суббота, 1 декабря 2007 г.

Иван Билибин - русский художник, иллюстратор сказок (продолжение)

Вольга. 1903. Открытка издания "Общины св. Евгении". №504. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Добрыня Никитич (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении". №211. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Михайло Потык (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении". №213. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Чурило Пленкович (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении". №214. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Пир у князя Владимира (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении". №209. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Крым. Коктебель. 1939 г. Акварель, бумага. 45,7х34,8. Государственный Русский музей
Садко. 1903. Открытка издания "Общины св. Евгении". №505. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
У колодца. 1901. Открытка издания "Общины св. Евгении". №128. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Змей Горыныч. 1912. Открытка издания "Общины св. Евгении". №5524. Из коллекции Э.Б. Файнштейна

пятница, 30 ноября 2007 г.

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник

МАКОВСКИЙ Владимир Егорович (1846-1920), российский живописец-передвижник. Брат К. Е. Маковского. Жизненные, тонко подмеченные сценки городского быта («Объяснение», 1889-91), полотна на социально-критические темы («Крах банка», 1881), образы революционной интеллигенции («Вечеринка», 1875-97).
Биографию и подробные сведения о художнике находятся здесь.

Варят варенье. 1876 г. Государственная Третьяковская галерея
Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик. 1900 г.
Две странницы. 1885 г. Дерево, масло. 15,5х11,5. Государственный музей Татарской АССР (Казань)
Автопортрет. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея
Ярмарка на Украине. 1882 г. Холст, масло. 89х126,5. Киевский государственный музей русского искусства
За лекарством. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея

Владимир Егорович Маковский, выдаю­щийся бытописатель русского города вто­рой половины XIX века, много внимания уделял и крестьянской теме. Это объяс­няется тем, что жизнь развивающегося капиталистического города, нуждающегося в рабочей силе, оставалась тесно связан­ной с деревней.
Апологеты буржуазной действительно­сти неизменно заявляли о цивилизатор­ской и миссионерской роли города по от­ношению к деревне. Полотно «За лекар­ством», экспонировавшееся на XIII пере­движной выставке, кажется на первый взгляд содержащим именно эту идею. Художник изобразил крестьянина, при­бывшего с больным ребенком в уездный городок за лекарством. Но, приглядев­шись к герою картины, мы обнаружи­ваем в нем внутреннюю настороженность и более того — некую готовность к от­пору. Не случайно живописец так строит композицию картины, что пространство пустынной прихожей земской больницы воспринимается словно бы отчужденным от изображенных персонажей. Чувствует­ся, что в городе крестьянин привык встречать к себе равно уязвляющие человече­ское достоинство или презрение, как к «неотесанной деревенщине», или сенти­ментальное умиление, точно бы перед по­лезным добрым животным. Художник-демократ, осуждая это, наделяет запечат­ленного им крестьянина чертами духовной тонкости и прирожденного интеллекта.
Политики. 1884 г. Государственная картинная галерея Армении (Ереван).
Картина «Политики», экспонированная на XII передвижной выставке, выявляет высокий уровень профессионального ма­стерства В. Е. Маковского. Он велико­лепно компанует, у него твердый, уверенный рисунок, тонкая цветовая гамма (не случайно в 1882 году после смерти В. Г. Перова его пригласили преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Показательно, что картина почти не была замечена критикой, а меж­ду тем меткая кисть живописца запечатлела весьма характерное новое явление, входившее в повседневную действительность Российского государства. В предше­ствующих работах, да и в находившейся на той же выставке картине «В передней», названной В. В. Стасовым «маленькой жемчужинкой», художник, воссоздавая обывательский быт, подчеркивал оторван­ность своих героев от общественной жизни. Духовная успокоенность, погружен­ность в круг мелких, зачастую чисто эгоистических интересов служили у Маков­ского характернейшими примерами мещанского существования.

В противоположность этому персонажи «Политиков» активны. Судя по газете в руке одного из них, они возбуждены со­бытиями, бурлящими где-то далеко за стенами изображенного кафе. Взволнован­ность отставного чиновника наталкивается на ледяную непоколебимость собеседни­ка — видимо, старого англомана. Худож­ник не подсказывает зрителю, в чью пользу решается спор. Его интересует не движе­ние сюжета, а сам факт увеличивающегося в России всеобщего интереса к политике.
На бульваре. 1886-1887 гг. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Е.И. Маковского (отец художника). 1863 г.
Портрет К.А. Трутовского. 1886 г.


Другие работы художника:

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение 2)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение 3)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение 4)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение 5)

Художники-однофамильцы: Маковские

Маковский Владимир Егорович

Иван Билибин - русский художник, иллюстратор сказок (продолжение)

В настоящем комплекте коллекционеры и многочисленные любители изобразительного искусства найдут воспроизведения открыток одного из первых русских издательств — «Общины св. Евгении», исполненных по рисункам И. Я. Билибина. Местонахождение оригиналов этих рисунков неизвестно, и поэтому данное издание представляет особый интерес. Всего же за время своего существования «Община» воспроизвела 52 работы художника, часть из которых попала в частные собрания, часть — в государственные хранилища, судьба остальных остается неизвестной.

В объявлениях «Общины св. Евгении» в марте — апреле 1905 года был помещен список оригинальных произведений, выставленных для продажи в складах «Общины» (сто сорок пять рисунков — в петербургском и сорок шесть — в московском), исполненных сорока восемью известными русскими художниками. Из них десять принадлежали И. Я. Билибину: серия из шести сюжетов «Богатырей», «Вольга», «Садко», «Молодуха» и «У колодца».
Почему же «Община св. Евгении» занялась столь несвойственным издательству делом? Причина заложоена в несколько необычной истории ее возникновения и дальнейшей деятельности. Как уже рассказывалось во вступительной статье к подборке открыток «М. В. Добужинский», в начале 1880-х годов известный художник Гавриил Павлович Кондратенко, будучи на этюдах в Крыму, встретил в Севастополе нищенку, которая, по ее рассказу, была сестрой милосердия в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Многие сестры милосердия вынуждены были разделить ее жалкую участь.
Кондратенко глубоко тронул рассказ нищенки, по приезде в Петербург он многим сообщил об этой встрече. В результате в 1882 году там был организован «Попечительный комитет о сестрах Красного Креста». Это была благотворительная организация, впоследствии переименованная в «Общину св. Евгении».Существовавшая только на частные пожертвования, «Община» нуждалась в средствах. В 1896 году она приступила к издательской деятельности, в том числе к ыпуску открыток.

Оригиналы, специально исполненные для открыток, художники обычно дарили «Общине». По мере их накопления «Община» время от времени устраивала распродажу по цене от 3 до 250 рублей за каждый рисунок.
Большой удельный вес в издательстве «Общины св.Евгении» принадлежал художникам объединения «Мир искусства», его главным участникам - Александру Бенуа, К. А. Сомову, Л. С. Баксту, М. В. Добужинскому и другим.
Билибин был членом этого объединения и одним из художников, произведения которых публиковала «Община».
***
Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Тарховке, близ Петербурга. В 1895 году он поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, затем учился в Мюнхене у А. Ажбе, потом у И. Е. Репина, в школе мастерской М. К. Тенишевой и в качестве вольнослушателя в Академии художеств.
Еще в годы учебы Билибин увлекался этнографией, его влекли к себе русские первопечатные книги XVI—XVII веков с их изумительными миниатюрами, русский лубок — народные гравированные картинки. Богатая творческая фантазия художника уносила его в чудесный, полный невероятных приключений мирсказок, былин, но мир справедливый, где торжествует добро и побеждает правда.
В 1899 году он исполнил ряд иллюстраций к русским народным сказкам для выставки «Мир искусства». Его замечательные иллюстрации к сказкам «Иван-Царевич и Серый Волк», «Царевна-Лягушка»,«Перышко финиста — Ясна Сокола» с их стилизованной цветной рамкой, в которую вкомпонованы пейзажи и орнамент с их фантастическим разноцветьем, утверждали новый, так называемый билибинский стиль в книжном оформлении русской сказки.
В 1902—1904 годах Билибин по командировке этнографического отделения Русского музея в Петербурге путешествовал по Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям России. Из своих поездок художник привез произведения, посвященные русскому Северу, пейзажи, в том числе архитектурные, изображения соборов, церквей, зарисовки одежды.
«Община св. Евгении» издала десять открыток с этих работ, часть оригиналов которых — «Почозеро», «Циозеро», «Село Подужемье», «Гапсельга» — находится в ГРМ, «Мельницы в Тотемском уезде Вологодской губернии» — в Серпуховском художественном музее. Местонахождение остальных неизвестно. Кроме того, «Община» выпустила также десять открыток с фотографий северного зодчества, выполненных Билибиным.
В период первой русской революции 1905—1907 годов художник сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта». Известность приобрел его рисунок «Осел в 1/20 натуральной величины», помещенный в журнале «Жупел» в 1905 году; для журнала «Адская почта» Билибин в 1906 году исполнил интересную по содержанию заставку.
В 1908 году Билибин был привлечен С. П. Дягилевым к работе над постановкой оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене театра «Гранд Опера» в Париже. Исполненные им восемь эскизов костюмов для этой оперы запечатлены на открытках «Общины». Судьба оригиналов этих эскизов также различна. До сих пор остается неизвестным местонахождение некоторых эскизов костюмов боярина, думного дьяка.
Длительный период (1920—1936) Билибин провел за границей — в Египте, Палестине, Сирии и, наконец, во Франции (Париже).
Возвратившись в Советский Союз, Билибин исполняет иллюстрации к роману А. Н. Толстого «Петр I (1937), к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1941), эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1937). С 1936 года Билибин занимается педагогической деятельностью — в качестве профессора Академии художеств. Умер И. Я. Билибин в 1942 году в Ленинграде во время блокады.
Со времени выхода в свет изданий «Общины св.Евгении» прошло много лет. Открытки сохранились лишь в немногих собраниях коллекционеров старшего поколения, молодым же коллекционерам почти не удается их приобрести. Поэтому предлагаемая издательством «Изобразительное искусство» подборка открыток, на которых запечатлены неизвестные широким кругам талантливые произведения Билибина, будет несомненно весьма полезной для более полного ознакомления с творчеством выдающегося русского художника.
Э. Файнштейн

Утро воскресенья. 1901. Открытка издания "Общины св. Евгении". №142. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Илья Муромец (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении". №210. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Славный град Леденец. 1911. Открытка издания "Общины св. Евгении". №5500. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Царь морской. 1911. Открытка издания "Общины св. Евгении". №5525. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Вологодская девушка в праздничном наряде (из серии "Народы русских северных губерний"). 1905 г. Открытка издания "Общины св. Евгении". №3230. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Пречудный богатырь Бова Королевич. 1911.Открытка издания "Общины св. Евгении". №5497. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Вологодская молодуха в праздничном наряде (из серии "Народы русских северных губерний"). 1905 г. Открытка издания "Общины св. Евгении". №3229. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Замужняя женщина Олонецкой губернии Каргопольского уезда (из серии "Народы русских северных губерний"). 1905 г. Открытка издания "Общины св. Евгении". №3227. Из коллекции Э.Б. Файнштейна

четверг, 29 ноября 2007 г.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (продолжение)

Яблоко и лимон. 1930 г. Государственный русский музей
Мальчик. Рисунок к картине "Купание красного коня". 1912 г. Бумага, итальянский карандаш. 62,9х46,9. Государственный русский музей
В детской. 1925. Частное собрание. Ленинград
Портрет (Жёлтое лицо). 1921 г. Частное собрание. Ленинград
Розовый натюрморт. Ветка яблони. 1918 г. Государственная Третьяковская галерея
1918 год в Петрограде. 1920 г. Государственная Третьяковская галерея
ПЕТРОГРАДСКАЯ МАДОННА
1918 год. Рушится старый мир. «Мы наш, мы новый мир построим». И как символ этой нарождающейся жизни — хрупкая былиночка, младенец на руках у матери. На пути к новой жизни — гражданская война, разруха, голод. Опасаясь за судьбу ребенка, мать сжалf его тонкую ручку с одним стремлением — преодолеть, выстоять, победить.
Белый платок, розовато-коричневое лицо, иконописность изображения — благодаря мастерству художника облик петроградской работницы становится новым символом материнства. Поистине Петроградская мадонна. Это было первое крупное произведение, написанное Кузьмой Сергеевичем Петровым - Водкиным A878— 1939) в послереволюционные годы. В это время художник находился под влиянием древнего русского искусства, множеством нитей переплетенного с духовным миром человека.
Великую Октябрьскую революцию Петров-Водкин воспринял как событие, связанное с глубинами народной жизни, долгожданное и необходимое. Он увлекся работой по реорганизации Академии художеств, активно участвовал в оформлении празднования первой годовщины Октября. И картина, названная художником «Петроград. 1918 год», написана  по живым впечатлениям того времени. Многолюдные очереди, тревожные листы воззваний и плакатов, жуткая слепота разбитых окон.
А в противовес этому — образ человеческой стойкости, мужества, чистоты. Утверждение права на счастье, героическая готовность перенести любые испытания ради будущего, ради счастья детей.
Шах-Зинда (Самарканд). 1921 г. Государственный русский музей
Утро. 1917 г. Государственный русский музей
Яблоки на красном фоне. 1917 г. Холст, масло. 41х58. Государственный русский музей

Карикатура. Из подборки открыток "Русские сатирические рисунки начала ХХ века"

Карикатура— «социально значительное и полезнейшее искусство»
М. Горький («Правда» № 30, 1932)
«Карикатура» в первоначальном узком значении — художественный прием, заключающийся в нарочитом преувеличении или искажении изображаемого с целью произвести комический эффект.
В настоящее время под карикатурой понимается сатирическое изображение, имеющее своей целью критическую оценку того или иного политического или бытового явления, носящего отрицательный характер.
Особенно широкое распространение сатирические изображения получили в графике—газет­ной и журнальной. Как правило, сатирический рисунок сопровождается кратким текстом, уси­ливающим и раскрывающим существо изобра­жения.
В России первые сатирические рисунки появляются в середине XVIII века в лубочных картинках.
Объектами сатиры были помещики, духовенство, старый суд, а позднее купечество. Зачинателем русской художественной карикатуры является А. Венецианов, осуществивший издание первого периодического сатирического издания — «Журнал карикатур на 1808 год в лицах». В журнале проводилась резкая критика высшего чиновного дворянства. По приказу Александра I журнал был уничтожен.
Подъем политической сатиры начинается с Отечественной войны 1812 года и достигает своего расцвета с ростом освободительного движения.
Демократическое движение 1860—1860-х годов способствовало дальнейшему развитию изобразительной сатиры. Передовые журналы того времени «Искра» Н. А. Степанова и «Гудок» Н. В. Иевлева публикуют рисунки, обличающие самодержавный строй и его приспешников. Даже в такой строго охраняемый цензурными держи­мордами «заповедник», как лубочная картинка, проникает дух обличительства. Появляется целый ряд листов, разоблачающих взяточничество, волокиту, отражающих бесправное положение русской женщины и пр.
Традицию Н. Степанова и Н. Иевлева продолжает с 1880-х годов художник-любитель М. М. Чемоданов, по профессии врач-стоматолог. Его острый карандаш отзывался на все политические события, вплоть до революции 1906 года. Он выпустил большую серию сатирических рисунков, бичующих царское правительство и его наемников, пытавшихся в потоках крови потопить мощное народное движение. Эти ри­сунки в больших количествах распространялись нелегально.
В журналах „Осколки", „Будильник" в 1890-х годах наряду с бытовыми юмористическими рисунками появляются острые карикатуры на международные темы, а также карикатуры, в которых показаны тяжелые стороны жизни рабочих, дикие нравы провинции и т. д. В дни революции 1905—1907 годов прогрессивная политическая карикатура заговорила полным голосом. Выпускалось большое число сатирических журналов («Жупел», «Пулемет», «Жало», «Адская почта», «Стрелы» и др.). В наи­более передовой группе журналов приняли уча­стие крупнейшие русские художники, создавшие ряд острых, насыщенных едким сарказмом кари­катур. Многие из этих художников продолжали работать после победы Великой Октябрьской революции (И. Билибин, М. Добужинский, Д. Кар­довский, Е. Лансере, Д. Моор и др.).
Годы реакции, последовавшие за революцией 1905 года, драконовские законы против печати не могли не наложить своего отпечатка на характер русской карикатуры. На некоторое время тематика юмористических журналов приобретает характер беззлобного зубоскальства и бытового юмора.
Однако уже перед первой мировой войной политическая сатира, хотя и робко, начинает поднимать голову.
Наряду с поверхностной либеральной юмористикой некоторым художникам удавалось изредка помещать в журналах политически зао­стренные рисунки. Некоторые из этих художников (В. Лебедев, В. Дени, А. Радаков, Н. Радлов и др.) впоследствии вошли в первые ряды совет­ских мастеров политической сатиры.
В годы первой мировой войны, в предреволюционные годы острие политической сатиры было направлено не только против главарей военной агрессии и „героев тыла", но и на разоб­лачение социальных несправедливостей и типи­ческих пороков прогнившего царского строя.
С. КЛЕПИКОВ
Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». №14 В. В. Лебедев «Застраховался» (Журнал «Новый сатирикон» № 45, 1916 г.) 
 «Вот некоторые говорят, что нашего брата—мародера вешать надо... Ну, при этой шее не знаю, за что они смогут зацепить веревку». Сатира направлена против крупных спекулянтов, которые в годы первой империалистической войны под защитой царского правосудия наживались на военных поставках и втридорога торговали предметами первой необходимости.

Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 16 Д.С. Моор (Орлов) «Коалиционное порождение» (Высшая школа верховой езды, Журнал «Будильник» № 26, 1917 г.)
 На рисунке изображен конь — олицетворение Временного коалиционного правительства, состоявшего из кадетов, меньшевиков и эсеров. На коне - всадник Керенский; он едва держится, пытаясь управлять конем. Так едко художник высмеял Керенского, пытавшегося удержаться в роли всероссий­ского диктатора. Как известно, этого коня и его незадачливого наездника навечно сбросила в мусорную яму истории Великая Октябрьская революция.
Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 11 А.Юнгер «Защита угнетенного» (Журнал «Новый сатирикон» № 6, 1913 г.) 
 «,Рабочие! — обращается к рабочим римский папа, — как вам не стыдно целой толпой нападать на одного». Художник гигантской, закованной в латы и сильно вооруженной фигуре капитала противопоставил небольшую группу рабочих, смело вступающих в борьбу. Их пытается умиротворить папа рим­ский. Карикатура направлена против служителей религии, выступавших в роли защитников империализма в канун первой мировой войны.

Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 4 С. В. Чехонин «Наша конституция — просят не дуть» (Журнал «Зритель» № 19, 1905 г.) 
Карикатура представляет собой остроумную сатиру на царскую «кон­ституцию», манифест 17 октября, которую большевики называли бумажной конституцией. Трудно представить себе более образную характеристику этой, с позволения сказать, конституции.

Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 5 И. Я. Билибин «Осел» (Журнал «Жупел» № 3, 1906 г.) 
Остроумная политическая карикатура на царя-самодержца. Художник нарисовал роскошную раму, применявшуюся лишь для портретов царя, и, по­местив в нее изображение осла, иносказательно охарактеризовал царя как тупое и глупое животное. За опубликование этого рисунка царское правительство посадило в тюрьму редактора журнала.

Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 12 А. А. Радаков «Мексиканское танго» (Журнал «Новый сатирикон» №17, 1914 г.)
 В 1914 году США проводили вооруженную интервенцию против Мексики. Однако, по газетным сообщениям, тогдашний президент США на запрос послов европейских стран о взаимоотношениях между США и Мексикой -ответил— „отношения Северной Америки и Мексики самые дружественные". Художник в своем рисунке разоблачает истинный характер этих отношений. Сухопарый дядя Сэм, танцуя с мексиканкой, пытается воткнуть ей в бок нож.

Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 15 А. А. Радаков «У Америки есть опасность захлебнуться от золота» (Журнал «Новый сатирикон» № 51, 1916 г.) Острие своей сатиры художник направил против империалистов США, которые на военных поставках воюющим европейским странам в годы первой империалистической войны нажили огромные богатства.

Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 13 Н. Э. Радлов «Совершенно невероятная история о том, как один чиновник Кутькин сделался натурщиком» (Журнал „Новый сатирикон" № 45, 1915 г.) 
«Он покупал сахар... купец снял с него пальто... Оттуда отправился в мясную лавку... Мясник снял пиджак... В зеленной и фруктовой сняли почти все. Оставили—исподнее... Табак оставил его в одной рубашке... И когда он, придя домой, опомнился..., но, что ему иное оставалось делать?» Этот са­тирический рассказ художник направил против купцов, вздувавших в годы первой империалистической войны цены на предметы первой необходимости и тем самым нещадно грабивших широкие слои населения страны.

среда, 28 ноября 2007 г.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (продолжение)

За самоваром. 1926 г. Государственная Третьяковская галерея
Натюрморт. 1920 г. Частное собрание. Ленинград
Портрет А.А. Ахматовой. 1922 г. Государственный Русский музей
Бокал и лимон. 1922 г. Холст, масло. 37х48. Частное собрание. Ленинград
Работница. 1925 г. Частное собрание. Ленинград
Интерьер. 1926 г. Бумага, акварель. 33х25,5. Государственный Русский музей
Иллюстрация к книге "Присказки". 1926 г. бумага, тушь, перо. 17,5х24,5 Частное собрание. Ленинград
Женская голова. 1922 г. Бумага, графит. 23х34,5. Частное собрание. Ленинград
Мать. Рисунок для журнала "Пламя". 1919 г. Бумага, тушь, перо. 30,8х29,9. Государственный Русский музей