понедельник, 5 июня 2017 г.

Эдуард Мане - «Завтрак на траве»

Эдуард Мане. Завтрак на траве 1863 г. Холст, масло, 208 х 264 см. Музей Орсе в Париже (дар Этьена Моро-Нелатона, 1906 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
В 1863 году жюри Салона было очень суровым. Три пятых из представленных к отбору картин были отвергнуты. Император Наполеон III решил дать «отверженным» второй шанс, предоставив им возможность экспонироваться отдельно. Это событие получило название Салон Отверженных. Среди картин, выставленных в Салоне Отверженных, были работы Джеймса Макнейла Уистлера, Анри Фантен-Латура и Эдуарда Мане. Последний этим блистательным холстом шокировал общественное мнение. Переводя на современный лад «Сельский концерт» Тициана и «Суд Париса» Рафаэля, «Завтрак на траве» изображает любимую модель художника, Викторину Меран, в сопровождении второй женщины и двух мужских фигур (для одной из которых позировал брат художника, Эжен). Критики и благонамеренная публика, будучи не в состоянии понять отсылки художника и воспринять превосходное качество живописи Мане, признали сюжет аморальным и оскорбительным. Неприемлемой сцену сделала современная обстановка, недвусмысленно подчеркнутая одеждой обоих мужчин по тогдашней моде. Создавая холст, Мане не думал вызвать обрушившийся на него скандал, наоборот, совершенно не был к нему готов. Он просто хотел создать работу одновременно классическую и современную, построенную на образцах великих мастеров Чинквеченто.
Симона Бартолена

Позы персонажей взяты с гравированной копии «Суда Париса» Рафаэля. Но истинным образцом Мане были холсты великих венецианских мастеров Чинквеченто. Среди них - «Сельский Концерт» Тициана. Частый посетитель Лувра, Мане увлеченно изучал мастеров прошлого.
Эдуард Мане считал натюрморт «пробным камнем живописи», необходимым испытанием для каждого хорошего художника. Подробное изображение остатков завтрака (корзины фруктов, хлеб и бутылки), вывернутых на одежду Викторин, разбросанных в беспорядке на лугу, свидетельствует о необыкновенном мастерстве художника в этом жанре.
Женщина притягивает взгляд зрителя и, кажется, хочет бросить ему вызов. В ее решительном и спокойном взгляде нет ни малейшего признака стыда из-за наготы. Такое ее выражение, безусловно, еще увеличило скандал, возникший вокруг холста. Мало кто отметил превосходное живописное качество произведения, прекрасное свидетельство способности Мане к переводу на современную грамматику языка классиков.
З.Ы. От себя добавлю, что сейчас для того, чтобы шокировать публику от художника требуется нечто иное, хотя бы прибить свои причиндалы к мостовой или что-то в этом роде.  

Комментариев нет: