Портрет писателя В.М. Гаршина (?) (1855-1888). Картон, масло. 23х21. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на Литовской границе. 1862 г. На сюжет трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов". Всесоюзный музей А.С. Пушкина АН СССР (Ленинград).
За эту картину Мясоедов получил большую золотую медаль (1862) и был направлен за границу, где провёл шесть лет в качестве степендиата Академии.Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. 1973 г. Государственная Третьяковская галерея. |
Потомки достойно оценили демократические взгляды передвижников. Однако объективность требует отметить, что их взглядам была свойственна и определенная историческая ограниченность. Выражая идеалы крестьянской демократии, передвижники вместе с тем разделяли и некоторые ошибочные представления, характерные для русского патриархального крестьянства.
Например, передвижники 1870-х годов отчасти находились в плену иллюзий в понимании роли «царя-батюшки», как верховного руководителя страны. Однако эти иллюзии не нашли отражения в картине Григория Григорьевича Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», экспонированной на третьей передвижной выставке. Произведение получило в свое время очень высокую оценку критики. В. В. Стасов отнес его в известном сочинении «Искусство XIX века» к числу наиболее выдающихся из созданных на протяжении целого столетия. Единодушные похвалы раздавались даже со стороны представителей официального направления в искусстве.
Анализ картины не дает нам право считать, что ее автор имел верноподданическое отношение к «царской милости». Правда жизни проложила и здесь себе дорогу: не случайно в композицию группы оказался включенным крестьянин, на лице которого отражается прямое недовольство манифестом. «Спорщик на миру, скептик и протестант по нутру», - сказал о нем сам Мясоедов.
Г. Г. Мясоедов (1835—1911) Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. 1873 г. Холст, масло. 138,2X209 см Государственная Третьяковская галерея 42.
Из подборки «Художники-передвижники». Выпуск III
Косцы. 1887 г. Холст. Масло. 179х275. Государственный Русский музей. |
Г. Г. Мясоедов был одним из главных инициаторов и организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. В продолжение всей своей жизни он оставался в числе наиболее активных деятелей передвижничества. И в своем искусстве он всегда был верен идеалам, выдвинутым в 1871 году. Показанная на Второй передвижной выставке его картина «Земство обедает» (ГТГ) более других последовательно и глубоко выражала главные черты нового этапа в развитии русской бытовой живописи. В определенном смысле она стала как бы творческим манифестом передвижничества. Оставляя характерную для шестидесятников задачу обличения по-прежнему важнейшей задачей искусства, Мясоедов находил новые, более тонкие художественные средства ее решения, чем это было в предшествующем десятилетии. Важной целью творчества становилось уже создание положительных образов. Чаще всего это были люди
Поздравление молодых в доме помещика. Эскиз. 1860 г. Холст, масло. 36х43,5 см. Государственная Третьяковская галерея
Земство обедает. 1872 г. Холст, масло. 74х125 см. Государственная Третьяковская галерея |
На первый взгляд картина казалась исполненной на тему, поднятую Н. А. Некрасовым в стихотворении «У парадного подъезда».
Однако особая острота положения заключалась в том, что изображены здесь не ходатаи-крестьяне, а члены той же уездной земской управы — мужицкие депутаты, ожидающие, когда «господа-земцы откушают».
Произведение критиковало лицемерие земской реформы 1864 года, учредившей на местах органы самоуправления, в которых якобы на равных правах участвовали представители крестьян и дворян. Формальное равенство крестьян и помещиков художник жизненно и убедительно разоблачает в своей картине.
Крестьяне, удаленные на обеденное время из помещения управы, доедают свою скудную пищу. Молодой мужик в красной рубахе пытается сном заглушить чувство голода. А помещики, хотя их в картине не видно, запивают вином обильный обед, о чем свидетельствует батарея бутылок на подоконнике открытого окна.
Картина Мясоедова исчерпывающе раскрывала продолжающееся сохранение социального неравенства в пореформенной России. Она осталась наиболее значительным из обличительных произведений живописи передвижников 1870-х годов»
Комментариев нет:
Отправить комментарий