воскресенье, 26 марта 2017 г.

Рафаэль - Автопортрет

Рафаэль Санти. Автопортрет. Дерево (тополь), масло. 47,3 х 34,8 см. Галереи Уффици, Флоренция
Раймондо Сасси. Из аннотации к картине:
В 1631 году картина упоминается в числе имущества, входящего в наследство Виттории делла Ровере, жены Фердинанда II Медичи, как «собственноручный портрет Рафаэля». Из тех же документов явствует, что небольшая дощечка с автопортретом прибыла во Флоренцию из Ур-бино. Более тщательные изыскания, проведённые в 1983 году в ходе реставрационных работ, подтвердили авторство Рафаэля несмотря на то, что ранее на этот счет высказывались сомнения. Таким образом, картина может считаться не только самым ранним изображением, позволяющим судить о внешности художника, приложившего немало усилий к мифологизации своего образа... но и показывает, как с ранних лет, ещё до того, как покинуть родные места, мастер сознательно использовал художественные средства для шлифовки собственного облика. Действительно, происхождение картины и её датировка приблизительно 1505 годом с которой в основном согласны авторы позднейших исследований, позволяют предположить, что произведение создавалось в Урбино. Однако следует учитывать, что, будучи в эти годы ещё тесно связан с Урбино, Рафаэль уже совершил первую поездку во Флоренцию, где не только видел работы основных своих соперников, Леонардо и Микеланджело, но и наверняка смог оценить их особую харизматичность. Эти две выдающиеся личности являли собой в то время, каждый в соответствии со своим характером и наклонностями, наиболее полное воплощение новой роли художника в обществе, послужив молодому Рафаэлю наглядным примером.

суббота, 25 марта 2017 г.

Александр Максович Шилов (1943 г.р.) - Портрет Народного артиста СССР Евгения Райкова

Александр Максович Шилов (1943 г.р.).  Портрет Народного артиста СССР Евгения Тихоновича Райкова (25.03.1937 г. - 11.06.2010 г.) в роли Ноздрёва. Исполнено в 1983 г.

пятница, 24 марта 2017 г.

Франческо Солимена (1657-1747) - «Адам и Ева в Эдемском саду»

Francesco Solimena (Canale di Serino 1657-1747 Barra). Adam and Eve in the Garden of Eden - Франческо Солимена (Канале-ди-Серино, 1657-1747 годы Барры). Адам и Ева в Эдемском саду 

четверг, 23 марта 2017 г.

Орацио Джентилески (1563-1639) - «Нахождение Моисея»

Орацио Джентилески (1563-1639). Нахождение Моисея. Исполнено около 1633 г. Холст, масло. 243х281 см. Музей Прадо, Мадрид (из коллекции Филиппа II)
Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Музей Прадо. Мадрид»:
Великолепная картина, написанная художником уже в семидесятилетием возрасте, была отправлена из Лондона и вручена королю Испании Филиппу IV в 1633 году. Во время пребывания в Лондоне пизанский художник постоянно стилистически совершенствовался. Сначала в Риме с помощью простых, ярких и искренних живописных приемов Караваджо. Затем художник достиг творческой зрелости в Турине при дворе герцогов Савойских, потом - в Генуе, и, наконец, - в Париже при дворе Марии Медичи. В Лондоне, конечно, старый художник имел под рукой коллек- цию блестящих образцов живописи, присланных ко двору Ван Дейком, который сам переехал в английскую столицу в 1632 году. Стиль позднего Джентилески показывает внимательное соблюдение истины, до которой художник докапывается с помощью навыков рисования, полученных в тосканской школе. Он делает это со вкусом к изяществу и роскоши обстановки. Исключительной по красоте является игра света на различных типах тканей и сочетание их изысканных цветов, преимущественно светлых, в частности, серебристых, золотистых, розовых.
Даниэла Тарабра
Анатомическая достоверность и внимание к световым рефлексам являются наиболее убедительными чертами позднего стиля Джентилески

См. также:

Орацио Джентилески (1563-1639)

среда, 22 марта 2017 г.

Винсент Ван Гог - «Церковь в Овер-сюр-Уаз»

Винсент Ван Гог (1853-1890). Церковь в Овер-сюр-Уаз. Исполнено в 1890 г. Холст, масло 94 х 74,5 см Музей Орсе, Париж (приобретено с помощью доктора Поля Гаше и анонимного канадского дарителя в 1951 году).
Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Ван Гог написал эту картину в Овер-сюр-Уаз, селении, облюбованном еще импрессионистами и Полем Сезанном, куда он отправился, чтобы встретиться по предложению своего брата Тео с доктором Гаше. Ван Гог останется в Овере с 21 мая 1890 года до самой своей смерти, случившейся по причине самоубийства 29 июля того же года. За этот довольно короткий период времени Ван Гогу удается создать семьдесят картин и множество рисунков. Но. толь ко одна из этих картин посвящена церкви Овера, внушительному зданию XIII века. Чтобы понять новизну и оригинальность стиля Ван Гога, достаточно сравнить этот зрительный образ, вылепленный красками, с Руанскими соборами, написанными Моне несколько лет спустя. Хотя серия Моне имеет более позднюю датировку, при сравнении очевидна вся новизна Ван Гога, который не стремится передать на холсте реальность, или зрительное впечатление от реальности, но пытается выразить состояние собственной души по отношению к сюжету. Оставаясь узнаваемой, церковь полностью изменена инстинктивными движениями кисти Ван Гога в идеальном синтезе действительности и воображения, внешне го и внутреннего миров.
Ван Гог пишет материальными ударами кисти, плотными и вихреобразными. Цвета выбраны инстинктивно и сопоставлены, с превосходным результатом, в соответствии с законами, которых Ван Гог не учил, но применяет в совершенстве, спонтанно, следуя своей интуиции.
Симона Бартолена

вторник, 21 марта 2017 г.

Александр Максович Шилов (1943 г.р.) - Портрет хирурга В.Д. Фёдорова

Александр Максович Шилов (1943 г.р.). Портрет хирурга Владимира Дмитриевича Фёдорова (21.03.1933 г. - 17.09.2010 г.). Исполнено в 1986 г.

понедельник, 20 марта 2017 г.

Говард Чендлер Кристи (1873 - 1952) - «Нудисты на пляже»

Howard Chandler Christy (AMERICAN, 1873 - 1952). NUDES AT THE BEACH. 1930 - американский художник Говард Чендлер Кристи (1873 - 1952). Нудисты на пляже. Исполнено в 1930 году 
Странно, почему-то художник увидел на нудистском пляже только красивых и стройных девушек. Прямо соцреализм какой-то. 

воскресенье, 19 марта 2017 г.

Рафаэль - Портреты супругов Дони

Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. Исполнен в 1505-1506 гг. Доска, темпера 65 х 47,7 см. Приобретено Леопольдом II Лотарингским в 1826 г. для Палаццо Питти. Флоренция

Из альманаха «Великие музеи мира» №24 «Палаццо Питти. Флоренция»:
Портреты Аньоло Дони и его жены Маддалены (дочери Джованни Строцци) были заказаны юному Рафаэлю, недавно поселившемуся во Флоренции, куда он прибыл с рекомендательным письмом к гонфалоньеру Республики, вскоре после бракосочетания этой пары, состоявшегося в январе 1504 году. Портрет Маддалены был первоначально задуман в интерьере. В последний момент Рафаэль поместил пару на фоне ландшафта, придав портретам значение диптиха. Обе фигуры четко выделяются на фоне неба, с бегущими по нему легкими облаками, в соответствии с композиционной структурой северной традиции, широко распространенной в центральной Италии с 70-х годов XV века, которой художник учился у своего отца, а затем у Перуджино. По-северному аккуратна ювелирная точность прописанных тонкими мазками кисти кружев, ювелирных изделий, деталей причесок, что, однако, не отвлекает от интересных человеческих качеств пары и ее душевного состояния. Должно быть, именно эта чувствительность проницательного взгляда художника принесла такую славу двум портретам - единственным среди многих, написанных во Флоренции для частных лиц, чьи имена хранятся со времен Вазари. Украшение на шее Маддалены то же, что и у ее бабушки на фресках Гирландайо в апсиде флорентийской базилики Санта Мария Новелла.
Сильвестра Биентолетти
 На обратной стороне досок изображены, соответственно, Всемирный потоп и история Девкалиона и Пирры, взятая из «Метаморфоз» Овидия - монохромные композиции мастера Серумидо, друга и сподвижника Рафаэля.
Рафаэль. Портрет Маддалены Дони. Исполнен в 1505-1506 гг. Доска, темпера. 65 х 45,8 см Приобретено Леопольдом II Лотарингским в 1826 г. для Палаццо Питти. Флоренция
Стройное дерево с прозрачной кроной - типичный элемент манеры Перуджино, учителя художника.