Прянишников, Илларион Михайлович (1840-1894) - живописец- жанрист и пейзажист. Был одним из членов-учредителей товарищества передвижников, на выставках которого его произведения экспонировались с 1871-го по 1895-й год.
В своём творчестве развивал традицию реалистического бытового жанра, проникнутого критической тенденцией ("Шутники", "Порожняки" и др.). Обращался также к исторической тематике ("Эпизод из войны 1812-го года").
Учился в Московском училище живописи и ваяния с 1856 по 1866 г. В 1866-м году получил от Академии художеств звание классного живописца 3-й степени. В 1870 -м году - звание художника 1-го степени . С 1873 г. - преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1893 г. действительный член Академии художеств.
В ожидании шафера. 1891 г. Серпуховский историко-художественный музей
В своём творчестве развивал традицию реалистического бытового жанра, проникнутого критической тенденцией ("Шутники", "Порожняки" и др.). Обращался также к исторической тематике ("Эпизод из войны 1812-го года").
Учился в Московском училище живописи и ваяния с 1856 по 1866 г. В 1866-м году получил от Академии художеств звание классного живописца 3-й степени. В 1870 -м году - звание художника 1-го степени . С 1873 г. - преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1893 г. действительный член Академии художеств.





Картина Иллариона Михайловича Прянишникова «Церковный староста», показанная на XIII передвижной выставке, вызвала высокую оценку и прогрессивной критики и членов Товарищества, в частности И. Н. Крамского, отметившего именно на примере этого произведения, что в целом «передвижническая школа ушла вперед». Действительно, передвижники успешно избавлялись от гротескного прямолинейного преувеличения в характеристике отрицательного персонажа, ни в малой степени не притупляя и не умаляя самого мотива обличения. Несколько человек гуськом, друг за другом, движутся по церкви, собирая «дань» с прихожан. Их ведет за собою церковный староста из купцов — представительный, по-своему
даже красивый мужчина, привыкший считать себя всюду — даже в «божьем храме» — полновластным хозяином. За ним шествует «след в след» дьячок, тайные склонности которого сразу выдает сине-багровый нос. Зритель явственно ощущает, что перед ним, так сказать, «одним миром мазаная» компания вымогателей, спекулирующих на религиозных чувствах верующих.

Произведение «Порожняки»» показанное художником на первой передвижной выставке, посвящалось сложившейся в 1860-х годах разночинной интеллигенции. Порожняком по обратному пути из города через заснеженную безлюдную равнину движется обоз. К возчикам напросился семинарист, в жажде знаний в свое время вырвавшийся из деревни и сейчас решивший навестить в праздники близких и родных.
В рецензии на выставку М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «...вы видите семинариста в пальто, не имеющем ничего общего с теплой одеждой, который, скорчившись в санишках, очевидно томится одним вопросом: доедет ли он или замерзнет по дороге? Вы видите все это, и, так как сцена застает вас не врасплох, то имеете полную возможность вникнуть в ту сокровенную сущность, которая дотоле убегала от вас...» Добиться этой «сокровенной сущности» живописец смог только потому, что сам прошел в тяготении к знаниям тот же путь, что и герой картины. Трудно, например, сказать, удалось бы ему окончить московское Училище, если бы его вместе с В. Г. Перовым не приютил у себя сердобольный преподаватель Е. Я. Васильев, пожалевший учеников, лишенных крова в чужой для них купеческой Москве. Молодой художник испытал тогда и голод и холод, согреваясь с Перовым общей единственной шубой. Произведение «Порожняки» воспринимается как страница биографии многих разночинцев, в том числе и самих художников-передвижников.



Комментариев нет:
Отправить комментарий