Прянишников, Илларион Михайлович (1840-1894) - живописец- жанрист и пейзажист. Был одним из членов-учредителей товарищества передвижников, на выставках которого его произведения экспонировались с 1871-го по 1895-й год.
В своём творчестве развивал традицию реалистического бытового жанра, проникнутого критической тенденцией ("Шутники", "Порожняки" и др.). Обращался также к исторической тематике ("Эпизод из войны 1812-го года").
Учился в Московском училище живописи и ваяния с 1856 по 1866 г. В 1866-м году получил от Академии художеств звание классного живописца 3-й степени. В 1870 -м году - звание художника 1-го степени . С 1873 г. - преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1893 г. действительный член Академии художеств.В ожидании шафера. 1891 г. Серпуховский историко-художественный музей
Швея. 1869 г. Государственный Русский музейВ своём творчестве развивал традицию реалистического бытового жанра, проникнутого критической тенденцией ("Шутники", "Порожняки" и др.). Обращался также к исторической тематике ("Эпизод из войны 1812-го года").
Учился в Московском училище живописи и ваяния с 1856 по 1866 г. В 1866-м году получил от Академии художеств звание классного живописца 3-й степени. В 1870 -м году - звание художника 1-го степени . С 1873 г. - преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1893 г. действительный член Академии художеств.В ожидании шафера. 1891 г. Серпуховский историко-художественный музей
"Жестокие романсы". 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
В мастерской художника. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея
Церковный староста. 1885 г. Холст, масло. 31,5х51 см. Государственная Третьяковская галерея
Картина Иллариона Михайловича Прянишникова «Церковный староста», показанная на XIII передвижной выставке, вызвала высокую оценку и прогрессивной критики и членов Товарищества, в частности И. Н. Крамского, отметившего именно на примере этого произведения, что в целом «передвижническая школа ушла вперед». Действительно, передвижники успешно избавлялись от гротескного прямолинейного преувеличения в характеристике отрицательного персонажа, ни в малой степени не притупляя и не умаляя самого мотива обличения. Несколько человек гуськом, друг за другом, движутся по церкви, собирая «дань» с прихожан. Их ведет за собою церковный староста из купцов — представительный, по-своему
даже красивый мужчина, привыкший считать себя всюду — даже в «божьем храме» — полновластным хозяином. За ним шествует «след в след» дьячок, тайные склонности которого сразу выдает сине-багровый нос. Зритель явственно ощущает, что перед ним, так сказать, «одним миром мазаная» компания вымогателей, спекулирующих на религиозных чувствах верующих.
Произведение «Порожняки»» показанное художником на первой передвижной выставке, посвящалось сложившейся в 1860-х годах разночинной интеллигенции. Порожняком по обратному пути из города через заснеженную безлюдную равнину движется обоз. К возчикам напросился семинарист, в жажде знаний в свое время вырвавшийся из деревни и сейчас решивший навестить в праздники близких и родных.
В рецензии на выставку М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «...вы видите семинариста в пальто, не имеющем ничего общего с теплой одеждой, который, скорчившись в санишках, очевидно томится одним вопросом: доедет ли он или замерзнет по дороге? Вы видите все это, и, так как сцена застает вас не врасплох, то имеете полную возможность вникнуть в ту сокровенную сущность, которая дотоле убегала от вас...» Добиться этой «сокровенной сущности» живописец смог только потому, что сам прошел в тяготении к знаниям тот же путь, что и герой картины. Трудно, например, сказать, удалось бы ему окончить московское Училище, если бы его вместе с В. Г. Перовым не приютил у себя сердобольный преподаватель Е. Я. Васильев, пожалевший учеников, лишенных крова в чужой для них купеческой Москве. Молодой художник испытал тогда и голод и холод, согреваясь с Перовым общей единственной шубой. Произведение «Порожняки» воспринимается как страница биографии многих разночинцев, в том числе и самих художников-передвижников.
У кибитки. 1887 г. Государственный Русский музей
Чтение письма в овощной лавке. 1864 г. Государственная Третьяковская галерея
Литография к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть"
Комментариев нет:
Отправить комментарий