понедельник, 9 января 2017 г.

Василий Кандинский (1866-1944) - «КОМПОЗИЦИЯ №8»

Василий Кандинский (1866-1944). КОМПОЗИЦИЯ №8. Исполнено в 1923 г. 140х201 см; масло холст. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк 
Из книги "Великие художники" Роберта Камминга:
Василий Кандинский (1866-1944) одним из первых начал создавать по-настоящему абстрактное искусство, где форма и цвет живут своей жизнью. Он родился в зажиточной семье в Москве и сначала изучал право. В 30 лет он отправился в Мюнхен учиться живописи. В 1911 г. Кандинский основал общество авангардистов "Синий всадник". С началом Первой мировой войны он вернулся в Россию и попытался управлять художественной жизнью нового государства, но его  мечты рухнули, он вернулся в Германию, где стал преподавать в "Баухаузе". Когда нацисты закрыли "баухауз", он перебрался во Францию, где продолжил развивать свой крайне индивидуальный стиль абстрактной живописи. Способный на сложные концептуальные размышления, он развивал свои идеи не только в живописи, но и на письме. Особенно его увлекала связь живописи и музыки, поскольку он был необычайно чувствителен к звуку и мог буквально "слышать" цвета - эта способность называться "синестезией".

Эту картину, написанную на пике своей карьеры, Кандинский считал одной из главных - точным выражением своей теории об эмоциональных свойствах формы. линии и цвета.
В период её завершения он преподавал в "Баухаузе" и работал над книгой "точкак и линия на плоскости", вышедшей в 1926 г.
Такая картина требует от зрителя кардинально иного подхода, чем традиционная живопись. Для начала лучше стать вблизи, чтобы цвета заполнили  всё поле зрения. Расслабление глаз и мыслей позволяет увиденному проникнуть в ту часть мозга, что реагирует на музыку. Анализ и попытки увидеть здесь дизайн разрушают весь весь эффект.

"Цвет - это клавиатура, глаза - это молоточки, а душа - пиано со множеством струн. Художник - это играющий оркестр, который касается той или иной клавиши, чтобы вызвать колебания в душе". Кандинский

О деталях картины:
Круги
В картине исследуются многие теоретические выкладки Кандинского. В 1926 г. он писал: "Угол заключает в себе нечто бездумно юношеское, кривизна - зрелую ... энергию... точка - это малый мир, со всех сторон более или менее равномерно ограждённый". 
Жёлтый. По Кандинскому жёлтый "обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа". Синий "опускается в бездонные глубины".  Голубой "развивает звук флейты".
Цвет и духовность
По Кандинскому "зелёный уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки", красный "может создавать впечатление сильного барабанного боя", а синий присутствует "в глубине органа".
Треугольники и круг
Кандинский считал, что абстракционизм может быть не менее глубоким, чем образная живопись. Он писал: "Влияние острого угла треугольника на круг даёт не меньший эффект, чем палец Бога, касающийся пальца Адама у Микеланжело".
Линии и углы
По Кандинскому, горизонтали звучат "холодно и минорно", а вертикали - "тепло и высоко". Острые углы - "теплы, остры, активны и желты", а прямые - "холодны, сдержанны и красны".

Интересно, как бы абстракционисты начала прошлого века отреагировали на абстракции нашего времени: на интернет и смартфоны, благодаря которым жизнь становится всё более и более виртуальной.  Во всяком случае британские кинематографисты уже задумались над этим и показали в сериале "Чёрное зеркало", который можно увидеть вот тут, как изменилась наша жизнь, в которой алтарь социальных сетей заменяет жертвенник. Характерной чертой данного сериала является то, что серии в нём никак не связаны между собой ни действием, ни персонажами. 

Комментариев нет: