воскресенье, 24 августа 2008 г.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. Битва архангела Михаила с сатаной. Около 1550 г. Картинная галерея. Дрезден

«Битва архангела Михаила с сатаной» относится к позднему периоду творчества Тинторетто. Используя религиозный сюжет о восстании князя тьмы сатаны, великий художник решает одну из глубоко волновавших его этических проблем о соотношении добрых и злых сил в мире. Тинторетто придает своей теме характер особой грандиозности и значительности, перенеся место действия в космические сферы.

Мрачная пора феодально-католической реакции, поправшей великие гуманистические достижения культуры Возрождения, заставляет Тинторетто мучительно осознать противоречия окружающей действительности и вместе с тем рождает в нем огромный внутренний протест. Отсюда проистекает тот взволнованный пафос и гораздо большая мера субъективного страстного переживания, которую он обнаруживает по сравнению с мастерами минувшей эпохи. Он уже не утверждает, а отстаивает, борется. Картина резко делится на две части по диагонали копьем архангела Михаила, как бы отъединяя тех, кто сражается, от тех, во имя кого происходит эта грозная битва. Образ мадонны остается для Тинторетто вечным и прекрасным символом жизни и материнства. Однако он обретает под его кистью черты не только глубочайшей одухотворенности, но и беззащитности. Словно видение легкая, мадонна с ребенком на руках парит в небесах в сиянии лунного серпа. И по контрасту с ее хрупким нежным обликом фигуры сражающихся ангелов, стремительным вихрем летящие на своих противников и низвергающие их обратно в преисподнюю, кажутся мощными и полными напряженной энергии. Необычайная красота колористического строя картины, в котором сочетаются прозрачно-голубые, зеленоватые, мерцающие фиолетово-розовые тона, усиливает впечатление фантастичности, поэтической сказочности, которые были присущи гению Тинторетто.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. Юдифь и Олоферн. 1550. Прадо,Мадрид

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. «Спасение Арсинои». Холст, масло. 153х251 Картинная галерея, Дрезден.
Якопо Робусти родился и жил в Венеции. Его отец был красильщиком шелка, отсюда прозвище Тинторетто (красильщик), под которым художник вошел в историю искусства.
Творчество Тинторетто завершило период позднего Возрождения и отразило его трагические противоречия: закат славы Венеции, крушение веры в незыблемость гуманистических идеалов.
Скромный и непритязательный в жизни, беззаветно преданный искусству, Тинторетто обладал невероятной трудоспособностью. Он писал портреты, мифологические картины, алтарные образы, огромные полотна для Скуолы ди Сан Рокко и дворца Дожей. Эмоциональное толкование драматических коллизий сюжетов и образов выражается в его картинах в динамической композиции, экспрессии движений и жестов героев, в мощных светотеневых контрастах, напряженном колорите и широком мазке.
Романтический сюжет картины «Спасение Арсинои» заимствован из французской повести XIII века. Прекрасная Арсиноя, заточенная своей сестрой царицей Клеопатрой в башню посреди моря, была освобождена влюбленным рыцарем Ганимедом.
Бурное море качает лодку. Светлые пятна фигур обнаженных женщин ярко выделяются на темном грозовом фоне и контрастируют с темными фигурами мужчин. Ганимед принимает в объятия возлюбленную, нагота Арсинои кажется еще более живой и теплой рядом с блестящим металлическим панцирем рыцаря. Мягко изогнутые очертания фигур и лодки воспринимаются еще эффектнее по сравнению с резкими диагоналями весел.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. «Спасение тела Святого Марка». 1562-1566. Галерея Академии, Венеция.

В 1562 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о Святом Марке, покровителе Венеции. Картины Тинторетто построены на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит — на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона. Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. «Тайная вечеря». 1591-1594. Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. Нахождение тела Святого Марка. 1562. Пинакотека Брера. Милан

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. Даная. Вторая половина 16 века. Масло, холст. Музей изящных искусств в Лионе.

Якопо Тинторетто (1518-1594)


Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. «Каин убивает Авеля».1550-1553 годы. Галерея Академии. Венеция.