вторник, 30 октября 2007 г.

Александр Андреевич Иванов - Явление Христа народу

Идея картины «Явление Христа народу» пришла к Александру Иванову во время учебы в Италии. Он задумал изобразить появление Иисуса Христа в тот момент, когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения в реке Иордан. Работа над картиной длилась более четверти века, и только в 1858 году Иванов решился отправить ее в Санкт-Петербург. «Явление Христа народу» была встречено разноречивыми суждениями, в печати высказывались взаимоисключающие мнения. Внезапная смерть художника прекратила толки. Полотно было приобретено в 1858 году императором Александром II и подарено Московскому Публичному Румянцевскому музею, а с 1930-х годов картина принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Третьяковка и Русский музей разделили все наследие Иванова. В Русский музей были переданы на хранение около 100 произведений графики и акварели, а также 99 произведений живописи, в том числе наиболее близкий к натуре большой эскиз «Явления Мессии» из собраний К. Солдатенкова и М. Боткина, в доме которого художник поселился по приезде в Петербург и в котором скончался 3 (15) июля 1858 года от холеры.
Явление Христа народу. (1837-57 гг.) Государственная Третьяковская галерея
Семь мальчиков. Этюд к картине "Явление Христа народу", Государственный Русский музей
Мужская голова. Этюд к картине. (Написано с Н.В. Гоголя). Киевский музей русского искусства
Фрагмент картины
Фрагмент картины
Фрагмент картины
Фрагмент картины
Этюд к картине
Четыре головы. Этюды к картине. Государственный Русский музей

Другие работы художника тут:

Александр Андреевич ИВАНОВ - русский художник

понедельник, 29 октября 2007 г.

БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ Витольд Каэтанович - белорусский художник-пейзажист

БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ Витольд Каэтанович (1872–1957), белорусский художник, мастер импрессионистического пейзажа в духе «Союза русских художников».
Родился в селе Крынки близ Белыничей (ныне Могилевская область, Белоруссия) 31 января (12 февраля) 1872 в семье помещика. Учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко (1885–1889) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1897) у И.М.Прянишникова, С.А.Коровина и В.Д.Поленова. Был членом "Товарищества передвижников", «Союза русских художников», «Общества имени А.И.Куинджи». В 1922 вступил в АХРР. Жил преимущественно в Москве.
Продолжил традицию импрессионистического пейзажа – лирически-эмоционального, отмеченного живой, «этюдной» легкостью красочного письма и любовью к переходным (в особенности весенним) состояниям природы (Весна, 1911; Лед прошел, 1930; Задумчивые дни осени, 1932–1942; все три работы – в Третьяковской галерее). На фоне усиливающейся официальной критики этого жанра за его «безыдейность» разработал особый тип «мемориального пейзажа», посвященного местностям, связанным с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей культуры. Среди его произведений – серии картин Ясная Поляна (1928, Музей Л.Н.Толстого, Москва) и Усадьба П.И.Чайковского в Клину (1942, Дом-музей Чайковского, Клин). Писал также в Горках Ленинских (1924 и 1945), пушкинском Михайловском (1936–1937) и сталинском Гори (1946–1947). Не раз ездил в творческие командировки с заданием запечатлеть различные «стройки коммунизма», однако привозил в основном свою природную лирику. В этом смысле, – имея в виду соотношение задания и результата, – был близок К.Г.Паустовскому.
Умер Бялыницкий-Бируля в Москве 18 июня 1957г.
Белоруссия. Вновь расцвела весна. 1947 г. Государственная Третьяковская галерея
Горки Ленинские. 1924 г. Холст, масло. 67,5х81,5. Ульяновский областной художественный музей (филиал)
Зацвела калужница. 1946. Государственная Третьяковская галерея
Рання весна. Ставропольский краевой музей
Белоруссия. Вновь расцвела весна. 1947 г. Государственный художественный музей Белорусской ССР. Минск
Лёд прошёл. 1930. Государственная Третьяковская галерея
Весна идёт. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея
Вещие воды. Холст, масло. 59х73. Государственный Русский музей
В конце зимы. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея
Лесная речка зимой. 1920. Государственный Русский музей
Осенний ветер. 1902 г. Орловская областная картинная галерея
Весенний день. 1902 г. Государственный русский музей
Вечер юного мая. 1940. Государственная Третьяковская галерея
Задумчивые дни осени. 1932-1942. Государственная Третьяковская галерея
Весна приближается. 1911 г. Московский академический театр им. А.М. Горького
Аллея в Горках. 1945 г. Центральный музей В.И. Ленина
В час тишины. 1940 г. Государственная Третьяковская галерея
Пруд в горках. 1945 г. Центральный музей В.И. Ленина

БОГАЕВСКИЙ Константин Федорович - русский художник-пейзажист

12 января 1972 года исполнилось сто лет со дня рождения Константина Федоровича Богаевского. Своеобразную роль, которую сыграл Богаевский в русском искусстве, определили не только замечательные качества его дарования — в начале века наряду с другими художниками (А. Васнецов, Н. Рерих) он возродил особый и редкий жанр — исторический пейзаж. Но в отношении художника к прошлому и в изучении им настоящей окружающей жизни никогда не было хладнокровия или кабинетной отрешенности. Названия его полотен и акварельных листов изобилуют эпитетами «героический», «романтический». Эти чувства он передал и в панорамных пейзажах Днепростроя. и в картинах бакинских нефтепромыслов. Но главным образом — в повествовании о земле Крыма, которая была основной темой его искусства и самой большой любовью всей его жизни.
Что бы ни писал Богаевский — пустынные морские берега, рыжие скифские степи, фантастические пейзажи-видения или современные рыбачьи бухты, — в монументальном стиле его работ всегда отражались стремления, ожидания и самые высокие мечты своего времени. Он может быть назван романтиком и по существу своего искусства и по тем художественным принципам, той школе, которую продолжал.
Еще в детстве его привлекали полотна И. К. Айвазовского, в которых всегда были необыкновенные состояния природы, необычное освещение и мир казался грандиозным и возвышенным. Феодосия, где родился Богаевский, была родным городом Айвазовского. Знаменитый мастер направлял его первые шаги в искусстве. Эти ранние юношеские симпатии получили дальнейшее развитие и профессиональное оформление в мастерской А. И. Куинджи в петербургской Академии художеств. Картины самого Куинджи, полные контрастов света и цвета, продолжали романтическую линию русского пейзажа, столь близкую Богаевскому. В этой мастерской молодые художники учились непосредственные впечатления от натуры подчинять лирическому философскому замыслу. Картины получались как бы сотканными из воспоминаний, из того, что хранила память и рождало воображение художника. Не случайно, что из мастерской Куинджи вышли два таких крупных мастера исторического пейзажа, как Н. К. Рерих и К. Ф. Богаевский. Подобно тому как Рерих «открывал» для живописи древнерусскую архитектуру, ее связь с родным пейзажем, Богаевский находил в мотивах Восточного Крыма свидетельства древности этой земли и прошедших по ней культур. С 1908 года он навсегда поселился в Феодосии и много раз писал эти пустынные холмы, старинные города, вереницы крепостных стен. Пейзаж он всегда связывает с историей, с мифом, с памятью о некогда живших здесь племенах и народах.
Иногда где-нибудь на равнине в лунном свете он помещал легендарных героев («Пустыня». 1903). Но чаще всего его пейзажи безлюдны. Ранние произведения художника отличаются какой-то особенной тишиной и неподвижностью. В картине «Берег моря» (1907) даже волны у прибрежных скал кажутся застылыми. В голубоватом свете мерцают уступы. Дикий, словно первозданный, пейзаж. Выросшая на холме крепость выглядит частью этой торжественной и вечной природы. Почти в каждой картине тех лет у Богаевского встречается мысль о веках, оставивших свой след на земле.
«Берег моря» - произведение, характерное для раннего творчества художника и с точки зрения техники и композиционных приемов. Тонкие деревца, обрамляющие пейзаж, подчеркивают плоскостный первый план. Приглушенный голубовато-серый тон картины, так же, как и вертикальный штриховой мазок, усиливает сходство картины со старинным гобеленом. После поездки в Италию и Грецию в 1907—1908 годах, под влиянием старых мастеров художник создает более сложные пространственные композиции. Он участвует в выставках художественных группировок: Московского товарищества художников, «Мира искусства», «Союза русских художников», «Жар-цвета»,
Революция была колоссальным событием в жизни Богаевского. Художник, прежде живший в мире идеальных мечтаний, теперь включается в работу Крымского комитета по охране памятников искусства и старины. Постепенно меняется и круг творческих интересов мастера. Эти сдвиги сначала сказались в небольших работах, особенно в графике.
Рисунок и акварель вообще занимают большое место в искусстве художника. Каждому крупному полотну обыкновенно предшествует работа с натуры. И здесь акварельная техника, которой в совершенстве владел Богаевский, была для него незаменимой. Уже на натуре он умел строить композицию, очищая пейзажный пластический мотив от всего случайного. Работая легко и быстро на листе бумаги, он зачастую добивался более убедительных результатов, чем в мастерской, месяцами стоя у полотна. В таких акварелях, как «Вечернее солнце» (1926), «Феодосия» (1930), «Мыс Меганом» (1931), мы находим свободную импровизацию излюбленных художником мотивов, но без прежней величавой холодности. Пейзаж становится более жизненным. В нем больше тепла, человеческого чувства, чем отвлеченной мысли. Гораздо сложнее, а порой и мучительнее стал теперь для Богаевского процесс создания картины.
Художнику многое пришлось пересмотреть в своем творческом методе. Большое значение он придает теперь натуре. Даже в знакомых, столько раз повторенных видах Феодосии и Генуэзской крепости начинает преобладать конкретность, точность деталей. Написанная в 1935 году «Феодосия XIV—XV веков» — это уже не пейзаж-фантазия, а почти археологически достоверное воссоздание прошлого облика города.
Он понимал, что в стилизованных формах, в панно, подобных старинным гобеленам, нельзя выразить ту динамику жизни, которую он чувствовал вокруг и хотел передать.
Сам Богаевский объясняет перемены в своем творчестве именно новизной наблюдений и впечатлений. «Меня поразил размах строительства, поразило то мастерство, с каким люди нашей страны овладевают природой, и я попробовал писать индустриальные пейзажи, так мало схожие со всем тем, что я сделал до сих пор».
Так появляются в его картинах нефтяные вышки промыслов Биби-Эйбат, бетонный остов плотины Днепрогэса, дымящие трубы промышленных районов. Но во всех поисках и изменениях художественного языка Богаевский сохранил верность главным принципам, природе своего искусства: он смотрит на мир глазами пейзажиста, для которого и новое и старое выражается только языком цвета, ритма, пространства, путем глубокого проникновения в пластическую сущность явления жизни. И еще: он всегда оставался художником-романтиком. Только восторженный и влюбленный в жизнь человек мог увидеть такое огромное сияющее небо над шумом и суматохой Днепростроя. В тяжелой и напряженной работе людей он открыл героическую красоту, и, чтобы ее выразить, ему нужны были любимые им ясные дали, мощные развороты планов.
Одновременно с увлечением новой тематикой продолжается старая линия его творчества, и в конце 30-х годов он создает «Тавроскифию» и «Киммерию» — пейзажи овеянной легендами земли, пишет старые гавани и цветущие сады.
«Вся моя жизнь художника, вся моя творческая работа была посвящена крымскому пейзажу. Сколько ни писал я картин о крымском небе, горах, море, крымская природа давала мне еще и еще новые темы для моих произведений», — говорил художник.
Его труд был высоко оценен: в 1933 году Богаевскому было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Самым большим собранием работ К. Ф. Богаевского обладают крымские картинные галереи - Феодосийская и Симферопольская. Его произведения можно видеть во всех крупнейших музеях страны. В Государственной Третьяковской галерее представлены произведения живописи и графики различных периодов творчества художника. Некоторые из работ, принадлежащих этому собранию, воспроизводятся здесь впервые.
Е. Короткевин
Пейзаж с деревьями. 1927 г. Государственная Третьяковская галерея
Пустыня. Холст, масло. 69х194. Государственная Третьяковская галерея
Берег моря. 1907 г. Холст, масло 141х156. Государственная Третьяковская галерея
Крымский пейзаж. 1930 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
Мыс Меганом. 1931 г. Бумага, акварель. 39,5х68,6. Государственная Третьяковская галерея
Первозданный пейзаж. бумага, акварель. 34,7х47,6. Государственная Третьяковская галерея
Пейзаж. Бумага, сангина. 34,1х50,3. Государственная Третьяковская галерея
Вечернее солнце. 1926. Бумага, акварель. 54,5х67. Государственная Третьяковская галерея
Днепрострой. 1930 г. Холст, масло. 75х202. Государственная Третьяковская галерея
Романтический пейзаж. 1908 г. Бумага, акварель. 26,5х35,8. Государственная Третьяковская галерея
Пейзаж. Горы. 1923. бумага, сангина. 34,1х50,3 Государственная Третьяковская галерея
Утро. Эскиз картины."Утро. Розовый гобелен". 1909. Бумага, акварель. 22х29.Государственная Третьяковская галерея

Другие работы художника:

БОГАЕВСКИЙ Константин Федорович - русский художник-пейзажист (продолжение)

воскресенье, 28 октября 2007 г.

Ираклий Тоидзе - Витязь в тигровой шкуре

ОСВОБОЖДЕНИЕ НЕСТАН-ДАРЕДЖАН
Тесной просекой средь мертвых весь прошли подземный ход,
Видят: выпустил из плена змей луну встречать восход,—
Тариэль стоит без шлема, а она—краса красот.
Обвивает шея шею, с грудью грудь—один оплот.

ТАРИЭЛЬ И ФРИДОН У МОРЯ
«Слышу крик: какой-то витязь призывал кого-то к брани,
«Проскакал он берег моря, но страдал, видать, от раны,
«Он меча держал обломок, весь в крови и весь багряный,
«Угрожал врагам он гневно, не жалея слов для брани


БИТВА ТАРИЭЛЯ С ХАТАЙЦАМИ
«Ястреб в стаю куропаток—так я вторгся в их ряды,
«Смял бойцов с конями вместе в кучу страшной высоты.
«Люди в воздухе кружились, и сверкали их пяты,
«И остались от отрядов только жалкие следы
ВСТРЕЧА ТАРИЭЛЯ С АВТАНДИЛОМ
Обменялись поцелуем, чужестранность не видна,
Сквозь разрывы роз сверкает блеск, зубов и белизна.
Оба горько зарыдали, шея с шеей сплетена,
Цвет рубинов стал янтарным, хоть и лала им цена.
ТАРИЭЛЬ, АВТАНДИЛ И ФРИДОН У КРЕПОСТИ
Десять тысяч стражи было у подземного прохода,
Львы сказали, видя крепость в лунном свете небосвода:
Будем думать, как добиться нам желанного исхода,
Сотня тысячи ценнее, все зависит от подхода».
АВТАНДИЛ В ПУТИ
Отовсюду вышли звери слушать звуки песнопенья,
Наслаждаться дивной песней над водой взнеслись каменья
И, внимая плачу, плачут, внемля в чарах удивленья.
Он в слезах поет и видит всюду слезы сожаленья.

БЕСЕДА ТАРИЭЛЯ С АВТАНДИЛОМ
«Ты послушай, и пойми ты о судьбе моей сказанья,
«Мой язык едва ль охватит все беседы и деянья;
«От затмившей мне сознанье тщетны счастья ожиданья,
«Мой удел—лишь слез потоки, бесконечные страданья
ОХОТА РОСТЕВАНА И АВТАНДИЛА
Сколько там зверей бежало, что немыслим их подсчет.
Козы, мулы и олени, туры прянули с высот.
Царь и витязь к ним рванулись,—кто ж из них краса красот?
И стрелой и луком, правят руки, чуждые невзгод!
АВТАНДИЛ В ГУЛАНШАРО
Автандил проехал море; стан его для глаз отрада.
Вдруг открылся взорам город; ширь садов—его ограда.
Разноцветное цветенье—наслаждение для взгляда,
Красоту страны той дивной описать теперь нам надо.

Другие открытки из этой серии:


Рисунки Ираклия Тоидзе к поэме Шота Руставели "Витязь в Тигровой шкуре"