«Советский художник» Москва. 1907 9 652. Ц. 3 к.
Все персонажи картины объединены между собой благодаря сосредоточенному молчаливому духовному общению, что выражено во взглядах, жестах, душевном состоянии. Они представляют собой разные возрастные ступени человеческой жизни и соответственно этому характеризуются художником. Наивность и искренность детства воплощены в образе Христа, тогда как рыцарственной доблестью юности отмечен образ св. Георгия. Лица трактованы в свойственной ван Эйку типизирующей манере, за исключением замечательного по силе выразительности портрета каноника ван дер Пале. Старый священник молится перед троном, тяжело опустившись на колени, и держит в руках молитвенник. Ослепительно-белый стихарь выделяет его в картине и невольно приковывает к себе внимание, делая его главным героем. И действительно, его образ — наиболее сильная часть произведения. Его глаза направлены к Мадонне, но вместе с тем взгляд как бы обращен внутрь, свидетельствуя о сложном внутреннем мире, об огромном духовном опыте. Большой широкий морщинистый лоб, строго сжатые губы, взлет бровей, слегка сдвинутых на переносье, придают особую содержательность взгляду, говоря о высоком интеллекте и суровой воле, присущей этому человеку. Одновременно ван Эйк подчеркивает до мельчайших подробностей признаки старости и крайней физической дряхлости, следуя своему стремлению быть правдивым. От этого образ старика становится жизненно достоверным, не теряя за сугубо индивидуальной физической характеристикой большой человеческой значительности и, более того, своей духовной приобщенности к совершенству мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий