воскресенье, 8 января 2017 г.

Рогир ван дер Вейден - «Триптих Святой голубки»

Рогир ван дер Вейден Триптих Святой голубки. Сполнен в 1455 г. Дерево, масло Центральная панель 138 х 153 см, Боковые створки 138 х 70 см.  Старая пинакотека в Мюнхене. Из коллекции Буассерье; Фонд Виттельсбахов, Мюнхен
Из сборника "Великие музеи мира" №16 "Старая пинакотека. Мюнхен": 

Эта работа - один из самых выдающихся шедевров зрелого периода творчества художника. Первоначально она находилась в небольшой капелле церкви Святой голубки в Кельне. В центре - «Поклонение волхвов», где три короля в роскошных одеяниях с пышной свитой предстают как образ аристократии и олицетворяют три возраста жизни человека: молодость, зрелость и старость. Юношу с борзой, стоящего справа, отождествляют с Карлом Смелым, ставшим впоследствии курфюрсом Бургундии. В левом углу, за спиной Иовифа, стоит безымянный заказчик с четками в руке. Сквозь аркады здания на центральную сцену поступает четкий свет, делаю- щий яркими мельчайшие детали: кубки волхвов, богатую вышивку одежд, тончайше выписанную растительность на первом плане. Боковые створки отображают, соответственно, «Благовещение» и «Принесение во храм». На левой створке Мария внимает словам ангела, держащего скипетр, знак своей божественной миссии. На правой створке Мария и Иосиф показывают Младенца первосвященнику. Ван дер Вейден, который считается одним из основателей великой фламандской школы XV века, в произведениях на религиозную тематику сумел превзойти своих учителей, Яна ван Эйка и Робера Кампена, способностью передать человеческие чувства
Сильвия Боргезе
Детали:

Фигура Марии, нежная и хрупкая, яркий пример усердия, с которым художник описывает гармонию линий и безукоризненную красоту форм. Здесь проявляется также опыт, приобретенный при феррарском и флорентийском дворах, где Ван дер Вейден научился передавать это религиозное волнение, что вызвало большой отклик в религиозных орденах большей части Европы.

Центральная сцена «Поклонения» происходит на фоне руин, которые символизируют, вероятно, храм иудеев. Как и в других картинах того периода, Рождество Христово на фоне руин обозначает конец древнего мира и зарождение на его руинах эры христианства. Распятие на центральной колонне символизирует смерть Иисуса на кресте.

Иисуса в храме принимает Симеон, благочестивый человек, которому было открыто, что перед смертью он встретит мессию. Персонажи изображены в момент глубокой взаимной сопричастности, напряженного испытания, в которое вовлечены как их тела, так и их души. Свет и чистота красок находятся в гармонии с духовной сущностью форм.

См. также:


РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (около 1400—1464)


Комментариев нет: