понедельник, 30 мая 2011 г.

Юрий Иванович Пименов (1903-1977)

Вероятно, в вашей жизни бывали случаи, когда вы, прочтя рассказ писателя, говорили:
— У меня такое чувство, словно я познакомился с хорошими и близкими мне людьми и многое узнал об их судьбе.
Думается, что вы испытаете сходное чувство, вглядевшись в работы художника Юрия Ивановича Пименова, включенные в подборку открыток, лежащих в этой обложке.
Лесная дорога. 1951 год
Каждая картина, каждый рисунок Юрия Пименова— это рассказ о человеке.
Это рассказ о жизни человека, о том, каков у него характер и какая судьба, о том, как он относится к своему труду и своим товарищам, о чем думает, кого любит, к чему стремится.
И, как во всяком талантливом рассказе, вы узнаете это не сразу, а вдумываясь, вглядываясь, открывая для себя все новые и новые подробности, новые черты, не подмеченные сразу. Сила настоящего искусства еще в том, что, закрыв книгу или отложлв в сторону рисунок, вы возвращаетесь к нему мыслями не раз, стремясь еще глубже ощутить и пережить то, что уже пережили однажды.
О чем же рассказывают работы Юрия Пименова, объединенные в подборке, которую вы сейчас увидите?
Начнем с первой из них—«Новая Москва».
Картина сделана художником в 1937 году. С той поры прошло немало лет. За эти годы столица наша выросла, преобразилась; поднялись ввысь шпили высотных зданий, разбежались, как могучие реки, новые районы, новые кварталы. Стали другими машины, бегущие по улице, изменился ритм уличного движения, изменились и сами люди.
И все же картина не постарела. Она полна неувядаемой свежести.
Вы видите на ней Москву, овеянную дыханием новизны, как бы взявшую разгон для новых побед, новых свершений Сила и очарование новизны переданы в картине не только силуэтом нового здания или архитектурной перспективой, но глубокой, волнующей поэзией нового, поэзией созидания.
Девушка, сидящая за рулем открытой машины, едет по Москве, как ее хозяйка. Все—уверенная, непринужденная осанка, свободная поза, нежные и сильные руки, лежащие на руле, — полно спокойного достоинства, говорит о характере цельном и сильном. И кажется, что подернутая светлой дымкой улица открывается перед этой девушкой, как дорога счастья, дорога будущего.
Открытки, представленные здесь, — своего рода портретная галерея, и вы увидите, что в основном это портреты женщин. Женщины, изображенные Ю. Пименовым, очень различны по характеру, возрасту, профессии, внешности.
Поглядите на женщину, которая стоит на сыром дощатом перроне маленькой станции, у мокрых, убегающих вдаль рельсов — «Осенняя станция». Все в этой картине еще полно грозного дыхания войны. Война еще не кончилась, трудны и тревожны ее дороги. Женщина стоит на перроне одна, с вещевым мешком за спиной; на мокрых досках у ее ног узелок и плетеная кошелка. Куда она едет, куда увела ее война из-под обжитого теплого крова? Одинокая эта фигура строга, задумчива, вы ощущаете в ней трогательную чистоту и, вместе с тем, глубокую и стойкую душевную силу.
Если «Осенняя станция» овеяна тревожной мглой, суровыми ветрами войны, то в картине «Капитель» все празднично и нарядно. Полны мира наполненные светом облака, пышные скульптурные завитки капители, свисающая алая волна ткани, стройные фигуры двух девушек, работающих у колонны.
Эти одетые в рабочие комбинезоны девушки, которых мы видим на фоне весеннего неба, совсем не похожи на одинокую и задумчивую героиню «Осенней станции» или водителя, едущего за рулем машины по улице новой Москвы. И уж, конечно, никак не похожи они на юную, неуклюжую, точно подросток, девчушку, старательно моющую тряпкой стеклянную витрину на улице, по которой ранним утром идут на работу люди («Обыкновенное утро»)
И, вместе с тем, все они в чем-то схожи.
Их роднит внутренняя чистота, поэтичность, которой овеян их будничный труд, неуловимая доброта, которой дышит весь их облик.
Так же, как и многие другие герои картин и рисунков Юрия Пименова, они предстают перед вами в обычных будничных платьях, на обычных будничных улицах города. Но у художника Пименова есть волшебный дар:
запечатлеть в обыкновенном поэтическое и прекрасное, увидеть в обыденном красоту и свет.
Юрий Пименов любит людей, любит и понимает их труд, их душу. Поэтому его портреты, его рассказы о людях так убедительны, так сердечны. Они полны множества тонких и достоверных наблюдений. И так же, как, глядя на пименовские пейзажи, вы ощущаете их тепло и свет, влагу утра или свежесть ветра, так, разглядывая простодушную курносую девчушку, стоящую с тряпкой у окна, или загорелую работницу на стройке в туго обтягивающем статную фигуру свитере и надвинутой на лоб косынке, вы угадываете в них черты простых и прекрасных героев нашего времени, строителей мира на земле.
В любом явлении нашей жизни Юрий Пименов умеет с необыкновенной зоркостью угадать душу времени, уловить его могучий пульс.
Это — художник, в высокой степени одаренный чуткостью ко всему новому и поэтическому, чем так богата наша жизнь.
И что бы ни делал Пименов, над чем бы ни задумывался, он прежде всего стремится уловить и запечатлеть черты и дух времени, в которое мы живем, рассказать об этом времени по-своему, талантливо, проникновенно и всегда правдиво.
И, когда знакомишься с работами Юрия Пименова, невольно думаешь о том, что мастер, создавший эти поэтические, прекрасные картины, не только талантливый художник, но, наверное, еще и добрый, влюбленный в жизнь человек.

Татьяна Тэсс

Новая Москва. 1937 год. Холст, масло. 140x170см. Государственная Третьяковская галерея
С середины 1930-х Пименов, один из учредителей Общества станковистов, работал над серией картин о Москве, среди которых полотно «Новая Москва» стало особенно популярным. Художники с искренним энтузиазмом работали над сотворением новой советской мифологии, для которой требовались другие формы. Картина «Новая Москва» вполне соответствует духу времени. Композиция решена как кадр, выхваченный объективом фотоаппарата. Автор акцентирует внимание на фигуре женщины за рулем автомобиля, что для 1930-х явление небывалое. Зритель словно сидит за ее спиной и наблюдает за утренней обновленной Москвой из открытого автомобиля. Монолитная громада только что возведенного здания «Госплана», свободный проспект и ширь площадей, алая буква недавно открытого метрополитена - все это обновленная Москва. Цвет, играющий множеством оттенков и тонов, подвижный мазок передают движение автомобиля и вибрацию световоздушной среды. Импрессионистическая манера письма сообщает работе свежесть и нарядность - именно так и должна была восприниматься новая столица, а вместе с ней и новая советская жизнь. Однако год создания этого полотна явно противоречит оптимистической теме «светлого пути».
Галина Уланова (Жизель). 1960 год.
Среди шума самосвалов. 1955 год
Обыкновенное утро. 1957 г.  Государственный Русский музей. Ленинград
Тихое кафе. 1971 год. Холст, масло. Закарпатский художественный музей. Ужгород
Калининград. Дождь. 1958 г. Холст, масло. 80х80. Сумской художественный музей
Набережная в Эгине. Греция. 1958 год.
Осенняя станция. 1945 г. Государственный Русский музей. Ленинград
Одинокая продавщица цветов.Италия. 1958 г. Государственный русский музей. Ленинград
Девочка и мостик. 1955 г.
Клубника с молоком. 1955 год
Бал у Олимпии. Эскиз декорации к пьесе А. Дюма-сына "Дама с камелиями" 1945 г. Государственный центральный театральный музей А.А. Бахрушина. Москва
Капитель. 1946 г.
Утренние окна.  1959 год.
«Раннее утро в Москве» 1961 год
Новые номера. 1963–1964 гг.
 См. также:

Ю.И. Пименов (род. 1903 г.) - "Маруся, пора обедать!"

Ю.И.Пименов - "Фронтовая дорога".  1944 г.

В Третьяковке открылась выставка "Святая Русь"

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась беспрецедентная по масштабу выставка шедевров русского искусства X - XIX веков "Святая Русь". На выставке представлено около 450 произведений - памятники древнерусской иконописи, книжной миниатюры и монументальной живописи, ювелирного дела, лицевого шитья и других видов искусства. Эта выставка приехала в Россию из Лувра, где она проходила в 2010 году. Посетить выставку можно до 14 августа.

Православие из Парижа

Деисус. XIII век.
Великомученица Варвара. XV век.

воскресенье, 29 мая 2011 г.

Кес Ван Донген - Kees van Dongen (1877-1968) - продолжение 3

 Арабская женщина. Холст, масло.  65.7 x 46.3 см. Исполнено около 1910 года
Роковая женщина.  Холст масло. 82 х 61 см. Исполнено в 1905 г.
 Lailla.  Холст масло. 130.8 x 97.3. Исполнено в 1908 году
Ваза с тюльпанами.  Холст, масло 100.4 x 81.7 см
В голубой шляпе. Холст, масло 100.5 x 81 см. Исполнено около 1910-1912 гг.
Brigitte Bardot Брижит Барбо. Литография
Смотрящая женщина. Акварель, кисть и черные чернила на бумаге. 40.1 x 25.7 см

Adam et Eve - Адам и Ева. Холст, масло.  219.7 x 72.4 см. Исполнено в 1922 году
Букет георгинов. Исполнено в  1908 году.  Холст, масло 92 x 73 см .
 Мужской портрет.  Холст масло. 54.9 x 46 см. Исполнено в Париже в марте 1912 года
Женский портрет. Исполнено в 1935 году. Холст, масло.  61 x 46.7 см.
Ваза с цветами. Холст, масло.  81 x 54.4 см.
См. также:

Кес Ван Донген, портреты и не только.

Кес Ван Донген - Kees van Dongen (1877-1968)

Кес Ван Донген - Kees van Dongen (1877-1968) - продолжение

Кес Ван Донген - Kees van Dongen (1877-1968) - продолжение 2

Акварели и иллюстрации Кес ван Донгена

 Скачать 235 работ  - картин, рисунков, набросков  (все работы с названиями)  Кес ван Донгена

 

суббота, 28 мая 2011 г.

Акварели и иллюстрации Кес ван Донгена

 Роберт де Сен-Лу и Принц Бородино у цирюльника Донсиреза.  Акварель, гуашь и графит на бумаге. 24.5 x 21.3 см. Выполнено около 1946-47 гг.
Бракосочетание Роберта де Сент-Лу с Жильбертой Сванн. Акварель, гуашь и карандаш на бумаге 24.5 x 21.2 см. Выполнено около 1946-47 гг.
Жильберта Сванн с подругами в Булонском лесу. Акварель, гуашь и графит на бумаге. 24.6 x 21.2 см. Выполнено к 1946-47 гг.
Барон Чарлус (Charlus) на вокзале Донсьера. Акварель, гуашь и следы графита на бумаге 24.4 x 21.3 см. Выполнено к 1946-47 гг.
La nouvelle Gilberte. Акварель гуашь и следы графита на бумаге. 24.8 x 20.5 см. Исполнено к 1946-47 гг.
Рассказчик и Альберт Блош в публичном доме. Акварель, гуашь графит на бумаге. 24.5 x 21.2 см.Выполнено к 1946-47 гг.
Рассказчик с двумя горничными. Акварель, гуашь, графит на бумаге 24.6 x 21.2 см. Исполнено к 1946-47 гг.
 Les Permissionnaires. Акварель, гуашь графит на бумаге.  24.5 x 21.4 см.  Исполнено к 1946-47 гг.
Au Beau Temps de la Butte. Иллюстрация к книга Ролана Dorgelеs. Издание  1949 г.
Басс Хасан Бадр Эль-Рави. Иллюстрация к  "Сказке о 1001 ночи" Книга издана в 1918 г.
Басс Хасан Бадр Эль-Рави. Иллюстрация к  "Сказке о 1001 ночи" Книга издана в 1918 г.
Басс Хасан Бадр Эль-Рави. Иллюстрация к  "Сказке о 1001 ночи" Книга издана в 1918 г.

См. также:

Кес Ван Донген, портреты и не только.

Кес Ван Донген - Kees van Dongen (1877-1968)

Кес Ван Донген - Kees van Dongen (1877-1968) - продолжение

Кес Ван Донген - Kees van Dongen (1877-1968) - продолжение 2

Кстати, акварели знаменитого фовиста Кес ван Донгена по стоимости зачастую превосходят автомобили престижных марок. Поэтому обладатель такой акварели или даже книги с иллюстрациями Кес ван Донгена может зайти на старничку продажа авто волгограде и выбрать там практически любую машину. 

Автомобили от художника-иллюстратора Леонида Каушанского

Леонид Каушанский родился 31 августа 1946 года в Одессе. Мечтал стать лётчиком но стал художников, потому, как он сам объясняет:"что летать я не умел, а рисовать — умел".   Много и плодотворно работал в жанре политического плаката, лауреат и участник международных и всесоюзных выставок плаката.  В настоящее время  работает в области книжной и журнальной иллюстрации,  а также живописью в жанре aviation art. Именно им  были оформлены ряд  всем знакомых обложек для ДВД культового авиа-симулятора  "Ил-2".   Публикуемые  ниже работы были созданы Леонидом Каушанским для  журнала «Сигар клан»
Из серии "Старые машины"
Из серии "Старые машины"
Из серии "Старые машины"
Из серии "Старые машины"

Красный автомобиль
Спортивный автомобиль
Старая машина
Из серии "Старые автомобили"
Из серии "Старые автомобили"
Из серии "Старые автомобили"
Сейчас ретро автомобили  пользуются повышенным спросом. Почти в каждом городе имеется клуб любителей старых машин. Это не обязательно "Руссо-Балты" начала прошлого века. Путин имеет две автомашины "Волга" ГАЗ-21, а Медведев - старую "Победу" ГАЗ-20. В Украине есть клуб любителей горбатых "Запорожцев", а в Восточной Германии имеется масса почитателей пластмассового  "Трабанта".  Внешний вид  старых автомобилей зачастую гораздо лучше, чем был при их выпуске с конвейера завода. Однако для для того, чтобы автомобили  и  не только старые были работоспособны и надёжно служили своим владельцам о них необходимо ежедневно заботится. Не только мыль и подкрашивать, но и использовать качественные  топливо,моторное масло и  антифризы и тормозную жидкость. Необходимые материалы лучше всего приобретать у надёжных проверенных кампаний, которые не подводят своих клиентов.

пятница, 27 мая 2011 г.

Ци Бай-ши - QI BAISHI (1863-1957)

Камелия и цветущая слива. Висящий свиток. Чернила и краски на бумаге. 113x 33.5 cm
Catfish and Peony  - Сом и пионы
Scroll, mounted and framed, ink and colour on paper  - Свиток в рамке, тушь и краски на бумаге
92 x 34.7 см 
Crabs  - Крабы
Hanging scroll, ink on paper Висящий свиток, тушь на бумаге
102.2 x 34.2 cm.
Crows On Barren Tree - Вороны на бесплодном дереве
Исполнено в 1922 году
Висящий свиток, чернила на цветной бумаге
27.4 x 24.1 см
Flower and Insect  - Цветы и насекомые
Scroll, mounted and framed, ink and colour on paper  - Свиток в рамке, тушь на бумаге
30.6 x 23.6 cm. 
Фрагмент
 齊白石 明珠 設色紙本 立軸 Grapes -  Виноград
Hanging scroll, ink and colour on paper  - Вешающийся свиток, чернила и краски на бумаге
100.6 x 34.2 см 
齊白石 大利 設色紙本 鏡框  QI Baishi (1863-1957)
Lychee and Mynah  -
Личи и Майна
О
брамленный свиток, чернила и краска на бумаге
68,5 х
齊白石 壽桃 設色紙本 立軸 -  QI BAISHI (1863-1957)
Peaches  - Персики
Hanging scroll, ink and colour on paper Вешающийся свиток, тушь и краски на бумаге
69.5 x 34.1 см
齊白石 採菊圖 設色紙本 立軸 一九二七年作  - QI BAISHI (1863-1957)
Picking Chrysanthemum - Отбор Хризантем
Исполнено в 1927 году
Hanging scroll, ink and colour on paper  - Свиток, тушь, краски на бумаге
98.6 x 37.7 см

 齊白石 長壽 設色紙本 鏡框 -  QI BAISHI (1863-1957)
Pine - Сосна
Scroll, mounted and framed, ink and colour on paper.  Свиток в рамке, тушь и краска на бумаге
123 x 58.5см
 齊白石 紅蓼蜻蜓 設色紙本 鏡框 一九三零年作    QI BAISHI (1863-1957)
Red Knotweed Blossoms and Dragonfly  Цветущий красный перец и стрекоза
Исполнено в 1930 году
Scroll, mounted and framed, ink and colour on paper  - Свиток в рамке, чёрная и цветная тушь на бумаге . 29.3 x 34.4 см
О творчестве великого китайского художника :

Ци Бай-ши (1862-1957)

 

Спор продолжался столетие

У каждого творения искусства — своя судьба. Одни принимают безоговорочно, вокруг других кипят страсти, споры, порой затягиваясь на столетие. Так было и с рембрандтовской «Данаей» — шедевром, счастливым обладателем которого является Эрмитаж.

Казалось бы. картина написана на известный сюжет: воссоздан миф о Данае, к которой Юпитер спускается в виде золотого дождя. Но на полотне нет дождя. Искусствоведы недоумевали: что же, собственно, изобразил художник? И молодую женщину, запечатленную на картине, они называли Вирсавией, Да-лилой, даже Мессалиной. Еше парадокс. Принято считать, что дата создания «Данаи» — 1636 год. Но так ли это? Откуда же тогда теплый золотистый колорит на полотне, столь не свойственный искусству Рембрандта той поры?

Проблемы не из легких. Они привлекли внимание и Юрия Ивановича Кузнецова. Уже не первый год занимается он, старший научный сотрудник Эрмитажа, изу,-чением творчества Рембрандта, историей же «Данаи» — в особенности.

Долгие часы проведены перед картиной в эрмитажном зале, где висит полотно. Потом — в лаборатории, где ее пронизывали лучами — рентгеновскими, инфракрасными, ультрафиолетовыми. Снова и снова вникал исследователь в сочинения биографов Рембрандта, в новые материалы, опубликованные за последнее время в Голландии.

Я давно уже слышала об этих поисках. И, несмотря на журналистскую нетерпеливость, долго ждала их завершения. И вот наконец Юрий Иванович приглашает меня в Эрмитаж на свидание с творениями Рембрандта. В зале чего-то словно не хватает. Конечно! Нет здесь полотна «Жертвоприношение Авраама». Оно гостит сейчас в Голландии на юбилейной выставке произведений гениального художника. Полотно это и «Даная» — погодки; недаром «Жертвоприношение» было помощником Кузнецова в прояснении некоторых загадок.

— Скажу сразу: «Даная» написана не на библейский сюжет, как это неоднократно утверждалось, — говорит Кузнецов. — Почему? Вряд ли какой-нибудь художник первой половины XVII века осмелился бы в протестантской Голландии изобразить обнаженное женское тело, используя библейскую тему. Я был убежден, что Рембрандта вдохновил сюжет мифологический. Искусствоведы оспаривали этот факт, ссылаясь на то, что в картине нет традиционного золотого дождя. А он, оказывав ется, был! Выяснилось, что Рембрандт просто «убрал» его, переписывая центр картины. Вглядитесь, остатки дождя видны и теперь — в левой стороне полотна, на занавеске. Так предстает скрытая прежде (и важнейшая!) подробность сюжета. Становится очевидным: перед нами вовсt не Далила, Венера, или кто-либо другой, как предполагали, а Даная.

— Когда создана эта картина, Юрий Иванович?

— Тут был еще один камень преткновения. Уже давно я внутренне решил, что «Даная» написана не в 1636. И это подтверждало даже обычное, визуальное сравнение с другими рембрандтовскими полотнами тех лет. «Даная», несомненно, выделялась среди них особым, своим «характером». Но есть и сходство. С «Жертвоприношением Авраама», например. Оба полотна большие, крупнофигурные, на отдельных участках картин общность и в живописной манере. Но только на отдельных! А центр полотна «Данаи» поражает теплыми тонами, струящимся золотистым светом. Ничего подобного в других работах того времени у этого художника нет.

— Получается, что «Даная» создавалась дважды?

— Да!
Мой собеседник показызает на картину, перед которой мы остановились. Посмотрите, правая рука и плечо Данаи, видимые на полотне сейчас, выглядели иначе в первом варианте произведения, который открыли нам лучи Рентгена и другие исследования. Тогда же на бедра Данаи Рембрандт «накинул» легкую белую драпировку. Иными были прическа и черты лица молодой женщины. Она быда скорее курносой и круглолицей походила на Саскию — жену Рембрандта. Шею и уши ее украшали бусы и серьги: драгоценности находились и на столике у изголовья постели. Присмотритесь и вы увидите уцелевший кусочек одной жемчужной нити. Это всё, что осталось от первого варианта.

«Мог ли Рембрандт отказаться от этих аксессуаров в 1636 году, когда он был еще склонен к театральным эффектам, декоративности?» — не раз спрашивал себя Кузнецов. Не мог! Вывод: окончательный вариант картины родился по крайней  мере десятилетием позже, когда художник уже стремился к глубокому раскрытию духовного мира человека. Изменения коснулись не только композиции картины, но и всей манеры письма, цветовой гаммы. В центре полотна появились киноварные красные тона, излучающие тепло. И перед Кузнецовым встала проблема, не существовавшая для других ученых, считавших, начиная с прошлого века, что на полотне изображена Саския — жена Рембрандта. Нёт, это не Саския! Жена Рембрандта умерла в 1642 году; в завершенном же виде картина «увидела свет», как установлено сейчас, несколько лет спустя, в 1646—1647 годах.

— Но кто же послужил моделью?

— Одно время я склонялся к мысли, что это верная подруга Рембрандта — Хендрикье Стоффельс. Помните, я говорил и вам? Потом задумался: ведь Хендрикье пришла в дом Рембрандта в 1649 году, а картина родилась двумя-тремя годами раньше.

В конце концов Ю. И. Кузнецову пришлось опровергать самого себя. Не Хендрикье, нет! Кто же? Уж не Гертье ли Диркс? Она стала нянькой сына Рембрандта — Титуса, когда Саския уже умерла. Рембрандт был увлечен этой женщиной, которую биографы художника позже называли авантюристкой. В архивах Голландии недавно обнаружены новые данные об этой любви, завершившейся драматически.

Быть может. Гертье и вдохновила Рембрандта. А когда он заново начал писать Данаю? Зарубежные искусствоведы «увидели» её за последние годы в произведения «Девушка в дверях дома» и «Девушка в окне», созданных знаменитым мастером кисти в 1640-х годах.

Снова — напряженный поиск, придирчивые сравнения, изучение документов. Образом Гертье, установил Ю. Кузнецов, навеяна и картина «Женщина в постели". А её героиня своим обликом очень близка к Данае.
Женщина в постели. Эдинбургский музей
— И картина «Женщина в постели», и ленинградская «Даная» во многом родственны. — заключает мой собеседник. Искуствовед считает. что Гертьё Диркс позировала Рембрандту, когда он вновь (случай для него редчайший!) переписывал свое произведение.

...Так прошло передо мною в эрмитажном зале переплетение людских судеб, которые навсегда связаны с этим шедевром и с самим творцом картины.

Только что Ю. И. Кузнецов возвратился с юбилейных рембрандтовских торжеств, проходивших в Амстердаме. Открытия советского исследователя, положившие конец столетнему спору, вызвали живейший интерес участников международного симпозиума в Голландии.

Т. ЛАЗАРЕВА

Статья опубликована в газете "Вечерний Ленинград" № 229, вторник 30 сентября 1969 года.

См. также:

СУДЬБА «Д А Н А И» - специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь» М. ПИНЧУК о ходе реставрационных работ после повреждения картины Рембрандта литовским вандалом