ПОЛОТНО РЕПИНА ПОД РЕНТГЕНОВСКИМИ ЛУЧАМИ
Многие полотна, которые хранятся в Государственной Третьяковской галерее, проходят экспертизу в научно- экспертном отделе музея, где их исследуют с помощью современной рентгеновской аппаратуры, а также инфракрасных и ультрафиолетовых излучений. Цель этой экспертизы — убедиться в подлинности картины, а также найти лучшие способы ее хранения. Подчас такие исследования приводят к интересным открытиям.
В 1874 году Илья Ефимович Репин сообщал художнику В. Д. Поленову из французского города Вёля: «Веруньку украсили маками... и она, представь себе, мне позировала в позе республиканки Первой республики».
Где же портрет дочери художника, о котором сообщается в этом письме? Был ли он уничтожен автором? Затерялся? А может быть, и вовсе не был написан?
Совершенно неожиданно этот портрет был недавно обнаружен при весьма странных обстоятельствах.
Рентгенолог Государственной Третьяковской галереи М. П. Виктурина проводила обследование известного репинского полотна — портрета его двухлетней дочери Верочки в соломенной шляпке (см. вверху). Этот портрет, написанный в 1874 году, справедливо назван академиком И. Э. Грабарем «подлинным шедевром». И вдруг на рентгенограмме под известным изображением девочки проступил другой портрет. Это и был тот самый рисунок «Веруньки в маках», о котором Репин уведомлял Поленова (фото справа внизу на цветной вкладке).
Любопытно, что при дальнейшем исследовании рентгенограммы выяснилось, что и «Верунька в маках» написана не на чистом холсте, а рядом был еще начатый мужской портрет (см. внизу).
Мы пока не знаем, кого первоначально хотел написать Репин на данном холсте. Ясно только то, что этот портрет не удовлетворил мастера, как и замысел написать дочь «в позе республиканки Первой республики».
Рентгенограмма помогла обнаружить эти исчезнувшие портреты, которые навсегда, к сожалению, останутся для иас лишь в черно-белом варианте.
Е. КОНЧИН
Из журнала "Наука и жизнь" за 1982 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий