суббота, 26 января 2008 г.

Кипренский Орест Адамович (1782-1836) -русский художник-портретист 19 века

Кипренский Орест Адамович - живописец и рисовальщик. По некоторым данным был внебрачным сыном бригадира А.С. Дьяконова. Учился в Академии художеств (1788-1803) у Г.И. Угрюмова и других. В 1805-1809 гг. - пенсионер за границей. С 1812 г. академик. С 1828-го жил и работал в Италии. С 1831 г. - профессор. Яркий представитель романтизма в живописи. Его портреты отмечены эмоциональностью, психологизмом и мастерством исполнения, ставящим его в один ряд с лучшими портретистами мира того времени. Круг его портретных моделей весьма широк. Это творческие натуры (к числу его шедевров относятся: "Автопортрет" , 1820, Галерея Уффици, Флоренция; Портрет В.А. Жуковского", 1816; "Портрет А.С. Пушкина", 1817, оба - в ГТГ), и участники войны 1812 года ("Портрет Е.В. Давыдова", 1809, ГРМ). Кипренский был одним из самых значительных мастеров карандашного портрета ("Портрет мецената А.Р. Томилова", 1813). Следует отметить его опыты в жанровой живописи. Кроме упомянутых, его работы имеются в Государственном литературном музее А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, музеях Владивостока, Владикавказа, Иркутска, Саратова, Таганрога, Твери, Томска, Бишкека, Риги и других.
Автопортрет. Государственная Третьяковская галерея
Портрет отца художника А.К. Швальбе. 1804 г. Государственный Русский музей
Автопортрет. Государственная Третьяковская галерея
Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчитной. Исполнено в  1809 году. Холст, масло 77х61 см.  Государственная Третьяковская галерея 
Женские образы, созданные О. А. Кипренским,— бесценная страница в истории русского искусства. Они явились откровением даже после шедевров Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Каждый из его портретов — будь то портреты Д. Н. ХВ9-стовой или Е. С. Авдулиной, С. С. Щербатовой или С. А. Голенищевой-Кутузовой — покоряет невиданной ранее степенью проникновения в душевные глубины образа, неповторимым своеобразием облика, безупречным исполнительским мастерством.
Одна из вершин среди них — «Портрет Е. П. Ростопчиной». Рядом со своим шумным, деятельным мужем, графом Ф. В. Ростопчиным, будущим незадачливым московским губернатором, коллекционером и литератором, она являла собой некую внутреннюю ему противоположность. По контрасту с изображением Ростопчина (Кипренский писал их портреты одновременно как парные) в портрете Ростопчиной господствует состояние одухотворенной тишины, сосредоточенного внимания. Женщина одета в скромное домашнее платье, глухой коричневый фон скрадывает контуры фигуры. Все внимание художника и зрителя приковано к ее нежному трепетному лицу, обрамленному легкой пеной кружев чепчика и воротника. В широко открытом невидящем взгляде, в кроткой улыбке, в заметном напряжении фигуры женщины, словно встрепенувшейся на чей-то зов, ощущается острота эмоционально-духовной жизни.
Кипренский проникновенно передал затаенный драматизм, готовность к страданию, то состояние душевного порога, на котором находилась его героиня. В 1822 году в Париже художник исполнил еще один портрет Ростопчиной, пережившей к тому времени психологический кризис, перешедшей в католичество. На портрете — прекрасный, но «засохший безуханный» цветок, некогда так притягивавший хрупкой и загадочной красотой.

Портрет А.О. Смирновой. 1830-е гг. Республиканский художественный музей Северо-Осетинской АССР
Портрет Е.С. Авдулиной. 1822 г. Государственный Русский музей
Портрет генерал-майора Е.И. Чаплица (героя отечественной войны, участника Бородинского сражения). 1813 г. Итальянский карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Д.Н. Хвостовой. (Жена сенатора В.С. Хвостова). 1814 г. Государственная Третьяковская галерея

пятница, 25 января 2008 г.

Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956) (продолжение)

Цветы на скамейке. 1954 г.
Смородина. 1955 г.
Портрет Н.П. Кончаловской. 1925 г. Государственная Третьяковская галерея
Гладиолусы и глоксинии. 1912 г. Собрание семьи Б.Н. Окунева
Поднос и овощи. 1910 г. Холст, масло. 73х92. Государственный Русский музей
Розочки и спаржа. 1955
Клубника. 1935 г.
Скрипач (портрет Ф.Г. Ромашкова). 1918. Бумага, итальянский карандаш
Агава. 1916 г. Холст, масло. 79х86 см. Государственная Третьяковская галерея
С покоса. 1948-1951 гг. Дирекция художественных выставок и панорам
Пионы. 1935 г.
Новгородский Кремль (Детинец) 9-12 вв. Из серии "Памятники русского зодчества. Новгород"

Николай Михайлович Кочергин - иллюстрации к сказке П. Ершова "Конек-Горбунок"

Браться сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.Кобылица молодая,
Задом, передом брыкая,
Понеслася по полям,
По горам и по лесам...И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конёк его горбатко
Так и ломится вприсядку,
К удивленью людям всем
Царь смотрел и дивовался,
Гладил бороду, смеялся
И скусил пера конец.
"Что, Иванушка, не весел?
Что головушку повесил?-
Говорит ему конёк,
У его вертяся ног.

Потеплее приоделся,
На коньке своём уселся,
Вынул хлеба ломоток
И поехал на восток -
Доставать тоё Жар-птицуВот полночною порой
Свет разлился над горой,-
Будто полдни наступают,
Жар-птицы налетают...Но девица не простая,
Дочь, вишь, месяцу родная,
Да, и солнышко - ей брат.

И серебряным веслом
В окияне правит том...Входит с гуслями в шатёр
И садится за прибор...
Тут в шатёр Иван влетает,
За косу её хватает...Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу...Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
Чудо-юдо рыба-кит"Здравствуй, Месяц Месяцович!
Я - Иванушка Петрович,
Из далёких я сторон
И привёз тебе поклон." Глядь: в пруде, под камышом,
Ерш дерётся с карасём.
Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился, -
Бух в котёл - и там сварился!"Любо, любо! -все кричат.-
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаём царя Ивана!"

Аминадав Моисеевич Каневский (1898-1976) - иллюстрации

К басне И.А. Крылова "Демьянова уха"
К повести Н.В. Гоголя "Майская ночь"
К повести Н.В. Гоголя "Иван Федорович Шпонька и его тётушка" Тётушка на охоте.
К басне И.А. Крылова "Кот и повар"
К повести Н.В. Гоголя "Иван Федорович Шпонька и его тётушка"
К сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино"
К сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

И.А. Кузнецов - иллюстрации к сказкам (продолжение)

Сообразительная Зариняр (Азербайджанская сказка)
"Шах говорит: "Давай играть до тех пор, пока не сдвинется с места моя учёная кошка!" - "Хорошо!" - ответила Зариняр".
Матти-весельчак (Карельская сказка)
"Вылез из берлоги медведь - злой, лохматый. А Матти не испугался, - сел на пенёк и заиграл на кантеле. У медведя ноги сами в пляс пошли!"

Е.М. Рачев - иллюстрации к сказкам

Иллюстрация к русской народной сказке "Колобок"
Иллюстрация к венгерской народной сказке "Два жадных медвежонка"
Иллюстрация к русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"
Иллюстрация к русской народной сказке "Маша и медведь"

четверг, 24 января 2008 г.

Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956)

Пётр Петрович Кончаловский родился 9 (21) февраля 1876 года в городе Славянске Донецкой области. Из семьи книгоиздателя П.П. Кончаловского, брат М.П. Кончаловского. В доме своего отца познакомился с В.А. Серовым, К.А. Коровиным, М.А. Врубелем, В.И. Суриковым, на дочери которого женился в 1902.
Учился в академии Жюлиана в Париже (1897—98) и в петербургской Академии художеств (1898— 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет», совместно с И.И. Машковым организовал «Студию рисования и живописи Петра Кончаловского и Ильи Машкова». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918—21) и Вхутеине (1926—29).
Ранние работы — портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916,— все в Третьяковской галерее; «Семейный портрет», 1912, «Верстак», 1917,— оба в собрании семьи Кончаловских).
После Октябрьской революции Кончаловский переходит от принципов живописи «Бубнового валета» к более реалистической манере, становится одним из ведущих мастеров русской живописи («Листья табака», 1929, собрание семьи Кончаловских; «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948,— оба в Третьяковской галерее).

Кончаловский был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие.
Лауреат государственной премии СССР (1943), награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Умер Пётр Петрович Кончаловский в Москве 2 февраля 1956 года.
Розы и аспарагус. 1954 г.
Натюрморт. Мясо, дичь и овощи у окна. 1937 г. Государственная Третьяковская галерея
Персики. 1935 г. Государственная Третьяковская галерея
Антоний Римлянин (собор Антоньева монастыря. 1117 г.) Из серии "Памятники русского зодчества. Новгород"
Город. 1913 г. Тульский областной художественный музей
На полдни. 1947 г. Государственный Русский музей.
Натюрморт. 1919 г. Государственный Русский музей
Сирень. 1939 г. Государственный Русский музей
Тетерев и вальдшнепы. 1953 г. Музейный фонд Министерства культуры РСФСР
Храм Жен-Мироносиц. 16 век. Из серии "Памятники русского зодчества. Новгород"
Портрет девочки. 1931 г. Холст, масло. 95х85 см. Костромской областной музей изобразительного искусства
Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде. 1119 г. Из серии "Памятники русского зодчества. Новгород"