суббота, 5 марта 2011 г.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИМЕНИ

Доктор искусствоведения И. ЛИННИК:
«Неизвестный художник...» — такое обозначение под картиной или в каталоге, очевидно, не раз приходилось встречать тем, кто внимательно знаномится с художественными музеями или коллекциями, картин, утративших имя автора, не одна сотня в Эрмитаже. Ведь с момента, когда картина покинула мастерскую художника и вступила в жизнь, прошли столетия.
За это время подпись художника, удостоверявшая авторство, могла стереться или быть стерта намеренно и заменена фальшивой. более «громкой».
Когда такая картина попадает в музей, то в первуюочередь делается все возможное, чтобы возвратить ей имя автора, или, как это называют, произвести атрибуцию.
Вот этим-то сложным, но чрезвычайно интересным и увлекательным делом я и занимаюсь все долгие годы, что работаю в Эрмитаже. С проблемами атрибуции приходится сталкиваться всем, кто хранит музейные ценности. Причем не тольно картины. Ведь атрибуция — это первое и важнейшее звено в научной обработке любого музейного экспоната.
Мне довелось установить авторство более чем двух сотен картин, в первую очередь голландских. Голландское искусство XVII столетия — моя основная специальность. Но, вероятно, самое интересное из того, что мне удалось сделать,— это опознание среди неизвестных картин в картинохранилище Эрмитажа работы Рембрандта «Поклонение волхвов».
Известно, что Рембрандт никогда не повторял своих произведений. Поэтому ногда более 50 лет назад к нам поступила картина «Поклонение волхвов», то специалисты, даже не присматриваясь к ней внимательно, сочли ее копией с картины, которая хранилась в музее шведского города Гётеборга. И вот мне удалось доказать, что наша картина — оригинал Рембрандта, а гётеборгская — копия с нее, написана учеником Рембрандта — Саломоном Конинком. 
«Поклонение волхвов» Рембрант. Эрмитаж
Было установлено авторство и другого знаменитого голландского художника XVII века Франса Хальса в картинах «Святой Матфей» и «Святой Лука» из собрания Одесского музея западного и восточного искусства, где онн числились работами неизвестного художника XIX века. Многим читателям последняя картина, вероятно, известна по фильму «Возвращение святого Луки». В основе фильма лежит подлинный факт: картина «Святой Лука» уже спустя несколько лет после моей работы над ней была действительно украдена, а затем ее обнаружили и вернули в Одесский музей.
«Евангелист Лука». Франс Хальс. Одесский музей западного и восточного искусства
Хотелось бы рассказать о сравнительно недавних находках. Французский художник начала XVII века Жак Белланж известен сейчас как автор изумительных рисунков и гравюр, хотя при жизни он был знаменит и как живописец. Судьба была немилостива к его картина— большинство из них погибло вскоре после их создания. А то немногое, что дошло до нас из его живописных произведений, казалось, не оправдывало похвал современников и никак не могло идти в сравнение с его великолепными графическими работами. 
«Евангелист Матфей». Франс Хальс. Одесский музей западного и восточного искусства
Некоторое время назад мне показали фотографию с картины «Оплакивание тела Христа» якобы испанского художника Франческо Рибальты. Картину предлагал Эрмитажу житель города Таллина. Композиция произведения, манера исполнения были точным повторением давно известного рисунка Жака Белланжа, находящегося в Музее изящных искусств в Дижоне. Ясно было и другое: дижонский рисунок был, несомненно, эскизом той картины, которую предлагали для покупки. Предстояло ответить на вопрос: является ли таллинская картина оригиналом мастера или лишь копией?
По моей просьбе картину привезли в Эрмитаж. Без подрамника, свернутая в рулон, сильно загрязненная, она выглядела малопривлекательно. И все же внимательное рассмотрение картины позволило распознать ее высокие живописные качества и установить дополнительные к дижонскому рисунку связи с творчеством Белланжа. 
«Оплакивание тела Христа» Жак Белланж. Эрмитаж
Картина была приобретена для Эрмитажа. Реставрация ее длилась долго, пока наконец трудами реставратора высшей квалификации Т. Д. Чижовой полотно совершенно преобразилось и его великолепная живопись стала очевидной. В настоящее время «Оплакивание тела Христа» Жака Белланжа украшает экспозицию французского искусства Эрмитажа.
Сотрудники Эрмитажа производят атрибуционную работу и в других художественных собраниях Советского Союза. Из моих находок подобного рода стоит упомянуть картину французского мастера XVII века Шарля Лебрена «Оплакивание» в Ташкентском музее (ранее ошибочно считалась работой Филиппа де Шампеня), картину на тот же сюжет итальянского художника Лодовико Карраччи в Вильнюсской галерее (ранее неизвестный итальянский художник), картину голландского художника XVII века Хендрика Торбрюггена «Увенчание Христа терниями» в Иркутском художественном музее (ранее неизвестный испанский художник).

НАУКА И ЖИЗНЬ 1977 г. №11


Комментариев нет: