пятница, 7 марта 2008 г.

Алексей Кондратьевич Саврасов (продолжение)

Закат над болотом. 1871 г. Масло, холст. 88х139,5 см. Государственный Русский музей
А.К. Саврасов был выдающимся представителем русской пейзажной живописи и одним из основоположников реалистического пейзажа второй половины XIX века. Творчество Саврасова во многом определило основные пути развития этого жанра. По словам его ученика И. И. Левитана, Саврасов «создал русский пейзаж, и эта его заслуга никогда не будет забыта». Картина «Закат над болотом» написана Саврасовым в тот счастливый для художника и для русского искусства год, когда им было создано замечательное полотно «Грачи прилетели», послужившее истинным украшением Первой передвижной выставки. Талант мастера достиг тогда высшей точки своего развития. Понимание и ощущение им жизни природы стало особенно глубоким и проникновенным. В самом непритязательном мотиве он умел открыть высокую поэзию и донести ее до зрителя в тонких художественных образах. Поздние сумерки ненастного дня спустились над залитой водой болотистой равниной. Осень. На переднем плане видны побуревшие травы. Закат тревожен, и последний блеск заходящего солнца вот-вот погаснет за набегающими низкими облаками. Но отсветы зари пока еще отражаются в заводях, а небо полно трепетного света. И как бы ни была тревожна и уныла эта бедная природа, она остается прекрасной. А человек, открывающий навстречу ей свою душу, должен увидеть, постигнуть изменчивую и вечную ее красоту, заложенный в ней глубокий смысл, наполнить все свое существо переживанием встречи лицом к лицу с природой родной земли. Чтобы передать все эти чувства зрителю, художнику не нужно никаких эффектов, ничего не надо приукрашивать. Надо только душевно и просто написать все так, как оно там есть. И зритель понимает чувство художника, сам приобщаясь к великому таинству единения с природой. Таково одно из интереснейших произведений Саврасова «Закат над болотом».
Вид на московский Кремль. Весна. 1873 г. Масло, холст. 46х36,5. Государственный Русский музей
Первая половина семидесятых годов была для Саврасова периодом высшего расцвета его творчества. На подъеме находилось тогда и передвижничество, одним из зачинателей которого был Саврасов. В 1873 году Саврасовым было создано одно из наиболее известных его полотен «Проселок». В том же году написана и небольшая, удивительно светлая картина «Вид на Московский Кремль. Весна», которая по своему живописному и поэтическому строю более нечто сближается со знаменитой «Грачи прилетели». Представлен городской пейзаж, центр Москвы. Однако здесь художник не показывает ничего величественного и почти ничего типично городского, скорее он открывает черты наиболее дорогой ему сельской природы России. Идет весенний лед на Москве-реке. Невдалеке, за Каменным мостом поднимаются светлые здания, башни и храмы Кремля. А здесь, на первом плане, — заборчик, ограждающий какие-то задворки, покрытый прошлогодней травой бережок, кустики, спокойно плывущие по реке льдины. Совсем как где-нибудь в деревне. Для старой Москвы такие сочетания были типичны, и мастер хорошо уловил эту особенность своего родного города. Пейзаж, как обычно у Саврасова, поэтичен, живопись его легка и нежна. Тончайшими оттенками светлых тонов пере­дан мягкий, приглушенный снег апрельского солнца. Панорама Кремля естественно вписывается в строй картины. Купола и башни возвышаются своей гордой, величавой красотой, внося в общее звучание картины торжественность и значительность. Село Болгары. 1872-1874 гг. Масло, холст. Государственный Русский музей


Просека в сосновом бору. 1883 г.Масло, холст. Государственный Русский музей
Радуга. Масло, холст. 45х56,5 см. Государственный Русский музей
Почти все творчество крупнейшего русского пейзажиста А. К. Саврасова было посвящено поэтизации русской сельской природы. Эта задача лежит и в основе содержания тонкой, удивительно свежей картины «Радуга». Небольшая бедная деревенька над зеленым косогором здесь — неотъемлемая часть пейзажного образа. Глубокая внутренняя связь жизни природы и человека выражена в картине особенно ясно и убедительно. Зеленые откосы, ольховые и ракитовые кусты трудно представить себе без изб, банек, глинистых тропинок, без идущей от реки крестьянки с коромыслом, без всех признаков повседневной деятельности человека, которая естественно и просто как бы сливается с жизнью рек, лесов и лугов. Образ природы — ясен и свеж. Ярко светится только что омытая ливнем зелень, прозрачен воздух. И хотя на горизонте, над деревней еще клубятся тучи, на них уже вспыхнула веселая радуга, написанная Саврасовым так чисто и прозрачно, как ни у кого из художников, бравшихся прежде за подобный сюжет. Радуга кажется будто сотканной из самого света, и поэтому она так легко вознеслась над миром. Наиболее полно выражая собой состояние природы после ливня, радуга в то же время олицетворяет светлые чувства внимающего природе человека.
Ранняя весна. Половодье. 1868 г. Масло, холст.66,5х97,5 см. Государственный Русский музей
В лесу. ( на первой передвижной выставке картина была экспонирована под названием "Дорога в лесу"). Масло, холст. 138,5х110 см. Государственный Русский музей
Эстетствующая критика, боровшаяся против передвижников на рубеже XIX— XX веков, сумела посеять ложное убеждение, что якобы этот художник вошел в историю русского изобразительного искусства, как «мастер одной картины* («Грачи прилетели»). Между тем, живописец создал обширный цикл полотен, посвященных национальному пейзажу. Саврасов приобрел известность задолго до написания прославленных «Грачей». В 1854 году он получил звание академика. Тогда же его пригласили преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и именно ему довелось сделаться первым учителем таких пейзажистов, как Л.Л.Каменев, И. И. Левитан, С. И. Светославский и К. А. Коровин. Квартира мастера служила в 1860-х годах одним из культурных очагов, где собирались В. Г. Перов, В. В. Пукирев, П. М. Третьяков и другие. 
Живописец выступил в роли члена-учредителя Товарищества. На первую передвижную выставку он представил четыре полотна. Одно из них — «Дорога в лесу». Художник обнаруживает в нем стремление прославить красоту русской природы, как важный фактор развития национального самосознания. Произведение словно зовет зрителя полюбоваться стройной грациозностью русских сосен, как бы вдохнуть освежающий аромат русского бора. Полотно задумано и осуществлено в лирическом плане. Художник не развивает рассказа о мощи и красоте деревьев, он стремится раскрыть те теплые, сердечные чувства, которые вызывает у каждого русского человека, его интимное общение с родной природой.

Ранняя весна. (Один из вариантов картины "Грачи прилетели"). Масло, холст. Государственный художественный музей Белорусской ССР. Минск.
Зимняя дорога. 1870-е гг. Масло, холст. 47,5х71 см. Государственный художественный музей Белорусской ССР. Минск.
Закат. 1862 г. Масло, холст. 58,5х81 см. Государственный художественный музей Белорусской ССР. Минск.

Комментариев нет: