Кипренский Орест Адамович - живописец и рисовальщик. По некоторым данным был внебрачным сыном бригадира А.С. Дьяконова. Учился в Академии художеств (1788-1803) у Г.И. Угрюмова и других. В 1805-1809 гг. - пенсионер за границей. С 1812 г. академик. С 1828-го жил и работал в Италии. С 1831 г. - профессор. Яркий представитель романтизма в живописи. Его портреты отмечены эмоциональностью, психологизмом и мастерством исполнения, ставящим его в один ряд с лучшими портретистами мира того времени. Круг его портретных моделей весьма широк. Это творческие натуры (к числу его шедевров относятся: "Автопортрет" , 1820, Галерея Уффици, Флоренция; Портрет В.А. Жуковского", 1816; "Портрет А.С. Пушкина", 1817, оба - в ГТГ), и участники войны 1812 года ("Портрет Е.В. Давыдова", 1809, ГРМ). Кипренский был одним из самых значительных мастеров карандашного портрета ("Портрет мецената А.Р. Томилова", 1813). Следует отметить его опыты в жанровой живописи. Кроме упомянутых, его работы имеются в Государственном литературном музее А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, музеях Владивостока, Владикавказа, Иркутска, Саратова, Таганрога, Твери, Томска, Бишкека, Риги и других.
Автопортрет. Государственная Третьяковская галереяПортрет графини Екатерины Петровны Ростопчитной. Исполнено в 1809 году. Холст, масло 77х61 см. Государственная Третьяковская галерея |
Женские образы, созданные О. А. Кипренским,— бесценная страница в истории русского искусства. Они явились откровением даже после шедевров Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Каждый из его портретов — будь то портреты Д. Н. ХВ9-стовой или Е. С. Авдулиной, С. С. Щербатовой или С. А. Голенищевой-Кутузовой — покоряет невиданной ранее степенью проникновения в душевные глубины образа, неповторимым своеобразием облика, безупречным исполнительским мастерством.
Одна из вершин среди них — «Портрет Е. П. Ростопчиной». Рядом со своим шумным, деятельным мужем, графом Ф. В. Ростопчиным, будущим незадачливым московским губернатором, коллекционером и литератором, она являла собой некую внутреннюю ему противоположность. По контрасту с изображением Ростопчина (Кипренский писал их портреты одновременно как парные) в портрете Ростопчиной господствует состояние одухотворенной тишины, сосредоточенного внимания. Женщина одета в скромное домашнее платье, глухой коричневый фон скрадывает контуры фигуры. Все внимание художника и зрителя приковано к ее нежному трепетному лицу, обрамленному легкой пеной кружев чепчика и воротника. В широко открытом невидящем взгляде, в кроткой улыбке, в заметном напряжении фигуры женщины, словно встрепенувшейся на чей-то зов, ощущается острота эмоционально-духовной жизни.
Кипренский проникновенно передал затаенный драматизм, готовность к страданию, то состояние душевного порога, на котором находилась его героиня. В 1822 году в Париже художник исполнил еще один портрет Ростопчиной, пережившей к тому времени психологический кризис, перешедшей в католичество. На портрете — прекрасный, но «засохший безуханный» цветок, некогда так притягивавший хрупкой и загадочной красотой.
Портрет генерал-майора Е.И. Чаплица (героя отечественной войны, участника Бородинского сражения). 1813 г. Итальянский карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Д.Н. Хвостовой. (Жена сенатора В.С. Хвостова). 1814 г. Государственная Третьяковская галерея
Другие работы художника: