действительности, а произведением подлинного искусства.
В ранних пейзажах Крымова — «Гроза» (1908), «Туча» (1910), «Желтый сарай» (1909), «Ветреный день» (1908) — проявился интерес художника к необычным явлениям в природе, стремление подчеркнуть в ней романтику. Нависшие темные облака, взметнувшиеся под порывом сильного ветра ветви деревьев и кустарников, неожиданная яркость освещенных мест и сгущенность теней — во всем этом художник находил для себя увлекательные задачи. Способность видеть тончайшие тональные переходы цвета, его нюансы, умение передать их пластическим языком живописи сделали Крымова своего рода поэтом света. Действительно, без света природа кажется мертвой. Только свет сообщает ей ощущение жизни и неисчерпаемого богатства красок. Вот отчего так много сил и внимания художник уделял особенностям пространственного восприятия цвета в разное время дня. Стремление проникнуть в «душу» природы, различное ее состояние, стало определяющим лейтмотивом произведений Крымова. Его полотна рождают впечатление то раннего, подернутого утренним туманом часа («Рассвет», 1912), то передают ощущение знойного полдня, когда солнце в зените («Летний день», 1909), то наполняют нас чувством умиротворенного покоя во время вечерних сумерек («Вечер», 1916) или заката («Летний вечер», 1933). Крымов избегал манерности и стилизации. С большой настойчивостью развивал точность глаза. Художник любил природу такой, какая она есть — без прикрас. Но умел видеть ее возвышенной и прекрасной. В простом и обыденном находил свою красоту и поэзию, будь то заснеженные крыши домов в тихом арбатском переулке, залитая солнцем купа деревьев или заброшенная старая мельница.
Каждое лето и осень проводя в излюбленных местах Подмосковья, Крымов создал множество пейзажей подлинно национальной, русской природы. Среди них—«Русская деревня» (1925), «Вечер в Звенигороде» (1927), «Поздний луч» (1935), «Саввинская слобода» (1943), «Солнечный день в июне» (1947) и многие, многие другие. Все они, взятые вместе, составляют любимый художником образ родной страны.
Исключительно внимательному изучению природы Крымов отдавался со всей серьезностью и присущей ему страстностью. Накопленные знания я наблюдения вылились у него в теорию, свою стройную систему, которой он пользовался как в творчестве, так и в многолетней педагогической деятельности, начиная со Вхутемаса и Полиграфического института и кончая Художественным училищем памяти 1905 года, где он преподавал.
Основным условием реалистической живописи Крымов считал верную передачу тона, то есть степень светосилы цвета видимого материала. Он говорил, что неверно взятый в тоне цвет—уже не цвет, а краска, которой нельзя верно передать материальность объема и пространства. Считал, что цвет — это душа живописи, ее красота и выразительность. Исключительно требовательный к себе, Крымов был неутомимым в работе. Эти качества он стремился привить и своим ученикам. Их было у Крымова очень много. Все они оставили о нем светлые и теплые воспоминания.
Есть еще одна область искусства, в которой Крымов оставил заметный след. Увлекающаяся, общительная натура художника еще в юности привела его на подмостки сцены, когда он для литературно-художественного кружка написал эскизы декораций. Декорации были исполнены с большой выдумкой и чувством юмора. Именно эти черты сделали Крымова незаурядным декоратором пьес А. Островского. Особый блеск и остроумие отличают декорации художника к комедии Островского «Горячее сердце», поставленной К. Станиславским в Московском Художественном театре в 1926 году. Здесь элементы гротеска и реальной обстановки в обрисовке купеческого быта сочетались с той подлинной театральностью, которые сделали эту работу непреходящим явлением в истории советского театрально-декорационного искусства.
В целом жизнь и творчество Н. П. Крымова — пример беспредельного служения искусству, бескорыстного отношения к нему.
Крымов скончался в преклонном возрасте в Москве в 1958 году. Ему было присвоено высокое звание народного художника РСФСР. Он был избран в члены-корреспонденты Академии художеств СССР.
Е. Костина
Серый день. 1923 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Деревенский пейзаж с мостиком
Солнечный день. 1905 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Зимой в провинции. 1933 г. ГТГ
Домик в Тарусе. 1930 г. ГТГ
Утро в Центральном парке культуры и отдыха им. М.Горького. 1937 г. ГТГ
Речка Разводная. 1921 г.
Пейзаж с мельницей. Около 1910 г. Музей-квартира И.И. Бродского. Филиал НИ музея Академии художеств СССР
Речка. 1926 г. ГТГ
Русская деревня. 1925 г.